Сегодня утром WTI выросла более чем на 4% на утренних торгах в Азии, поскольку рынки обеспокоены развитием ситуации. До сих пор движение рынка отражало лишь увеличение премии за риск, а не какое-либо изменение фундаментальных показателей.
Израиль является очень маргинальным производителем нефти, и поэтому недавние события не окажут прямого влияния на поставки нефти. Однако, учитывая растущую напряженность в регионе и риск распространения конфликта, участники рынка будут нервничать до тех пор, пока не произойдет явная деэскалация.
Если посмотреть на среднесрочную и долгосрочную перспективу, то в последние годы наблюдается растущая тенденция к нормализации отношений с Израилем для ряда арабских стран. Однако очевидно, что атака на выходных может затруднить продолжение этой тенденции, особенно если мы увидим дальнейшую эскалацию.
Меняет ли это основы?
Хотя фундаментальные показатели нефти не изменились после этих атак, это не значит, что они не изменятся. Есть сообщения, что Иран помог ХАМАС спланировать теракты и дал им «зеленый свет». Если это подтвердится, мы сможем увидеть, как США, союзник Израиля, займут более жесткую позицию в отношении Ирана, что в конечном итоге может привести к сокращению поставок нефти.
В последние месяцы администрация США заняла гораздо более мягкую позицию по отношению к Ирану, когда дело доходит до санкций. Хотя нефтяные санкции США против Ирана остаются в силе, они не соблюдаются строго. Об этом свидетельствует рост поставок иранской нефти в течение этого года. Добыча выросла с примерно 2,5 млн баррелей в сутки в начале года до примерно 3 млн баррелей в сутки. Более мягкий подход США, скорее всего, вызван опасениями по поводу роста цен на энергоносители. Однако было бы трудно представить, чтобы США сохраняли такую позицию, если Иран связан с этими атаками, прямо или косвенно. Более строгое соблюдение этих санкций будет означать потенциальную потерю как минимум 500 млн баррелей в день.
Последствием потери этих поставок будет то, что мировой нефтяной баланс будет ужесточен в течение 2024 года. На данный момент мы предполагаем, что иранские поставки останутся в районе 3 млн баррелей в день до следующего года, но очевидно, что существует риск снижения этого показателя, учитывая недавние улучшения.
Если эта потеря материализуется, профицит, который мы сейчас прогнозируем в 1К24, в значительной степени исчезнет, оставив рынок примерно в равновесии в начале следующего года. В оставшуюся часть 2024 года мы увидим более глубокий дефицит, особенно во второй половине 2024 года. При таком сценарии существует некоторый риск повышения нашего текущего прогноза по цене Brent в 90 долларов США за баррель на следующий год.
Никаких изменений в политике ОПЕК+ не ожидается.
Мы не ожидаем, что ОПЕК+ скорректирует свою политику добычи в результате недавних событий. Однако, если мы увидим значительный рост цен, например, цены на нефть марки Brent превысят 100 долларов за баррель, существует вероятность того, что Саудовская Аравия начнет отказываться от дополнительного добровольного сокращения поставок на 1 млн баррелей в день. Это уровни, на которых саудовцы начнут все больше беспокоиться о возможности разрушения спроса.