Найти в Дзене
В погоне за эмоциями

Унженские приключения. День V. Поунжье не отпускает

Оглавление

Четвёртая наша ночёвка на берегах Унжи стала для этого путешествия заключительной: в этот день мы запланировали возвращение домой. После завтрака стали собирать вещи, но это получалось небыстро: собрать палатки, упаковать вещи, погрузить их в багажники... Александра с сыном в это время на своём сапборде поднялись чуть-чуть вверх по Унже и вошли в Понгу - где обнаружили тропинку, ведущую от другого берега в лес. Тропинка привела их к расположенной посреди леса рыбацкой хижине! Вернувшись в лагерь, Саша предложила сходить туда же на её сапе нам с Катей - и мы воспользовались предложением. Свежепостроенная хижина посреди глухого леса нас впечатлила.

Я думаю, этот домик сначала построили выше по течению (где-нибудь в Куноже), потом разобрали по брёвнышку, сплавили вниз по Унже - и собрали уже здесь, в тайге. Внутри строения были стол, печка, две лежанки внизу и ещё два спальных места сверху, на чердаке, куда вела лестница. Одним словом, в этом лесном жилище при не слишком низких температурах могут комфортно существовать четыре человека.

-2

На улице рядом с хижиной присутствовали туалет, умывальник, стол с лавками, очаг для костра - место было вполне обжитое. Но на это строение посреди леса, видимо, уже обратил внимание рыбнадзор. На двери жилища было написано: "Убрать! Нерестовая зона! Лесничество предупреждает: самовольный захват лесного участка!" Надпись была датирована 12 июня, а на дворе уже было начало августа. Мы в этот момент вспомнили, что в первый день нашего пребывания в этом месте - откуда-то сверху приходила моторная лодка, ненадолго заходившая в Понгу. Возможно, это как раз и были лесники.

-3

Вернувшись на сапе в лагерь (а по течению идти было гораздо проще, чем выгребать против него), мы продолжили собирать вещи. Вытащили на берег лодку, которую предстояло просушить, сдуть и упаковать в кунг Хайлюкса. С этими делами провозились до обеда - то есть посуду, мебель и продукты мы всё это время не могли упаковать! Вкусный обед, как обычно, приготовила на костре Александра. Потом ещё перед выездом мы все искупались в холодных водах Унжи: по-прежнему стояла жара около 30 градусов.

-4

Полностью собрали лагерь и выехали мы уже после обеда. Но не сразу направились к цивилизации: Александра все дни выражала своё желание побродить по заброшенной деревне Понге. Время на это нашлось вот только на обратном пути. На двух машинах мы проехали подболоченный участок, не застряв - и въехали в нежилую деревню.

-5

Самый первый дом, видимо, был зданием местной конторы, отвечавшей за сплав леса по Унже. Мы в нём нашли бухгалтерские записи ещё 70-х годов: в такой-то период столько-то брёвен сплавлено, в такой-то - столько-то. В советское время деревни Поунжья явно жили за счёт активного сплава леса по реке.

-6

Кончилась Советская власть, лес сплавлять перестали - и местные жители остались без работы, вследствие чего деревни опустели. И только полуразвалившееся здание сплавконторы напоминает о былых временах.

-7

Оставив автомобили на въезде, мы пошли гулять по деревне пешком. В луже на дороге обнаружили след, похожий на медвежий - но меньше лапы медведя по размерам. Саша, имеющий опыт охоты, сказал, что вряд ли это след медвежонка: в этом случае рядом шла бы мама-медведица, чьих следов мы не обнаружили. Скорее всего, это был барсук. В любом случае, животное проходило по деревне в предыдущие двое суток, уже после нашего проезда по этой дороге. Ещё одно подтверждение, насколько глухие и заповедные эти края.

-8

Из Понги-деревни было видно Понгу-реку, а над ней - небо, на котором появлялись тёмные тучи.

-9

Некоторые дома и хозяйственные постройки выглядели совершенно обжитыми: будто вот-вот из них выйдет владелец и заведёт разговор с нами, пятерыми путешественниками, бесцельно бродящими по деревне. Но нет - жителей в Понге не осталось.

-10

Гуляя по деревне, вытянутой вдоль реки, мы забрели в здание сельского магазина.

-11

Внутри сохранился стенд с перечнем товаров, датированный 2002 годом. Больше 20 лет прошло с того момента, как здесь обновили стенд.

-12

Мы также заходили и в хозяйственные постройки, и даже в пару домов (замков на дверях нигде не было). И фотографировали там. Но... как-то не хочется мне эти фото публиковать. Я сразу представил себе наш родовой дом в деревне брошенным, опустевшим, с распахнутой дверью. Не хотелось бы мне, чтобы какой-нибудь городской турист зашёл в него, сфотографировал внутреннее убранство и потом опубликовал снимки в блоге. Позволю себе выложить фотографию полностью деревянных санок, найденных нами в одном из сараев. Вероятно, когда-то на этих санках дети, приехавшие на Новый год к дедушке с бабушкой, скатывались зимой с горки от деревни к реке.

