В начале XX века Воронежская губерния была раем для "черных копателей". Большое количество курганов содержали много драгоценностей. Местные власти были в сговоре с копателями и получали хорошую мзду.
Наконец курганами заинтересовались и центральные власти. В 1908 году по поручению Императорской Археологической комиссии в Воронеж направился известный российский археолог Николай Емельянович Макаренко.
Он раскопал шесть богатых курганов у села Мастюгино (совр. Острогожский район Воронежской области). Находки посыпались как из рога изобилия.
Под курганом обнаружили погребение скифского знатного воина в железном чешуйчатом панцире, золоченых бронзовых поножах античного происхождения (кнемидах) в окружении разнообразного оружия и снаряжения.
Объяснение такому везению, что курганы остались не тронутыми оставил сам Макаренко:
- «По счастью, грабители в большинстве случаев портили верхнюю насыпь кургана и часть погребений, не имея возможности захватить все. Низенькие курганы не привлекали их внимания, а потому остались нетронутыми, хотя и не были бедны».
В 1910 году местные воронежские археологи раскопали могильник уже в самом Воронеже - на северной окраине, в урочище "Частые курганы". Там был найден истинный шедевр античного искусства - знаменитый серебряный круглодонный сосуд с изображениями скифов, созданный греческим мастером в ювелирной мастерской Пантикапея (совр. Керчи) – столицы Боспорского царства.
Исследования продолжались и известный русский археолог Михаил Иванович Ростовцев записал:
- «Как ни кустарно ведется дело расследования в большинстве раскопочных кампаний, как ни грабят наши золотоносные курганы хищники и жадные предприниматели, до сих пор стоящие вне досягаемости закона <…> богатство наше все же растет, стихийно переполняет Эрмитаж, начинает заполнять и провинциальные музеи. К сожалению, бедное силами и материальными средствами научное исследование еле поспевает за этим ростом, масса вещей первостепенной важности остается неизданной, и во многих областях обилие материала грозит превратиться в хаос».
В общем, до революции археологам удалось исследовать два десятка курганов.
К сожалению после революции археологические изыскания на Среднем Дону забросили. И только в 1950-х годах к ним вернулись. Этим занялась Воронежская скифская лесостепная экспедиция Института археологии АН СССР, возглавляемая Петром Дмитриевичем Либеровым.
Работы велись при помощи бульдозера. Но осторожно, по канонам археологии. Это позволило собрать объемный археологический материал.
Однако для археологии все-таки остались крохи. Предыдущие грабители вынесли большую часть.
Тогда археологи расширили археологические изыскания. В 1964 году Воронежская экспедиция начала раскапывать курганы у с. Дуровка Алексеевскою р-на Белгородской обл.
Там обнаружили захоронение скифского вождя с супругой. Хоть могильник был разграблен до археологов, но все таки грабители не тронули не ценные для них вещи. А также кое-что не заметили. Осталось снаряжение и различные предметы быта.