Есть у нас в городе памятник, который является свидетелем страшных событий 1942-1943 годов. Когда-то это был терапевтический корпус областной клинической больницы. А во время Великой Отечественной войны здесь проходила линия фронта.
Ротонда, возвышающаяся над зданиями у перекрестка улиц 45-й дивизии, Транспортной и Бурденко, - памятник для Воронежа уникальный. Его особенность в непохожести на другие памятники войны, в его размерах и формах, в многоплановости информации, которую несет он в себе. И «автором» этого является война.
Ротонда – памятник великого ратного подвига советских воинов, символ стойкости, мужества и героизма защитников Воронежа. Изуродованные войной железобетонные плиты, свисающие с купола, иссеченные осколками колонны, путаница арматуры от крыши до подвала дают представление о силе вражеского удара по незащищенному мирному городу, когда он еще находился за полторы сотни километров от линии фронта.
11 ноября 1965 года Ротонда стала сохраняться как памятник войны и вошла в Линию Ратной Славы Воронежа.
Сегодня Ротонда продолжает оставаться памятником истории и войны, хоть и с обвалившемся от времени куполом. Памятник максимально законсервирован и является частью мемориальной зоны Транспортного сквера. В сентябре этого года (8.09.2023) здесь поставили памятник красногвардейцам, отдавшим свою жизнь во имя жизни.
И как бы пафосно не звучали слова о подвигах бойцов Великой Отечественной войны, сколько бы мы не бравадились, но нет у нас, к сожалению, именно того духа, той внутренней силы, которая была у наших дедов и прадедов.
Летом 1942 на улицах Воронежа красноармеец Геннадий Вавилов, лейтенант Михаил Бовкун и старшина Михаил Абызов совершили подвиг. Каждый из них закрыл грудью амбразуру вражеского дзота и ценою своей жизни обеспечил выполнение боевой задачи. Так Воронеж стал первым и остался единственным в истории Великой Отечественной войны, на улицах которого был трижды совершен столь выдающийся подвиг.
15 июля 1942 года 796-й стрелковый полк вел бои в районе стадиона «Динамо». Красноармейцы дружно атаковывали фашистов, вступали в рукопашную схватку. Самый молодой боец взвода Геннадий Вавилов первым ворвался на улицу Ленина и умело выбивал фашистов из подвалов и чердаков. Невысокий, щуплый юноша… для него это был первый бой.
Откуда-то из развалин не прекращая бил пулемет, поливая пулями моствую, хлестал по окнам и фундаментам зданий. Дважды рота пыталась подняться в атаку, но огонь пулемета заставлял бойцов вновь припадать к земле. рядом с Вавиловым уже были раненые и убитые, да и всей роте угрожала гибель.
Прощупывая взглядом улицу Вавилов старался найти место, где укрылся вражеский пулеметчик. наконец обнаружил и испросил разрешения уничтожить дзот.
«- Действуй, товарищ Вавилов! – разрешил лейтенант Бовкун и добавил: - Только бцдь осторожен, держись ближе к домам».
То ползком, то перебежками, когда замолкал пулемет, Вавилов подобрался к огневой точке – до нее оставалось 30-40 метров. Геннадий оглянулся назад, увидел товарищей, приникших к земле, так как пулемет не давал даже поднять головы. Геннадий продолжмл движение, но гитлеровцы уже засекли его и открыли огонь из автоматов. одна из пуль угодила в руку, другая – в ногу, но Геннадий продолжал свой путь. через несколько метров приподнялся и метнул в дзот гранату. пулемет продолжал строчить. вторая граната тоже не помогла. Тогда Вавилов стремительно поднялся, нажал на спусковой крючок автомата и устремился к дзоту. ранения не помешали ему осуществить задуманное. Геннадий подбежал к амбразуре раньше, чем немцы успели понять, что происходит.
Замолчавший пулемет и могучее «ура» подняло бойцов в решительную атаку. Красноармейцам удалось ворваться на позиции гитлеровцев.
Геннадий Сергеевич Вавилов был посмертно награжден орденом Ленина. Он похоронен в братской могиле у станции юннатов.
В документах так сообщалось о подвигах: «Через несколько дней подвиг Вавилова повторил лейтенант Бовкун – с гранатой в руках он бросился на немецкий дзот и взорвал его».
Бовкун совершил свой подвиг 17 июля на улице Ленина.Михаил Кузьмич родился в селе Маячка Новосанжарского района на Полтаве в 1918 году. Родившись в семье крестьянина-бедняка, Михаил был самым младшим, седьмым членом семьи. в 20-е годы ХХ века в Маячке организовывались коммуны из бедняков. одной из первых в такую коммуну вошла семья Бовкун. Окончив местнуую семилетку, Миша поступил в Полтавский железнодорожный техникум. Жил у старшей сестрф Серафимы, работавшей учительницей. К урокам относился старательно, активно участвовал в общественной работе, увлекался футболом, одним из первых в техникуме стал значкистом ГТО 1ступени, оыень любил животных. Таким же он был и в дистанции пути станции Кирова, куда пришел работать после техникума. Из Кирова он ушел добровольцем в армию.