-13

На входе в один дом над дверью мы прочитали следующие слова: "Люди! Уважайте хотя бы себя! Не громите хижину! Бабушка Люся, 81 год". Сразу подумалось, что эта бабушка Люся, покидая родной дом, планировала ещё сюда вернуться, снова пожить в деревне.

-14

Хозяин другого дома явно был трактористом. В доме мы нашли книгу по эксплуатации и ремонту трелёвочного трактора ТДТ-40М, а также расчётную книжку с указанием сумм заработной платы в далёком 1972 году.

-15

Переваривая впечатления от посещения брошенных домов, мы покинули деревню. Сквозь лес выехали на просеку вдоль ЛЭП - и направились в сторону грейдера, в сторону твёрдой дороги, в сторону цивилизации.

-16

Пока мы были на Унже, дожди не шли - погода стояла сухая и жаркая. Поэтому многочисленные лужи, покрывавшие дорогу по пути туда, на обратном пути высохли. Только в низинах попадались глубокие лужи.

-17

Но в низинах на дороге были выложены гати из брёвен. Застрять было решительно негде. Хотя в одном месте на гати я не сразу смог переехать бревно: потребовалось хорошенько надавить на педаль акселератора.

Окна Ховера были приоткрыты - и после этого проезда бревна откуда-то из района левого переднего колеса появился посторонний звук, похожий на периодическое шарканье. Мы остановились и обнаружили два куска дерева, забившихся между шиной и диском. Я побоялся, что они разбортируют мне колесо либо просто устроят утечку воздуха. Вооружившись двумя отвёртками, мы извлекли эти деревяшки из пространства между шиной и диском.

-18

Но дальнейший путь показал, что шаркающий звук, появлявшийся каждый оборот колеса, никуда не делся. Мы снова остановились, и левое переднее колесо Ховера оказалось в "удачном" положении: после прекращения движения звук "шарканья" не прекращался. Стало понятно, что это не что-то задевает за арку, а по каким-то причинам спускает колесо. Причину удалось локализовать сразу же: из колеса сифонило очень сильно через боковой прокол, поток воздуха сложно было не почувствовать. Видимо, я проколол стравленное до 0.7 атмосферы колесо острым сучком, когда проезжал гать. Надо было ещё в Понге нам обоим накачать колёса до полутора атмосфер!

-19

Боковой прокол мы бы в лесу не починили, поэтому было решено ставить запасное (зимнее) колесо. Я начал вынимать его со штатного места, а тут из-за холма показался едущий навстречу нам УАЗ с прицепом. Перед ним бежали две или три огромных собаки охотничьей породы, громко лающие на весь лес. Мы сразу велели гулявшим на дороге детям забраться по машинам - а следом за ними и сами тоже попрятались. Возможно, из-за этого УАЗик не стал останавливаться, чтобы ещё больше нас не пугать: объехал Ховер и Хайлюкс по траве - и был таков. Пока мы пережидали собачье нашествие, колесо спустило полностью.

-20

Поменяли колесо на запасное и поехали дальше. Саша вспоминал, как они с отцом несколько лет назад по пути из Даравки разбортировали колесо, и говорил, что эта дорога не любит так легко отпускать путешественников. И у меня в процессе преодоления последних километров до твёрдой поверхности было ощущение, что Поунжье нас будто держит и не отпускает. Казалось, что вот-вот произойдёт ещё какая-нибудь неприятность, которая снова задержит наше движение. Этот почти мистический страх присутствовал, пока мы в конце концов не выехали на грейдер.

-21

Но тут возникла новая напасть: чёрные тучи, которые мы наблюдали ещё в Понге, сгустились и догоняли нас плотным грозовым фронтом. Стало понятно, что вот-вот начнётся сильный ливень. Поэтому, хотя предстояло проехать ещё 50 километров по грейдеру, колёса мы решили накачать сразу до асфальтного давления: чтобы потом не докачивать с полутора до двух атмосфер под дождём.

-22

Наступавшие с севера тучи уже окружили нас со всех сторон - но дождь никак не начинался, что позволило накачать шины и не вымокнуть. Теперь впереди была лишь та самая накатанная колея в траве, которая напоминала мне фотографии глухих дорог в архангельской тайге.

-23

Завершили накачивание колёс мы уже под сильные порывы ветра - предвестники ливня и бури. Успели упаковать компрессоры и сами запрыгнуть в машины перед тем, как ливануло.

-24

Но продолжало преследовать ощущение: Поунжье не хочет так просто нас отпустить! Мало было проколотого колеса, теперь вот ливень пошёл.

До Кологрива мы ехали полтора часа - и всё это время не прекращался сильнейший ливень. По грейдеру сплошным слоем текла грязная вода. Собственно, ливень и потоки грязи заставили нас снизить скорость, поэтому так долго и добирались до райцентра. По пути обсуждали по рации: что бы мы стали делать, если бы днём ранее ливень, настигший нас под Вяльцевом в 20 километров от лагеря, был не кратковременный - а вот такой затяжной? Выводы были неутешительно: мы к такому не были готовы и, скорее всего, простудились и заболели бы. Решили, что на такой случай нужно брать с собой дождевики и тент, чтобы иметь возможность долго прятаться от дождя, оставаясь сухими.

