Оглавление
Первая наша ночь в лесу была очень тёплая и влажная, хотя дождя больше не было. Мы с дочерью спали в палатке раскутанные: ощущение было такое, что температура на улице не ниже 18 градусов. Палатка стояла на толстом ковре из мокрого от дождя мха, и когда мы ночью ворочались - под днищем палатки буквально хлюпала вода, выжимаемая из мха. Однако внутри палатки было сухо. Когда мы проснулись и дочка откинула полог тента, она посмотрела на окружающую обстановку и торжественно произнесла:
- Рай в шалаше!
В сказочном мшистом сосновом бору было, действительно, очень неплохо. Александра и дети высказывали мысль: не остаться ли тут на все три дня нашего путешествия?
В окрестностях нашей стоянки было много грибов и ягод. Александра с сыном проснулись рано - и набрали с утра немало.
Костёр мы с утра всё-таки разожгли - и даже приготовили на нём что-то из еды. И вообще наш лагерь начал становиться обжитым.
Комары, которых годом ранее в этом месте не было совсем - в этот раз присутствовали (видимо, по причине сырости), но в очень небольших количествах. Кроме них, обнаружился ещё вот такой жук.
Пышным густым мхом была не только вся земля покрыта - он даже на деревьях присутствовал.
И всё бы было замечательно в этом сказочном лесу - только мы планировали найти место на берегу Унжи, где можно спустить на воду лодку. На левом берегу мы до такого местечка доехать не смогли. Решили переместиться на правый берег, а там посмотреть по ситуации: либо поехать в Черменино, где стояли лагерем годом ранее; либо проехать дальше и добраться до деревни под названием Даравка, путь до которой сулил некоторое преодоление бездорожья. После неспешного завтрака мы так же неспешно собрали вещи. Я нашёл толстое сухое дерево и умудрился его повалить, а Саша распилил его бензопилой на брёвна, которые мы погрузили на багажник Ховера. Уже ближе к полудню мы всё погрузили в машины - и поехали вниз по Унже.
Лужи на обратном пути проезжались быстрее: их уже не нужно было прощупывать ногами. А этот огромный валун рядом с дорогой я приметил ещё вечером предыдущего дня. В этот раз остановились рядом для фото.
Эти глухие, заповедные края очень богаты ягодами и грибами. Рядом с валуном обнаружился крупный черничник, на который мы отправили детей - попастись.
Саша и Саша в это время устроили "тихую охоту" на грибы - и набрали весьма немало.
Наши автомобили добрых полчаса простояли посреди дороги, никому не мешая. Ситуация, которую невозможно себе представить в Москве (да и в практически любом городе). Тишина и простор кругом - вот зачем мы ездим в лесную глушь.
На той туристической стоянке, откуда открываются шикарные виды вверх по течению Унжи, мы снова остановились.
Небо над рекой уже не было таким мятежным, как предыдущим вечером.
Поскольку бездорожья более не ожидалось до самого Кологрива, мы решили накачать колёса до "грейдерных" полутора атмосфер.
На песчаной лесной грунтовке основным препятствием были лужи, самые большие из которых мы к тому моменту уже проехали - да и они не требовали внедорожного давления в шинах. А тот колеистый участок под Колохтой, перед которым мы стравились до 0.7 атмосферы предыдущим вечером, я запланировал объехать через сам посёлок.
Так оно и получилось: с песчаной дороги мы свернули в саму Колохту и проехали её насквозь по поселковой дороге. После Колохты уже начался грейдер, по которому мы добрались до Кологрива. Дозаправляться и докупать продукты не стали: и топлива, и еды у нас было достаточно. Пересекли Унжу по мосту - и на правом берегу поехали вверх по течению по грейдеру, знакомому с прошлого года.
Очередное приключение началось, когда мы увидели в кювете слетевший с дороги разбитый УАЗ с идущим из-под капота паром. Остановились. Водитель был внутри, но почему-то наружу не выходил. Потом всё-таки вылез:
- Здорово, меня зовут Саня. Уснул за рулём! Может, вытянете?
Мы развернули автомобили, начали разматывать лебёдки. Саня попутно спросил:
- У вас сигареты не будет?
- Мы никто не курим, - ответили мы.
Пока мы возились с тросами, он залез в свою машину и, видимо, там вздремнул немного. Снова вышел на улицу:
- О, здорово, я Саня! А вы чего, УАЗ хотите вытянуть? Да ну его на х..., бросьте его тут! Я пешком дойду.
Мы строго ответили, что бросить его тут вместе с УАЗом, в принципе, не против, потому что ехать нам ещё далеко и долго. Предложили:
- Может, позвонить кому-нибудь, чтобы приехали за тобой?