После того, как 796-й стрелковый полк майора В.Я. Петренко выбил фашистов с территории стадиона «Динамо», завязались упорные бои за прилегающие к нему улицы. Первый батальон начал штурмовать здания на улице Ленина, ставшей осью наступления всего полка.
С утра 17 июля бой шел на подступах к педагогическому институту. Здесь путь роте преградили вражеские дзоты. В наибольшей опасности оказался взвод лейтенанта Бовкуна, действовавший в центре боевого порядка. Видя, что красноармейцы Максим Асташкин, Василий Матюшин и Анатолий Титов безуспешно пытаются подобраться к огневым точкам, вперед пополз командир взвода. Бойы видели, как лейтенант подобрался к центральному дзоту и забросал его гранатами. Однако пулемет продолжал строчить. У Бовкуна оставалась еще одна граната, но он, видимо появ, что так дзот не уничтожить. нужен был взрыв в самой амбразуре. и Михаил Кузьмич поступил так же, как два дня назад Вавилов. Прижав к груди последнюю гранату лейтенант рванул к амбразуере и упал на нее. Последовал мощный взрыв. Рота поднялась в атаку. противник отступил к следующем кварталу.
Вечером того же дня у железнодорожного переезда однополчане хоронили погибших. В той же братской могиле, где был ранее похоронен Геннадий Вавилов лег и его командир Михаил Бовкун. Два комсомользца, русский и украиней, суздалец и полтовчанин, пожертвовали собой ради выполнения боевой задачи и сохранения жизни своих товарищей.
А недалеко от педиснститута протянулись улицы их имени.
На рассвете 19 июля 1942 года к Воронежу с севера (Задонское шоссе) подошла 303 стрелковая дивизия и прямо с марша вступила в бой с противником. Полки сибиряков нанесли сокрушительный удар, выбили из Ботанического сада, стали теснить его к областной больнице (сегодня это место, где находится памятник Ротонда), ипподрому, аэропорту, кладбищу. в документах 303-й стрелковой дивизии этот бой описывается так: «Противник не жалел сил для того, чтобы вернуть утраченные позиции. Он вел бешеный артиллерийский огонь, переходил в контратаки при поддержке танков. Авиация немцев беспрерывно обстреливала и бомбила наши позиции. Смерть бушевала на поле боя. С каждым часов все усиливался огонь. Казалось, никто и ничто не сможет выдержать этого страшного шквала огня и стали». Но сибиряки выдержали. Они отбили все контратаки и продолжили продвижение к окраинам Воронежа. Наиболее успешно наступал 849-й стрелковый полк под командованием майора М.К. Губанова.
Пример умелой маскировки на открытой местности показывал старшина и парторг 7-й роты Михаил Абызов. Кузбассовец, крепкий телосложением, Михаил и пламенным словом, и личной храбростью, очищая то автоматной очередью, то гранатой путь, вел за собой свою роту.
Уже красноармейцы заняли большую часть поля, уже противник отступил к окраинным домам, когда в стрельбу немцев вплелась длинная пулеметная очередь. Несколько наших бойцов погибло, остальные упали в выгоревшую траву. Враг бил из дзота. Старшина Абызов разглядел укрытие фашиста и пополз вперед. Открытая местность исключала любую возможность обойти дзот стороной.
Дзот рядом и Абызов кидает подряд 2 гранаты. Припав к земле, он замечает, что ранен, но тут же забывает об этом, увидев, что его рота пошла в атаку. А пулемет продолжает стрелять. И старшина понимает, что роту надо спасать, что пулемет надо заставить замолчать, но нет ни гранат, ни патронов.
«Абызов поднялся, быстро подбежал к амбразуре и упал, закрыв ее своим телом. Дзот замолчал. Могучее «ура» сотрясло все вокруг, рота пошла в атаку» - говорится в архивных документах.
Вслед за 7-й ротой на окраину Воронежа ворвались бойцы всего 3-го батальона, затем и полка. Подразделения заняли ипподром, вышли на улицу Клиническую.
Старшина Абызов был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Благодаря его подвигу, враг был прочно заперт в черте города и не смог продвинуться на север, по Задонскому шоссе ни на шаг.
Михаил Петрович Абызов родился в 1910 году в селе Березово Кемеровской области. Он был надежным помощником командира и политрука роты в обучении и воспитании роты, добрым наставником для молодых.
