Найти тему
МИР (Море История Россия)

Немного грустная история про бронекатер 81, или... о действительном и мнимом патриотризме давно ушедших времен.

Напомню, что в предыдущей статье была фраза: "Летом 1975 г. Керченская группа «Аварийно-спасательных и подводно-технических работ» (АСПТР) вела очистку судоходного канала Керченского пролива и прилегающей к нему территории от подводных препятствий, состоявших, в основном, из остатков, затонувших во время войны кораблей и судов. 20 июня на диспетчерском совещании в АСПТР начальник группы А.С.Павлих сообщил, что в прошедший рабочий день капитан теплохода «Водолаз-22» доложил об обнаружении подводного препятствия возле судоходного канала против поселка Опасное".

Курсантская фотография командира БКА-81 Денисова В.Н.
Курсантская фотография командира БКА-81 Денисова В.Н.

Далее привожу уникальную информацию собранную моим соратником А.Бадякиным, известным историком "малого флота" (нижайший поклон за его работу).

"Полное водолазное обследование провести не смогли, так как заканчивался рабочий день, но объект обвеховали. Обнаруженный объект представлял танковую башню с приподнятым стволом пушки. На совещании старшему инженеру АСПТР В.В.Шатунову было дано задание выйти в пролив на том же «Водолаз-22» и возглавить подъем препятствия. Начальник так же сообщил, что с вечера достигнута договоренность с Морским торговым портом и с утра к обнаруженному объекту будет направлен 100-тонный плавкран.
Проведя несложные расчеты В.В.Шатунов дал задание бригадиру такелажников Т.К.Мамхедову подобрать 3 судоподъемных стропа для судоподъема. Вместе со стропами погрузили на «МЗ-147» гидромонитор и грунтоуборочные снаряжения. В это время диспетчер группы доложил, что плавкран вышел на радиосвязь и на буксире «Скиф» следует к объекту. После проведения подготовительных работ «Водолаз-22» вместе с «МЗ-147» вышел в пролив. На переходе водометный катер догнал плавкран и Шатунов по радиотелефону согласовал с капитаном плавкрана план предстоящих работ.
По прибытии на место с «Водолаз-22» под воду пошел Николай Кондрашов. Перед спуском был проведен инструктаж. Главное внимание было уделено тому, чтобы не спеша осмотреться вокруг башни: нет ли каких-либо взрывоопасных предметов. После спуска водолаз вскоре доложил, что попал прямо на башню. Видимость под водой до полутора метров. На стволе пушки в такт волнам колыхалась давно зацепившаяся и оборванная рыбацкая сеть. В илистом грунте вокруг башни водолаз не увидел ни одного характерного признака взрывоопасных предметов – артиллерийских выстрелов, снарядов, мин. Грунт был чист. По обе стороны от башни на длине около полутора метров прощупывался стальной настил, переходящий в бортовую обшивку. При движении от башни вперед около двух метров конструкция не прощупывалась. При движении назад от башни была металлическая конструкция. Через щуп водолаз четко чувствовал звонкую корабельную сталь. После подъема, сняв шлем, отдышавшись, он доложил, что это не танк, а, скорее всего бронекатер, наскочивший на мину, которая разрушила носовую часть.
Предстояло делать промывки под корпусом обнаруженного катера для заводки под днище судоподъемных стропов. Плавкрану было дано задание подготовиться к подъему корабля, вес которого с попавшим в корпус грунтом может быть более 60 тонн. Промывка закончена. Завели стропы. Последний раз в этот день водолазы спускаются под воду для проверки положения стропов на корпусе. Водолазы А.М.Чеверда и Б.П.Колесников в тот день работали особенно слаженно.
Плавкран начал набирать нагрузку. В это время с берега подают сигнал: пришла вторая смена водолазов и такелажников. Шатунова меняет старший водолазный специалист М.Г.Заболотный. Подъем продолжается. Показалась башня с поднятым стволом, потом настил палубы. В этот момент Заболотный замечает, что на верхней части обшивки катера уже слегка приподнятого над водой, появилась трещина. Появившаяся трещина ползет вниз – команда «Стоп!». Подъем продолжили после заведения дополнительного стропа. Выходящий из воды корпус темно-серого цвета, весь в наростах ракушки и песке. Из трещин и пробоин вываливается грунт и стекает вода. Все находящиеся на палубе крана и водометного бота сняли головные уборы…
Кран осторожно развернул стрелу и поднятый корпус уложен на палубу крана. Вся экспедиция стала готовится к переходу к месту выгрузки бронекатера на берег. Этим местом был определен угольный причал Керченского металлургического завода. Уже при выгрузке на причал из днищевой пробоины вывалился большой кусок грунта с бумагами. Осторожно отмыв грунт и подобрав бумаги, установили, что это оказались документы. С этого момента стало ясно, что тайну гибели экипажа могут разрешить только специалисты, работники музея. Группа АСПТР выделила мотозавозню «МЗ-147», на которую погрузили гидромонитор и необходимое грунтоуборочное оборудование, направила такелажников И.Т. Лозового и А.Н. Тыназова, моториста К.Г.Ломакина.
На следующий день рабочая группа вместе с сотрудниками музея прибыла на угольный причал, предварительно оповестив горвоенкомат, чтобы они организовали прибытие минеров для удаления обнаруженного боезапаса, находившегося в подбашенном отделении катера.