- Кому? - испугался Саня. - Ментам, что ли? Чтобы они приехали за мной и опять права у меня отобрали?!
(А нам незадолго до УАЗа в кювете как раз встретилась полицейская машина.)
Через минуту он опять спросил:
- У вас сигареты не будет?
- Мы не курим.
- Да? Как так? А кто курит?
Сейчас странно вспоминать, что нас не заставили насторожиться ни эти диалоги, ни явный запах спиртного от Сани. Тогда подумалось: может, тут принято в таком состоянии ездить - всё-таки края дикие, глухие.
Наконец, мы зацепились за УАЗ двумя лебёдками, начали тянуть. Капот моторного отсека, от удара врезавшийся в дерево, начал загибаться. Саня, мирно дремавший в водительском кресле, проснулся, выскочил:
- Вы что делаете? Вы мне машину сейчас разорвёте!
- Да мы твою машину из кювета вытаскиваем!
- Да? Тогда ладно. Я, кстати, Саня. У вас сигареты не будет?
Оказалось, что вытащить из кювета машину даже двумя лебёдками - не такая простая задача. Наконец, мы нашли правильную позицию: одной лебёдкой тянули УАЗ за задний бампер назад под острым углом к дороге, а другой подтягивали вбок - почти под прямым углом, тоже за задний бампер. И дело вроде бы пошло. Медленно, но верно УАЗ стал возвращаться на горизонтальную поверхность. Но - тут дремлющий Саня снова проснулся и (по совету водителя попутной машины, остановившейся перед нашими внедорожниками) завёл двигатель (без антифриза!), включил задний ход и нажал газ в пол! Огромные и "злые" Forward Safari 500 тут же начали пробуксовывать, копая землю. УАЗ начал двигаться немного назад, при этом активно сползая в кювет. Опрокинуться ему помешали лишь деревья, но наши машины он тоже за собой потянул.
Мы разозлились, осознав, в каком состоянии находится Саня, и поняли: оставить его в кювете будет безопаснее и для его машины, и для него самого, и для остальных участников дорожного движения. Отцепили тросы от УАЗа и начали сматывать лебёдки. Грейдер казался совершенно пустынным - но за время наших попыток вытащить из кювета автомобиль пьяного Сани скопилась очередь из нескольких машин и одного мотоцикла, которых уже настало время пропустить. Тут как раз подъехал ещё один автомобиль - видимо, с его знакомыми. Женщина вылезла, подошла к нему и сразу спросила:
- Саня, ты что, совсем оборзел? Почему ты пьяный за рулём?
Он тем временем снова успел задремать в УАЗе, а потом вышел, увидел нас:
- О, здорово! Меня Саня зовут! Уснул за рулём. Может, вытянете?
- Да мы тебя только что вытаскивали! Ты и свою машину чуть не угробил, и наши!
Саня наморщил лоб:
- Да, помню! Но я больше не буду так делать! Может, всё-таки вытянете? Кстати, у вас сигареты не будет?
Уезжали мы оттуда под рассказы Сани его знакомым о том, что мы даже не попытались вытащить его УАЗ из кювета.
Двигаясь дальше вверх по Унже, мы по рации обсуждали, куда же всё-таки ехать. Саша сказал:
- Мозг говорит, что нужно ехать в Черменино и разбивать лагерь там же, где в прошлом году. Но душа так просит поехать в Даравку...
Мы приняли коллективное решение - поддаться велению души: попытаться пробиться в Даравку по бездорожью, а если уж не получится - тогда вернуться в Черменино. Отворотку на Черменино мы проехали, и следующие 10 километров после неё шёл весьма неплохой грейдер, по которому можно ехать на любом автомобиле. Правда, постепенно дорога становилась всё более заросшей травой. Посреди леса грейдер кончился: дорогу до Даравки в своё время не достроили.
Эта прямая, как стрела, дорога, которую далеко видно - чем-то напомнила мне фотографии из рассказов о путешествиях по полузаброшенным дорогам и диким местам Архангельской области в Пинежье, Подвинье, Мезенском краю. Меня не отпускает идея совершить летнее путешествие в ту местность - именно в дикие, малонаселённые края восточной части Архангельской области.
Перед съездом с грейдера мы сварили на горелке кашу с тушёнкой и устроили поздний обед. Также стравили шины до 0.7 атмосферы: по воспоминаниям Саши, проезжавшего до Даравки несколько лет назад, нас ждало весьма серьёзное бездорожье.
Пообедав и погрузив вещи в автомобили, мы съехали с насыпи грейдера и направились далее на северо-запад. Прошедшие ливни сказались и на этой дороге: лужи были большие, местами с грязью.
