Броский и утончённый, отражающий эстетику наигранного жеста. Именно так можно вкратце охарактеризовать маньеризм, одно из главных течений в живописи XVI века.
Его часто путают с пышным барокко. Однако при внимательном изучении можно легко найти отличия.
В этой статье мы с вами рассмотрим характерные черты маньеризма и чем он отличается от барочной и ренессансной живописи.
Краткая история
Маньеризм возник в 1520-х годах, когда идеалы Высокого Возрождения стали рушиться. В этот период Италия столкнулась с глубоким общественным кризисом.
В искусстве начали меняться ценности, и перед художниками встала нелёгкая задача — найти новые смыслы и художественные средства.
Если искусство Высокого Возрождения — это гармония и рациональность, то мастера маньеризма отражали в картинах представления о неустойчивости мира и неопределённости.
Маньеристы начали создавать перегруженные композиции, удлинённые и деформированные фигуры вместо идеальных образов, созданных Рафаэлем, Леонардо да Винчи и Тицианом.
Отличительные черты маньеризма в живописи:
— множество персонажей на одной картине;
— изящно деформированные обнажённые тела;
— вытянутые фигуры и странные, жеманные жесты;
— много скрытых символов;
— «эстетизация» линий руки, силуэта;
— яркая и контрастная палитра цветов на пастельном фоне;
— картины насыщены или эротизмом, или подчёркнутым аскетизмом;
— игра с перспективой и освещением;
— напряжённость поз передаёт ощущение внутренней тревоги и беспокойства.
Мадонна с длинной шеей
Посмотрите на эту картину. В ней всё нарочито причудливо и нереально: вытянутые пропорции тела мадонны, его волнообразный изгиб, сверхъестественный разрыв между архитектурным фоном и фигурами на первом плане.
Обратите внимание на длинную шею и извивающуюся руку мадонны. Во взгляде, позе, жесте и даже в том, как мадонна придерживает младенца одной рукой — во всём этом можно заметить некую театральную наигранность.
Теперь сравните эту картину с произведением Рафаэля Санти.
Никаких вытянутых фигур, жестов и наигранности. Здесь мы ощущаем лёгкость, наблюдаем гармонию цветов и естественность образов на фоне спокойного пейзажа. Эта картина умиротворяет.
Чем отличается барокко от маньеризма?
В отличие от маньеризма в живописи барокко:
— меньше наигранных жестов;
— больше помпезности, драмы, роскоши и праздности;
— больше прямолинейности, анатомической правды и меньше подтекста.
— часто можно увидеть кульминацию действия или события.
Картина «Уверение Фомы» художника-маньериста Франческо Сальвиати.
Картина «Последствия войны» Питера Пауля Рубенса, выполненная в стиле барокко.
Известные художники-маньеристы:
Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джузеппе Арчимбольдо, Аньоло Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Джулио Романо. Отчасти влияние маньеризма прослеживается у Рафаэля, Микеланджело, Тициана и Эль Греко.
Чтобы дополнить знания о стилях в искусстве, рекомендую вам прочитать мои статьи, посвящённые барокко, рококо и классицизму:
Как отличить барокко от рококо?
Что такое классицизм? Шпаргалка по стилю в искусстве
Ну и, конечно, не забывайте подписываться на наш телеграм-канал, где мы ежедневно публикуем новости из мира искусства.