До 11 августа проводились грунторазмывочные и грунтоуборочные работы. На бронекатере, кроме документов и боезапаса были извлечены остатки экипажа: радист, мотористы, расчет пушки и остальные члены экипажа находились на своих боевых постах по отсекам. По сохранившимся документам было установлено, что это бронекатер №81 Азовской военной флотилии. Сотрудники Керченского историко-археологического музея начали собирать информацию о бронекатере"

Очень коротко напомню о катере.
БКА-81 был заложен в числе серии катеров пр. С-40 из 7 единиц в 1941 г. на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М.Горького под строительным №332 и 5.12.1941 г. зачислен в состав Волжской военной флотилии. Спущен на воду весной 1942 г. и 10 июля и вошел в строй ВВФ. Участвовал в обороне Сталинграда в составе первой бригады бронекатеров ВВФ.

7.7.1942 г. командиром катера был назначен ст. лейтенант Денисов Вячеслав Николаевич, 1918 г. рождения (перечислен во флот из Морпогранохраны НКВД). 1918 года рождения. В октябре 1938 года был призван на службу в Пограничные войска НКВД СССР. В 1939 году окончил 3-ю морскую пограншколу младшего комсостава, служил боцманом пограничного катера Мурманского погранотряда. В августе 1941 года Денисов досрочно окончил курсы помощником командиров катеров при Ленинградском военно-морском пограничном училище. Служил в составе Волжской военной флотилии.

Командир за  катера три дня до гибели.
Командир за катера три дня до гибели.

С 18.8.1942 г. БКА носил №24, с 16.11.1942 г. — №81; с 6.5.1943г. по 29.5.1943г — №332 (даты соответствуют временному зачислению БКА в состав Черноморского флота).

14.9.1943 г. БКА был переведен из состава 2-го отряда 1-го Гвардейского дивизиона 1-й бригады БКА ВВФ в состав АВФ.

Приказом командующего ВВФ №26/4 от 28.9.1943 г. гвардии ст. лейтенант Денисов В.Н. был награжден медалью «За боевые заслуги». Как сказано в наградном листе: «Тов. Денисов своим умением руководить личным составом и тактической грамотностью добился высокой боевой выучки личного состава катера. На учениях катер занял первое место по боевой выучке личного состава в 1-м гвардейском дивизионе БКА. Находясь на боевых позициях, тов. Денисов умелым сосредоточенным огнем с бронекатера не допускал самолеты противника к постановке минных заграждений, сбивая их с курса и заставляя набирать высоту».