Наконец, нудная езда по мокрому, грязному грейдеру закончилась. Мы добрались до асфальта и пересекли Унжу по мосту в Кологриве. С моста открылся отличный вид на вечернюю зарю, полыхавшую на горизонте - настоящий северный закат. В этот момент мне подумалось, что Русский Север, наблюдая за нами из высоких широт, качает головой: "Как они могли остановиться на 59-ой параллели? Ведь всё интересное располагается гораздо севернее!"

-25

Наконец, появилась сотовая связь. Мы сообщили всем, что живы-здоровы, но только-только доехали до Кологрива. Моя жена к тому моменту уже начала сильно переживать за нас - хотя я днём ранее предупреждал, что можем задержаться в лесах. Заехали в "Пятёрочку" за продуктами: нужно было чем-то накормить детей и самим перекусить. Потом приехали на заправку "ТНК" - а она не работала: из-за грозы прекратили продажу топлива (по технике безопасности так полагается).

-26

Запас топлива в баках обоих автомобилей ещё был, поэтому мы под непрекращающимся дождём поехали дальше на юг. Было уже девять часов вечера, а проехать нам предстояло 300 километров - и меня не оставляло ощущение, что Поунжье по-прежнему не хочет нас отпускать. Казалось, вот-вот ещё что-нибудь нехорошее произойдёт. Однако приключений больше не было. Мост через Унжу, который мы из-за ремонта объезжали по пути в Кологрив - как выяснилось, вполне себе действовал в реверсивном режиме (причём как для легковых, так и для грузовых автомобилей). Заправились мы в на "ТНК" в Макарьеве. К тому моменту Саша уже почти засыпал за рулём - а я, напротив, был бодр, весел и полон сил для дальнейшей дороги. Поэтому там, на заправке мы попрощались: экипаж Хайлюкса остался подремать, а мы с дочерью поехали дальше. До Кинешмы добрались в районе часа ночи. Саша и Саша потом написали, что вскоре после нас тоже поехали - и уже во втором часу прибыли в Кострому (преодолев густой туман, спустившийся на землю перед городом). Так и закончились пять дней наших унженских приключений.

* * *
После хорошего внедорожного путешествия в интересные места всегда наступают некоторые хлопоты. Сначала я в шиномонтаже починил проколотое колесо, после чего уехал в деревню. В реке, протекающей у нас в огороде, я прополоскал стропы и отмыл от грязи шаклы - после чего повесил их сушиться на забор.

-27

Размотал лебёдку, трос которой также следовало просушить - благо, сухая и жаркая погода к этому располагала.

-28

Почистил и смазал колёсные хабы, нахватавшие воды в кологривских лужах.

-29

И в той же самой реке вымыл походную посуду. Чайник и котелки необходимо было отмыть от сажи после костра - и я не знаю способа сделать это лучше, чем речным песком.

-30

А ещё после хорошего путешествия надо подводить его итоги. Данный цикл рассказов был назван мною "Унженскими приключениями", потому что приключений в нашем путешествии хватало:
- была буря, ливень и град - и падающие на дорогу деревья;
- был интересный опыт с вытаскиванием УАЗа пьяного Сани из кювета;
- попали под ливень и насквозь промокли в 20 километрах вниз по реке от лагеря;
- прокололи колесо и меняли его на обратном пути.
Я уж не говорю о таких мелочах, как застревание в болотине, шуршащие в кустах кабаны, следы барсука, съеденная диким зверем колбаса и обозревание рыбацкой хижины в лесу. По сравнению с прошлогодним путешествием на Унжу мы серьёзно повысили градус: как в смысле приключений, так и с точки зрения длительности пребывания в отрыве от цивилизации (пять дней). Приключения были местами интересные, местами неприятные, местами даже опасные. Но мы все их преодолели - и в процессе ощутили единение нашего разновозрастного и разнополого коллектива, а также уверенность в себе и друг в друге.

Мне показалось, что мы готовы к более дальнему, более долгому и более масштабному путешествию в дикие места. А ещё мне показалось, что на Унже сама окружающая обстановка подсказывала направление для будущего путешествия. Заросший травой лесной грейдер до Даравки, напоминавший полудикие дороги в архангельской тайге; "бухалочная" возле устья Виги, напомнившая зимний путь от Усогорска до Кучкаса; настоящий северный закат, наблюдаемый нами с кологривского моста через Унжу - всё это будто звало следующим летом отправиться в путешествие по Русскому Северу. И я был бы рад, если бы мы в том же составе и на тех же машинах поехали дней на десять куда-нибудь в Пинежье.

P.S. И снова повествование о летнем путешествии завершено, когда на носу уже Новый год. И снова я поэтому делюсь ссылкой на свой Телеграм-канал, где фото, видео и короткие тексты из путешествий и покатушек появляются раньше всех (по возможности - и вовсе в режиме "онлайн"):
https://t.me/beacon1143