Но в наши души сразу вселил уверенность след автомобиля на не очень широких шинах Cordiant Off Road, который вёл прямиком в Даравку. Это была либо "Нива", либо УАЗ - причём не сильно подготовленный. Если такой автомобиль проехал по этой дороге - значит, и мы тоже должны были проехать. Поэтому я не особенно задумывался о траектории проезда луж и просто ехал по следу "кордиантов".
На самом деле, дорога до Даравки была вполне сносная: застрять было негде, даже несмотря на прошедшие ливни и большое количество воды. На дне луж были уложены гати, а колеи присутствовали, в основном, в относительно сухих местах.
Первые шесть километров после окончания грейдера дорога шла вдоль ЛЭП - и это расстояние мы проехали за 40 минут, ни разу не застряв. Далее дорога свернула в лес, и ещё через полтора километра (и 15 минут) мы оказались в Даравке. Лесная дорога тоже не создала серьёзных препятствий для наших внедорожников, хотя в одном месте я был уверен, что оторвал задний бампер: уступ там на дороге был в добрый метр высотой. Но мой бампер остался на месте. Саша ж это место проехал, сильно забрав влево - и вообще ничем не рисковал.
В Даравке мы обнаружили несколько вполне справных домов. Саша говорил, что, по слухам, в этой деревне остался всего один житель - отставной военный, который обычно не слишком рад непрошеным гостям. Но ещё несколько лет назад там жило существенно больше народу. В те времена в Даравку ездил рейсовый грузовик ЗИЛ-131, который и продукты-товары завозил, и людей возил в деревню и из деревни. ЗИЛ раскатывал дорогу так, что вдоль той самой ЛЭП на обычном внедорожнике проехать было тяжело. Именно тогда Саша со своим отцом ездили по этой дороге - набуксовались вдоволь, и даже одно колесо у них разбортировалось. Сейчас почти все из Даравки уехали, ЗИЛ-131 ездить перестал - поэтому и мы пробрались туда без каких-либо сложностей.
Но конечным пунктом нашего маршрута была не Даравка: она стоит в некотором отдалении от Унжи, а нам нужно было подъехать к реке. Мы поехали дальше через лес, ориентируясь на OSM-карты и на смутные воспоминания Саши о том, куда они с отцом приехали семь или девять лет назад. Саша помнил, что тогда дорога шла мимо кладбища - и в этот раз мы мимо него проехали. Наконец, выехали из леса и попали в деревню Борок. Деревня уже нежилая, но дома стоят тоже справные - а след "кордиантов" повёл нас по деревне.
Вскоре мы поняли, что дорога ведёт нас вверх по реке Понге, впадающей в Унжу. Собственно, на карте в этом месте отмечены две деревни: Борок и Церковное. Саша говорил, что в реальности одну из них звали тоже Понгой (стандартная ситуация: официальное название деревни - одно, разговорное - другое). Мы развернулись и поехали назад, к въезду в деревню.
Выехав из Борока, мы свернули налево - и нашли почти заросшую травой дорогу в сторону Унжи. Поехали по ней. В одном месте на дороге был подболоченный участок. Саша на Хайлюксе проехал там на пределе, а я свалился в колею и застрял. Саша выдернул меня динамической стропой.
Наконец, мы спустились к Унже и оказались на уютной полянке на берегу реки. Но Саша не узнал это место и сказал, что они с отцом тогда приехали на какую-то другую полянку. Мы снова вернулись в Борок и попытались найти другой съезд к реке, глядя на спутниковые снимки и на реальную местность. Потеряв некоторое количество времени, пришли к тому, что другого спуска к реке, доступного автомобилям, в этой местности нет. Уже в сумерках снова вернулись на полянку и начали, наконец, разбивать лагерь. Успели засветло поставить палатки. Разожгли огонь в мангале, нажгли углей и пожарили на них шашлыки. А из двух брёвен, привезённых с левого берега, мы сделали большой костёр, на котором Александра тут же принялась жарить на сковородке грибы.
Дети, наевшись шашлыков, разбрелись спать по палаткам. Мы же посидели чуть подольше - и отдали должное жареным лисичкам. Два бревна, уложенные рядом друг с другом, хорошо разгорелись. Мы положили сверху между ними ещё одно бревно, организовав таким образом нодью из трёх брёвен - "долгоиграющий" костёр. Нодья разгорелась и хорошо согревала нас всех троих, а дым от неё неплохо отгонял комаров - которых на заросшей высокой травой поляне возле деревьев и кустарника у реки было огромное количество, в отличие от мшистого сказочного леса. Я сфотографировал, сколько их налетело в Ховер на свет.
Вскоре и мы пожелали друг другу спокойной ночи и разошлись по палаткам. День получился насыщенный, необходимо было отоспаться.
P.S. Фотографии, короткие видеоролики и краткие заметки из всех путешествий (включая и поездку на Унжу) всех раньше появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/