Уже несколько лет Россия занимает лидирующие позиции по числу подростковых суицидов. Сколько бы об этом не говорили, не "профилактировали", ситуация, к сожалению, существенно не меняется.
Для многих родителей самоубийство ребенка так и остается необъяснимым. Часто от них можно услышать, что подросток любил жизнь, строил планы, и ничего не предвещало беды.
Лишь через некоторое время после трагедии, когда эмоции утихают, они начинают вспоминать, что изменения в поведении ребенка все же были, только на них никто не обратил внимание.
Признаки высокого суицидального риска могут прослеживаться в особенностях жизненной ситуации, настроении, образе мышления и в высказываниях подростка.
1. Ситуационные индикаторы. Подросток оказывается в ситуации, которую его психика воспринимает, как травмирующую: например, смерть близкого человека, развод родителей, насилие, буллинг, шантаж, угроза наказания, раскаивание за преступление, неизлечимая болезнь или тяжелая травма, инвалидность, нервное расстройство, предательство, подражание кумиру, одиночество, тоска и пр..
2. Изменения в поведении:
•злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
•эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);
•самоизоляция от других людей и жизни;
•резкое снижение повседневной активности;
•изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
•выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
•частое прослушивание траурной или печальной музыки;
•«приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
•любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;
•склонность к неоправданно рискованным поступкам;
•посещение врача без очевидной необходимости;
•нарушения дисциплины или снижение успеваемости и связанные с этим неприятности в учебе;
•приобретение средств для совершения суицида.
3. Особенности общения:
•прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное);
•шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
•уверения в беспомощности и зависимости от других;
•прощание;
•сообщение о конкретном плане суицида,
•самообвинения,
•двойственная оценка значимых событий;
•медленная, маловыразительная речь.
4. Характерный образ мышления:
–разрешающие установки относительно совершения суицида;
–негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
–представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
–представление о мире как месте потерь и разочарований;
–представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
–«туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
–наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
5. Особенности эмоциональной сферы:
•двойственное отношение к жизни;
•безразличие к своему будущему, безнадежность, подавленность, отчаяние;
•переживание горя;
•признаки депрессии: панические атаки, высокая тревога, трудности концентрации внимания, апатия, бессонница, утрата способности испытывать удовольствие;
•повышенная раздражительность, несвойственная агрессия, вспыльчивость, гневливость;
•чувство вины, переживание неудачи, поражения;
•чрезмерные опасения или страхи;
•чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности.
Вышеперечисленные признаки ПРЕсуицидального поведения стоит рассматривать в совокупности. Если вы заметили в поведении и высказываниях вашего ребенка большое число совпадений, то не стоит откладывать поход к специалистам.
-------------------------------------------------‐------------------