Большую работу по установлению истории БКА-81 провели работники Керченского историко-археологического музея (директор в то время Н.И.Литвиненко). Занимающиеся непосредственно бронекатерами, сотрудники музея В.Кириленко и Л.Лазенкова и дали первые сведения в газете «Керченский рабочий» от 27.8.1975г.: «Пролив раскрывает тайну. Еще одна страничка о подвиге на героической Керченской земле…».
На запрос музея от 28.8.1975 г. Центральный военно-морской архив ответил, что "... циркуляром начальника организационно-строевого отдела ВВФ от 10.10.1943г №40 личный состав БКА-81, прибывший по железной дороге 02.10.1943г. из Астрахани в Ейск, зачислен в списки личного состава флотилии в составе:

-командира отделения комендоров, старшины 1-й статьи Антонова Николая Игнатьевича, 1920 г. рождения, срока службы с 1940 г.; командира отделения пулеметчиков,

-старшины 1-й статьи Конашко Алексея Николаевича, 1929 г. рождения (здесь опечатка, в реальности 20-го), срока службы с 1939 г.; старшины группы мотористов,

-старшины 1-й статьи Ткаченко Петра Даниловича, 1899 г. рождения, призван из запаса; командира отделения мотористов, старшины 1-й статьи Тарабарова Алексея Михайловича, 1912 г. рождения, призван из запаса;

-старшего моториста, старшины 2-й статьи Уруева Анатолия Алексеевича, 1921 г. рождения, срока службы с 1940г .;

-радиста, ст. краснофлотца Мизина Ивана Васильевича, 1922 г.рождения, срока службы с 1940 г.;

-радиста, ст. краснофлотца Селиванова Владимира Ивановича, 1922 г. рождения, срока службы с 1940 г.;

-пулеметчика, краснофлотца Иванова Василия Петровича, 1923 г.рождения, срока службы с 1941 г.;

-пулеметчика, краснофлотца Киберева Алексея Федоровича, 1920 г.рождения, срока службы с 1942 г.;

-старшего комендора, ст. краснофлотца Михайлова Леонида Михайловича, 1920 г. рождения, срока службы 1940 г.;

-комендора, краснофлотца Петрова Федора Григорьевича, 1923 г.рождения, срок службы с 1942г.;

-командира отделения рулевых, главного старшины Миронова Ивана Степановича, 1912 г. рождения, призван из запаса;

-рулевого, краснофлотца Морозова Сергея Георгиевича, 1906 г.рождения, призван из запаса".
В этом же сообщении ЦВМА отмечается:

«Приказом командира первого дивизиона бронекатеров Азовской военной флотилии от 7 декабря 1943 года БКА-81 с 5 декабря 1943 г. исключен из списков личного состава как погибший при операции по высадке десанта на Керченский полуостров с 1 по 19 ноября 1943 г.: старшина 1 статьи Антонов Николай Игнатьевич; старшина 1 статьи Ткаченко Петр Данилович; старшина 1 статьи Тарабаров Алексей Михайлович; старшина 2 статьи Уруев анатолий Алексеевич; ст. краснофлотец Мизин Иван Васильевич; краснофлотец Селиванов Владимир Иванович; краснофлотец Киберев Александр Федорович; ст. краснофлотец Михайлов Леонид Михайлович; краснофлотец Петров Федор Григорьевич; главный старшина Миронов Иван Степанович; краснофлотец Морозов Сергей Георгиевич».

Но есть разночтения по последнему экипажу катера. В рукописном списке состава экипажа гвардейского БКА-81 на 10 ноября 1943 г. (источник этого списка не обозначен) отсутствуют фамилии Уруева А.А. и Ткаченко П.Д., но включены: комендор гвардии краснофлотец Макеев Н., комендор гвардии краснофлотец Проценко Ф., моторист гвардии краснофлотец Мельниченко Ф. и моторист гвардии краснофлотец Шакиров.

