Найти в Дзене
В погоне за эмоциями

Стояние на Унже. День III. Сказочный лес левого берега

Оглавление

Ночью ещё больше похолодало - аж до трёх градусов тепла. Как ни странно, при этом спать было не холодно. С вечера я забрался в спальный мешок в синтепоновом жилете и в арафатке. Проснувшись в три часа ночи и обнаружив плюс три градуса на термометре, я снял жилет и арафатку, после чего снова заснул: вопреки аномально низкой температуре, мне было жарко! Вероятно, дело было в обильном поедании жареного мяса на ужин. Коньяка мы выпили совсем чуть-чуть, а вот жирная, калорийная пища вполне могла согревать нас всю ночь.

А утром снова потеплело. Взошло солнышко, которое устроило внутри палатки форменную парилку. А снаружи, несмотря на прошедшую холодную ночь, вились полчища комаров.

К моменту нашего с дочкой пробуждения Александра уже успела приготовить на всех завтрак - яичницу с болгарским перцем (очень оригинально и вкусно получилось). Мы не спеша позавтракали, попили чаю. Саша предложил переплыть Унжу на лодке и прогуляться немного по левому берегу: он увидел на спутниковых снимках там какое-то болото и захотел до него дойти.

В лодку мы погрузились уже в двенадцатом часу. Быстро переплыли реку и уткнулись носом в то место, где по крутому берегу наверх шла еле заметная тропка. Метрах в пятидесяти от нас была пришвартована другая лодка (железная): мы не одни собрались в этот день на левый берег. Саша, поразмыслив, решил от греха подальше снять с лодки (своей) мотор и спрятать в кустах.

-2

Поднявшись на высокий берег, мы оказались в зарослях папоротника, напоминающих доисторические времена.

-3

А дальше на карте была отмечена дорога. Когда-то она, видимо, и на самом деле функционировала. Но сейчас дорога превратилась в узкую заросшую тропу, перегороженную поваленными деревьями и знатно подболоченную. Мы пошли по ней, терзаемые беспощадными комарами. Моя Катя в какой-то момент пожаловалась, что ей в сапог попала то ли колючка, то ли щепка - и ощутимо наколола ногу, причиняя боль при ходьбе. А узкая заросшая тропа через несколько сотен метров превратилась в довольно приличную широкую дорогу.

-4

И сама местность вскоре изменилась. Больше не было болотины по сторонам от дороги. Кругом росли хвойные деревья, а на самой дороге - мох.

-5

И в этом лесу обнаружилось огромное количество грибов!

-6

Саша и Саша стали их собирать - очень активно, с огромным энтузиазмом.

-7

А у детей энтузиазм угас довольно быстро. Ваня захотел привала, чтобы развести костёр (очень он любит это дело). Катя захотела того же самого, потому что наколотая нога у неё болела. Договорились, что Саша с женой пойдут дальше в поисках болота или чего-нибудь ещё интересного, а я останусь с детьми жечь костёр. Условились держать связь по рации.

-8

Не успели мы развести костёр, как поспешили залить его водой и пойти дальше: Саша по рации сказал, что впереди - очень любопытный и приятный сосновый бор с заросшей мхом почвой, до которого нам обязательно нужно дойти и посмотреть на него. Также он сообщил, что навстречу нам идут двое грибников. Затушив костёр, мы с детьми отправились догонять Сашу и Сашу. По пути Ваня нашёл большой гриб, зорко разглядев его под поваленным деревом.

-9

Мы и правда встретили грибников, а потом дошли до того самого соснового бора. Вся земля в нём была покрыта причудливым белым мхом. А ещё в нём полностью отсутствовали комары! Возле одной сосны мы обнаружили памятный крест.

-10

На дороге же явно проглядывались колеи: было очевидно, что здесь не только ходят, но и ездят на колёсном транспорте. Встреченные грибники рассказали, что существует дорога в Вяльцево по левому берегу Унжи. И проехать по ней можно не только на монстромобиле - обычные грузовики проезжают. Нам сразу захотелось следующим летом проехаться по этой дороге.

-11

Было бы хорошо доехать до этих мест на машинах и здесь встать лагерем. Лес этот - поистине сказочный. Одно отсутствие комаров чего стоит: уж больно они нам надоели. Да и грибов в этом бору очень много.