Отстояв Воронеж, сибиряки ушли, оставив на северо-западной окраине нашего города могильные холмики погибших товарищей. Теперь на этом месте братская могила и памятник Славы. А недалеко от памятника есть улица, носящая имя Михаила Абызова.
На памятнике, посвященному подвигу красноармецев есть еще одно имя - Лазарь Дзотов.
Он был учителем истории в селении Дур-Дур в Северной Осетии. Когда началась война, Лазарь одним из первых встал в ряды защитников Родины. Местом его боевого крещения и бессмертия стал Воронеж.
26 июля 1942 года передовые подразделения 100-й стредковой дивизии форсировали реку Воронеж в районе села шилово, захватили плацдарм на западном берегу. К вечеру следующего дня к реке выдвинулся 454-й стрелковый полк под командованием капитана И.г. Семижона. Взвод лейтенанта Дзотова занял позицию в рощице на окраине деревни Яковлевки. Отсюда хорошо просматривался правый крутой берег у Трушкино и Шилово, где закрепился враг. пклеметчики били по огневым точкам противника.
Переправа стрелков проходила успешно. Однако вскоре с колокольни церкви в Шилово пошла пунктирная цепь трассирующих пуль. Дзотов сам сел за пулемет, ведь еще в годы учебы он славился меткой стрельбой. Не подвел и на этот раз.
Вслед за стрелками пулеметчики переправились на плацдарм. Враг пошел в контратаку. Бой за Шилово и Трушкино продолжался трое суток, не утихая ни на минуту. Фашисты отчаянно сопротивлялись, однако сдержать натиск Красной Армии не смогли.
В те же дни наша армия готовилась к штурму Чижовских высот в правобоережной части города. Наступление 40-й армии намечалось на 12 августа. Пулеметчики Дзотова получили задачу прикрыть переплаву полка. Подготовив к бою расчеты, лейтенант Дзотов приказал бойцам отдыхать, а сам сел за письмо.
«Мне завтра исолнится 22 года. А сегодня я получил приказ обеспечить переправу полка через р. Воронеж. Задача трудная, но я ее обязательно выполню…» (Письмо пришло домой, когда Лазаря уже не было в живых).
Утро 12 августа, в 4 часа 15 минут, началось мощным залпом десятков «катюш», орудийным громом и рокотом авиационных моторов. 454-й полк успешно переправился на западный берег. Многие подразделения уже стали взбираться на высоты. Пулеметчики тоже прошли по мосткам шаткой переправы и устремились за передовыми подразделениями. Взвод Дзотова вел огонь по зданиям, где засели фашисты.
Заняв большой дом, бойцы начали устанавливать пулеметы, как вдруг с чердака на них стали прыгать гитлеровцы. Завязалась рукопашная, закончившаяся победой взвода.
За трое суток ожесточенных боев дивизия прорвала оборону противника и прочно овладела довольно большим плацдармом на Чижовке.
После небольшого ночного затишья на рассвете 15 августа бой вспыхнул с новой силой. Дзотов, командовавший уже двумя взводами, повел пулеметчиков в обход позиций врага, чтобы обрушить на фашистов огонь с фланга.
Он первым выскочил из окопа. Пулеметчики бросились вслед за командиром. Но через несколько шагов лейтенант упал, но бросившимся к нему бойцам крикнул: «Не останавливайтесь. Вперед!». Когда через полчаса бой стих, пулеметчики нашли своего командира мертвым на том же месте. В руке был зажат листок и комсомольский билет. на листке было написано письмо. Письмо-клятва, письмо-завещание.
Он похоронен в братской могиле на Чижовском плацдарме, но имя его живет и сейчас. в 2016 году была открыта мемориальная доска на улице имени героя, а в этом году его имя выбито и на памятнике красногвардейцам.
Мы иногда живем и ходим по улицам, не задумываясь в честь кого они названы, проходим мимо не замечая, что у некоторых мемориальных досок стоят люди, пытаясь хотя бы погладить буквы дорого им имени.
Сухая статистика, но только вдумайтесь в эти цифры.
Геннадий Вавилов – 19 лет
Лазарь Дзотов – 22 года
Михаил Абызов – 32 года
Михаил Бовкун – дата рождения, к сожалению, так и не установлена, но не думаю, что был старше своих товарищей.
Подвиги были совершены в июле 1942 года – 15-е, 17-е и 19-е число – и 15 августа. Независимо друг о друга, в разных концах города… подвиг, который теперь каждый знает под именем «подвиг Матросова».
Помнить ли подвиги наших дедов? Дело, конечно, каждого… Но забыв, мы получаем новую войну. А потом горько повторяем слова старшего поколения – «ЗА МИР ВО ВСЕМ МИРЕ!»