Найти тему
Clin_psychology

Признаки того, что ваш ребенок думает о самоубийстве

Оглавление

Уже несколько лет Россия занимает лидирующие позиции по числу подростковых суицидов. Сколько бы об этом не говорили, не "профилактировали", ситуация, к сожалению, существенно не меняется.

Для многих родителей самоубийство ребенка так и остается необъяснимым. Часто от них можно услышать, что подросток любил жизнь, строил планы, и ничего не предвещало беды.

Лишь через некоторое время после трагедии, когда эмоции утихают, они начинают вспоминать, что изменения в поведении ребенка все же были, только на них никто не обратил внимание.

Признаки высокого суицидального риска могут прослеживаться в особенностях жизненной ситуации, настроении, образе мышления и в высказываниях подростка.

1. Ситуационные индикаторы. Подросток оказывается в ситуации, которую его психика воспринимает, как травмирующую: например, смерть близкого человека, развод родителей, насилие, буллинг, шантаж, угроза наказания, раскаивание за преступление, неизлечимая болезнь или тяжелая травма, инвалидность, нервное расстройство, предательство, подражание кумиру, одиночество, тоска и пр..

-2

2.  Изменения в поведении:

•злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

•эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

•самоизоляция от других людей и жизни;

•резкое снижение повседневной активности;

•изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

•выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

•частое прослушивание траурной или печальной музыки;

•«приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);

•любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;

•склонность к неоправданно рискованным поступкам;

•посещение врача без очевидной необходимости;

•нарушения дисциплины или снижение успеваемости и связанные с этим неприятности в учебе;

•приобретение средств для совершения суицида.

-3

3.  Особенности общения:

•прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное);

•шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;

•уверения в беспомощности и зависимости от других;

•прощание;

•сообщение о конкретном плане суицида,

•самообвинения,

•двойственная оценка значимых событий;

•медленная, маловыразительная речь.

4.  Характерный образ мышления:

–разрешающие установки относительно совершения суицида;

–негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;

–представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;

–представление о мире как месте потерь и разочарований;

–представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;

–«туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

–наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

-4

5. Особенности эмоциональной сферы:

•двойственное отношение к жизни;

•безразличие к своему будущему,  безнадежность, подавленность, отчаяние;

•переживание горя;

•признаки депрессии: панические атаки, высокая тревога, трудности концентрации внимания, апатия, бессонница, утрата способности испытывать удовольствие;

•повышенная раздражительность, несвойственная агрессия, вспыльчивость, гневливость;

•чувство вины, переживание неудачи, поражения;

•чрезмерные опасения или страхи;

•чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности.

Вышеперечисленные признаки ПРЕсуицидального поведения стоит рассматривать в совокупности. Если вы заметили в поведении и высказываниях вашего ребенка большое число совпадений, то не стоит откладывать поход к специалистам.

-------------------------------------------------‐------------------

Если вам понравилась статья, поддержите автора своей реакцией👍 и подпиской на канал!❤