Приказом командира дивизиона от 7 декабря 1943 г. №011 командир БКА-81 ст. лейтенант Денисов Вячеслав Николаевич, 1918 г. рождения, исключен из списков личного состава дивизиона, как «…погибший при высадке десанта на Керченский полуостров с 1 по 19 ноября 1943 г. при подрыве бронекатера на мине 10 ноября 1943 г. в Керченском проливе (утонул в море)».
В именном списке безвозвратных потерь личного состава 1-го дивизиона бронекатеров Азовской флотилии с 1 ноября по 12 декабря 1943 г. члены экипажа БКА-81 старшина 1-й статьи Конашко Алексей Николаевич и краснофлотец Иванов Василий Петрович значатся убывшими на излечение после ранения.
Приказом командира 1-го дивизиона бронекатеров Азовской флотилии от 7 декабря 1943 г. №012 бронекатер БКА-81 (зав.№332) исключен из состава дивизиона, как погибший при выполнении операции по высадке десанта на Керченский полуостров.

-3

Уже 19 августа 1975 г. последовало обращение директора КИАМ Н.Литвиненко первому секретарю Керченского ГК КП Украины Чистову С.А., где были такие слова:

«Поднятый бронекатер можно по праву назвать символическим памятником морякам ЧФ и Азовской флотилии – освободителям города-героя Керчи. Просим Вас отдать соответствующие распоряжения по организации торжественного захоронения останков личного состава гвардейского БКА-81. Особенно необходимым, нам кажется, расчистить, законсервировать и установить военный БКА-81 на постаменте в одном из скверов города».

Катер за 3 дня до гибели.
Катер за 3 дня до гибели.
Тот же причал
Тот же причал

На памятной мраморной стеле, установленной на могиле:
«Экипаж гвардейского БК-81 героически погибшего 10 ноября 1943 г.
Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Денисов В.Н. – командир катера
Антонов Н.И. – командир отделения комендоров, старшина 1 статьи
Ткаченко П.Д. – старшина группы мотористов, старшина 1 статьи
Тарабаров А.М. – командир отделения мотористов, старшина 2 статьи
Урчев А.А. – старшина мотористов, старший краснофлотец
Мазин И.В. – старший радист, краснофлотец
Селиванов В.И. – старший радист, краснофлотец
Кибирев А.Ф. – пулеметчик, старший краснофлотец
Михайлов Л.М. – комендор, краснофлотец
Петров Ф.Г. – комендор, главный старшина
Миронов Н.С. – командир отделения рулевых, краснофлотец
Морозов С.Г. – рулевой
И вновь обращает на себя внимание несоответствие в списке на стеле, в который включен Миронов Н.С., ошибки в написании фамилий Уруева А.А., Мизина И.В. и неправильные звания половины экипажа (по сравнению с информацией ЦВМА). У нас – все, как всегда…

Ладно, не важно.
20 августа 1975 г. к Первому секретарю Керченского ГК КПУ Чистову С.А. и председателю Совета депутатов трудящихся Дубову В.Ф. обратились начальник керченского гарнизона капитан 1-го ранга А.Гусев и и.о. начальника политотдела капитан-лейтенант Г.Гречухин: «Просим Вас принять решение о реставрации бронекатера, поднятого в проливе и постановке его на пьедестал для увековечивания памяти военных моряков, погибших в боях за город-герой Керчь, а так же о торжественном захоронении останков экипажа на воинском кладбище». И снова отписка: «т.Мордвиной И.А. – следует срочно создать комиссию и решить этот вопрос».
Траурный митинг, посвященный захоронению останков экипажа гвардейского БКА-81 был проведен на воинском кладбище Керчи. 26 сентября 1975 г.согласно порядка проведения мероприятий, утвержденных в установленном порядке…
Были приглашены на захоронение: Денисова Елена Алексеевна — мать Героя Советского Союза Денисова В.И. из Белгорода; Иванов В.И. – бывший член экипажа из г.Ладога, Ленинградской области; Сурядов Ф.Д. – бывший заместитель командира дивизиона по политчасти; Великий В.И. – Герой Советского Союза, бывший сослуживец, капитан 1 ранга; Абдурахманов А.К. – Герой Советского Союза, заместитель председателя Совета ветеранов Азовской и Дунайской военной флотилий.
Надгробный памятник был изготовлен рабочими Керченского СРЗ (директор Китиков Н.Г.). Художественный фонд (руководитель Гай Михайлович Шевчук) подготовил список погибших членов экипажа и надпись на надгробном памятнике (к сожалению, с целым рядом ошибок). Был произведено торжественное захоронение останков экипажа гвардейского бронекатера с воинскими почетстями.