-12

Саша с супругой ни до какого болота не дошли (хотя грибники рассказали им, что оно тут не так далеко, туда за клюквой можно ходить), зато находили новые и новые грибы.

-13

Наконец, мы воссоединились - и пошли назад, к лодке. При входе в заросшую подболоченную прибрежную зону нас снова стали заедать комары. А при спуске к реке дочка порезалась осокой. Наконец, мы впятером погрузились в лодку и отошли от берега.

-14

Катерина попросила разрешения разместиться на носу, чтобы смотреть на речное дно, проплывающее под лодкой.

-15

Когда мы вернулись в лагерь, была уже середина дня. Остро встал вопрос обеда, который тоже был блестяще приготовлен Александрой. Набранные грибы были покрошены в сковородку и пожарены прямо на костре!

-16

Мы же с Сашей в это время собирали и складывали лодку. Саша решил, что поднимать 75-килограммовую тягу вверх от реки будет ещё сложнее, чем двумя днями ранее спускать её вниз - поэтому съехал на своём пикапе прямо к воде, где мы погрузили сложенную лодку в кунг.

-17

Ховер оставался наверху, поэтому в случае негативного варианта развития событий я мог выдернуть Хайлюкс наверх стропой. Но это не потребовалось. Несмотря на то, что подъём был крутой и довольно скользкий (дочка в день приезда на нём подскользнулась и перепачкала себе брюки), дизельный двигатель и AT-шины легко вытянули двухтонную махину обратно наверх.

Потом мы долго и утомительно собирали и упаковывали вещи и снаряжение. На улице было 29 градусов - совершенно неожиданно после ночного холода. Собрав вещи, мы пошли купаться в Унжу. В этот раз и Саша, не выдержав жары, всё-таки забрался в воду и с удовольствием поплавал против сильного течения реки. Его супруга, хотя и надела купальник, плавать не решилась: вода по-прежнему была холодной. А я попытался дойти пешком по дну до левого берега - и не смог! При глубине примерно по грудь сильнейшее течение начинало сносить меня вниз. Выплыть против такого течения было маловероятно, поэтому я отступил на правый берег.

Несмотря на жару, нас донимали полчища комаров. Катя сбежала прятаться от них в Ховер.

-18

Поскольку мы уже были почти готовы к отъезду и не ожидали больше встречи с медведем, Саша решил испытать фальшфейер. Надел матерчатые перчатки и по инструкции дёрнул за верёвочку. Но произошла неприятная ошибка: полую чёрную рукоятку фальшфейера он принял за сопло, из которого должно вырываться пламя - соответственно, направил её от себя. Настоящее же сопло смотрело ему в лицо и при начале работы извергло в его сторону огромную струю пламени... Очень повезло, что лицо не обгорело. Прогорела только одна из перчаток, немного была обожжена кожа на руке. Все испытали лёгкий шок, который потом сменился нервным смехом - мол, если бы так отгоняли медведя, он бы точно поспешил ретироваться с мыслями: "Если эти люди даже себя готовы заживо спалить, то что же они сделают со мной?!"

Перед отъездом наступило время прощальных фотографий на память. Фотографировались взрослые.

-19

И дети.

-20

А также дети со взрослыми.

-21

Перед самым отбытием с Унжи мы сделали коллективное фото со штатива: взрослые, дети и автомобили.

-22

Днём ранее я говорил жене, что мы выедем примерно в обед. Выехали в итоге в половине восьмого. Саша уезжал с некоторым сожалением: по его мнению, трёх дней было мало, в эти края нужно минимум на четыре дня приезжать. Наверно, это и правда было бы неплохо - но уж очень жестокие в этом месте комары! За три дня они нас сильно заели.

-23

Тронувшись в путь, мы уезжали с некоторой грустью и желанием сюда снова вернуться - только не в этот рассадник комаров, а в замечательный сосновый бор на другом берегу. Как только появилась сотовая связь, я позвонил жене и родителям, которые к тому моменту уже снова начали волноваться. Сообщил, что мы выехали, прибудем к глубокой ночи.

