Есть такие вещи, когда теряется не один человек, а весь народ. Русская Смута является временем, когда народ потерялся в какой-то серой мгле. Когда предательство, приобрело широкий шаг, лицемерие и жажда власти это то, что управляло тогда людьми. Люди не понимали, что происходит, правители менялись чуть ли не каждый год, время настало лихое.
Борис Фёдорович очень сильно боялся потерять свою власть. Он многое уже преодолел и ему надо продолжать убирать других наследников. Для этого он остриг и отправил в Антониево - Сийский монастырь двоюродного брата Фёдора Ивановича, Романова Фёдора Никитича. В монашестве он получил имя Филарет.
Примерно в это же время стали расходиться слухи, о том что жив истинный наследник трона, младший сын Ивана Грозного, Дмитрий. Он не был убиен в Угличе, а тайно спрятан. На деле же им оказался Григорий Отрепьев, ни то дворянин, ни то монах. Довольно грамотный для того времени, умел писать каллиграфически,знал польский язык и латынь, обладал решимостью. Как писал про него В. О. Ключевский "испечëн в польской печке, а заквашен в Москве". Его покровителем стал Юрий Мнишек, польский воевода, который обомлел от Григория. Было в нём что - то такое таинственное и манящее. Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал его распространить в России. А вот тут стало интересно католическим священникам, они такого человека, ждали давно. Поэтому его поддержали. Он им много чего наобещал, например: подарить земли Новгородские и Смоленские, Псков, земли та у него много. Я думаю, если бы даже поляки узнали, что он вообще не кто, они бы всё равно его поддержали бы, им не важно кто он, им важно что русские поддержат и они войдут в Московское государство. В 1604 году набрав пару тысяч наёмников, он двинулся на Москву, заранее был распространён слух об истинном наследнике. По этой причине на его сторону встало огромное количество людей, сосредоточиться крестьян, недовольных мещан и дворян и ещё куча других сословий, даже бояре в конце концов стали на его место. Крестьяне встречали его, как освободителя, ведь была вера, что станет, как раньше. Борис Годунов поначалу даже не верил в поддержку народа, хотя бояре его видимо не удивили. Не надёжный они народ. Борис видимо был в глубоком удивлении и не отправил войск против Лжедмитрия.
Все решилось под городом Кромы. Под Кромами в то что Лжедмитрий настоящий поверили уже и царские войска, они перешли на его сторону. 13 апреля 1605 года на 54 - м году жизни скончался Борис, как же это сыграло на руку. По прибытии в Москву начались гонения, сын Фёдор и мать были убиты , а патриарх Иов острижен в монахи и отправлен в монастырь. 20 апреля 1605 года Лжедмитрий был провозглашён царём. И вот тут начались безумия царя, которые подвергли народ в шок, царь себя провозгласил императором. Женился на литовской девице Марии Мнишек. Вступив в должность он не собирался выполнять обещания, потому что его обещания подняли бы его на вилы. Ввести католичество и отдать просто так земли, зато продолжил крепостничество, согласился что крестьян необходимо закрепощать. Его это не спасло, росло недовольство бояров из того, что по Москве свободно расхаживали поляки и литовцы и относились ко всём, как хозяева, начался рост налогов и поборов с целью отдать долг полякам. В мае 1606 года, не пробыв и года, вспыхнуло восстание. Восстание организовали Шуйские, просто кончилось терпение, да и всё уже понимали, что "Царь то - не настоящий", как говорил М. А. Булгаков. Восставшие перебили около 1К поляков в Москве, а Лжедмитрий пустился в бегство, выпрыгнул в окно и напоролся на "народные вилы", потом 20 ран насчитали, через дня три его сожгли и забив в пушку выстрелили откуда он пришёл т. е. в сторону Речи Посполитой.
Царём становится Василий Шуйский. Он активно встал на сторону боярства и решил не отнимать у них вотчины и без главного управленческого органа т. е. Боярской думы, бояр не судить. Боярин судит боярина. Ещё при Лжедмитрии, патриархом стал один хитрый грек Игнатий, но после восстания, его лишили права и сана. Новым патриархом стал Гермоген. Хоть и изгнали самозванца и стало как-то более спокойно в Москве, но вот окраина и не думала останавливаться, там обороты двигались полным ходом. Вскоре вспыхнуло новое восстание под предводительством Ивана Болотникова.