Наиболее подробно о экипаже катера и его гибели сообщил в своих письмах и лично при приезде в Керчь бывший пулеметчик БКА-81 Иванов В.П., прослуживший на флоте до октября 1968 г. :

«Наш БКА-81 высаживал десант и переправлял боезапас на Керченский полуостров с 1 по 7 ноября 1943 г. в любую погоду, без отдыха и сна, совершая по 6-7 рейсов в сутки. Кроме того ходили в дозоры, не давая прорваться немецким кораблям к переправе. 7-8 ноября находились в дозоре, вели бой с немецкими кораблями. Только благодаря плохой видимости, шторму и большей скорости хода «немцу» удалось уйти». 11 ноября 1943 г. около 14.00 наш БКА-81 подорвался на мине когда возвращался с задания».

В составе экипажа из 16 человек он упоминает мотористов гвардии краснофлотцев Мельниченко и Шакирова, а также сообщает, что:

«Матросы Тармин, Алексеев, Фадеев, Горюк, Данилов, Щукиль, Чистяк, помню были на замене при выбытии из строя кого-либо. Старшина 1 статьи Коношко вместе со мной перед взрывом находился на верхней палубе в кормовой части. Снаряжали пулеметные ленты к ДШК. Лично я взрыва не слышал. Меня ударило чем-то тяжелым в грудь и я стал захлебываться водой. Вместе с Коношко лежали в госпитале №40 в Сочи. Гвардии старшина 1 статьи Антонов Н. во время взрыва был в башне. Это был смелый и бесстрашный старшина. Из его пушки подавлено несколько пулеметных точек противника при высадке первых десантов. Мотористы вместе с гвардии старшиной 1 статьи Тарабаровым в одном из предыдущих рейсов заделали пробоину от прямого попадания в машинный отсек, откачивая воду во время боя. Моторы работали бесперебойно. Во втором бою бронекатер получает пробоину в районе кормового кубрика. Гвардии краснофлотцы Кибирев, Селиверстов заделали пробоину не смотря на шторм. Гвардии краснофлотец Мизин Леонид, радист, бесперебойно находился в радиорубке, передавая боевые команды. В одном из боев гвардии краснофлотец Петров, Селиверстов и я по пояс в воде выгрузили на берег боезапас и технику под артиллерийским и минометным огнем и затем вернулись на боевые посты. Люди, которые погибли, были молодыми героями и не раз смотрели смерти в глаза. Вспоминаются при этом слова командира: «Не опускай голову – будешь цел!»
При ведении боевых действий, в горячке первых дней десанта, при больших потерях личного состава флотилии, вести своевременный учет потерь и ротации личного состава не представлялось возможным. Учитывая эти факторы, ответить на вопрос – сколько всего было членов экипажа БКА-81 на момент гибели, как определили по останкам поднятым на поверхность окончательный список моряков, весьма затруднительно.

А, катер... катер продолжал лежать на причале. О поднятом бронекатере, лежащем на угольном причале КМЗ, со временем городские «вожди» забыли. Как обычно, не нашлось средств на ремонт катера и установку его в качестве памятника.

А, потом поступило указание разделать его на металлолом... Резали его вместе с остатками немецких БДБ, поднятых со дна моря. Тогда в утиль ушло очень многое...


Литература:
1. Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 192801945 г.г., Москва, 1988 г..
2. Платонов А.В. Советские мониторы , канонерские лодки и бронекатера. Москва.
3. Широкорад А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг., Минск, 2002 г.
4. Демиденко О.И. Комплекс документов бронекатера №81, поступивших в фонд Керченского исторического заповедника//Научный сборник Керченского исторического заповедника. Выпуск II. Керчь, 2008 г. С. 118-126.
5. Газета «Керченский рабочий». Керчь. 28.8.1975 г.
6. Лысенок В.И. Советские бронекатера, рукопись. 1987 г. Из архива Бадякина А.Н.
7. Личный архив Бадякина А.Н., г.Керчь.