Мы продолжили движение в Кологрив по пыльному каменистому грейдеру. Тип дороги (грейдер) и деревянные мосты через реки навевали мысли, что где-то в этой месности заканчивается средняя полоса и начинается Русский Север. Непривычные названия рек укрепляли в этой мысли. В частности, мы пересекали Верхнюю Ичажу.

-24

И Нижнюю Ичажу, мост через которую ремонтировался. Очень по-северному называются реки. И наверняка в слове "Ичажа" ударение ставится на первый слог!

-25

А Унжу мы ещё раз переехали в самом Кологриве по длинному мосту.

-26

И закат на горизонте, который хорошо было видно с моста, тоже был по-настоящему северный! Природа раскрасила горизонт в необычно яркие краски, которые словно задевают неведомые струны человеческой души. Здешние заповедные кологривские места будто прощались с нами таким способом.

-27

В Кологриве мы остановились возле мусорных баков, выбросили мусор. Я вспомнил, как в 99-ом году мои папа и дядя возвращались в деревню из Солигалича (где были в гостях у другого дяди). Под впечатлением от визита дядя тогда сказал полушутя, но с ноткой серьёзности:
- Солигалич - необычно самобытное, очень приятное и уютное место. Поэтому не надо слишком много о нём рассказывать, иначе все будут туда ездить - и там станет уже не так хорошо. Даже у нас в деревне не нужно всем подряд говорить, куда мы ездили.
- Скажем: в Кологриве были, - в тон ему ответил папа.
Мне ещё тогда стало интересно, что же это за место такое - Кологрив. И вот, побывать довелось только спустя 23 года, да и то проездом.

На выезде из Кологрива сохранилось кирпичное здание советской постройки с выложенными красными кирпичами девизом: "Планы партии - планы народа". Как говорится - следы другой, более развитой цивилизации.

-28

Вскоре после Кологрива уже и стемнело. А нам только до Островского оставалось ехать почти 250 километров - при этом день был довольно насыщенный, мы устали. Конечно, в сон потянуло сразу. Ехали, переговариваясь по рации. Дочка довольно долго мужественно держалась, но уже после Мантурова сказала:
- Прости, папа, но я хочу спать! - и заснула.
Я ехал и вслух подпевал песням из магнитолы: давно использую это средство, чтобы прогнать сон. Движение на дороге было средней интенсивности, иногда нам с Сашей приходилось обгонять попутные автомобили. До Островского мы доехали уже в двенадцатом часу. Весь экипаж Хайлюкса (кроме водителя, конечно), к этому моменту тоже заснул. Мы с Сашей попрощались и договорились, что будем и в дальнейшем сообщать друг другу о планах по выездам на природу: если будет возможность - поедем вместе. На этом разъехались. По узкой извилистой дороге сквозь темноту мы с Катей доехали до Заволжска, а там уже и до Кинешмы было рукой подать. Встретили нас жена и тесть с тёщей. На часах было уже за полночь, хотелось спать - но ещё больше хотелось поделиться впечатлениями. Так до двух часов ночи и проговорили.

Путешествие на Унжу получилось коротким: времени, как это всегда бывает, оказалось мало. Тем не менее, поездка удалась: пожили на природе в палатках, походили по реке на лодке, побродили по лесу, поели свежевыловленной рыбы и свежесобранных грибов. Для меня большую новизну в путешествие привнёс лодочный поход, как я об этом уже писал: до того все выезды на природу строились по схеме "на автомобиле, а потом пешком с рюкзаком". Но самая главная новизна заключалась в том, что я впервые взял с собой в выезд на природу свою дочь. Очень я переживал, как Катерина будет себя вести без мамы вдали от цивилизации, в глуши, где заедают комары, спать нужно в палатке, а мыться в реке - не станет ли капризничать и проситься домой. Но дочка первое "крещение походом" прошла очень достойно. Поэтому было решено немного пожить в Кинешме и в деревне - а в конце августа совершить нам вдвоём ещё одно автопутешествие, несколько более масштабное.

P.S. Как обычно, пост в Инстаграме с фотографиями третьего дня нашего мини-путешествия на Унжу появился раньше подробного рассказа:

https://www.instagram.com/p/CjvnWiOL1yq/

А первыми фото и видео по-прежнему появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143