23 мая 1946 года в гостинице города Нюрнберга, расположенного в американской зоне оккупации Германии, был обнаружен труп советского прокурора Николая Зори. Смерть помощника главного обвинителя на Нюрнбергском процессе вызвала множество вопросов, которые до сих пор остаются без ответа — было ли это самоубийство, несчастный случай или убийство.
Смерть прокурора
Николай Зоря, воспитанник детдома, до войны сделал успешную карьеру в прокуратуре, пройдя путь от районного следователя до заместителя прокурора СССР, Андрея Вышинского (возможно, благодаря личному знакомству с последним). В 1939 году, когда шеф НКВД Лаврентий Берия начал «чистку» в органах внутренних дел, Зоря мог стать жертвой репрессий из-за своего внимания к неприглядным фактам Большого террора. Его спасло поступление на военную службу. Зоря участвовал в Зимней войне с Финляндией, затем принимал участие в освобождении Сталинграда, Крыма и Белоруссии от фашистов. В конце 1945 года он был назначен помощником генпрокурора СССР и должен был представлять интересы Советского Союза в суде над нацистскими военными преступниками.
В день смерти прокурора его обнаружили лежащим на кровати с круглой раной в виске. Полиция Нюрнберга, осмотрев труп, сделала предварительный вывод о том, что Зорю застрелили, пока он спал. Однако немцы не были допущены к расследованию происшествия. По официальной советской версии, прокурор случайно нажал на курок, когда чистил оружие, однако семье было сообщено, что юрист покончил с собой. Более обоснованной многие историки считают версию о том, что Зоря был убит из-за своей излишней «самостоятельности».
Вопросы о начале войны
Поводом для убийства Зори могли быть промахи, допущенные им на Нюрнбергском процессе. В частности, во время допроса фельдмаршала Фридриха Паулюса прокурор некстати заострил внимание на том факте, что Красная Армия в 1941 году бомбила Венгрию и Финляндию. Данные события, спровоцировавшие вступление в войну гитлеровских союзников, неоднозначно трактуются историками. Есть версия, что вместо оборонительной войны Сталин намеревался вести наступательную и эти планы не были вовремя скорректированы.
А 22 мая, за день до смерти Зори, Иоахим Риббентроп публично огласил детали советско-германского секретного протокола к пакту о ненападении, включая пункты о разделе Восточной Европы. Николай Зоря не только не помешал Риббентропу сделать это, но даже отправил Сталину попавшую ему в руки копию секретного протокола, не спросив при этом разрешения у своего непосредственно руководителя – главного обвинителя от СССР, Романа Руденко.
Кому именно принадлежала инициатива устранить «неудобного» юриста, точных данных нет. Однако известно, что по приказу, поступившему из секретариата Сталина, тело Зори было захоронено в Нюрнберге, а через год извлечено из могилы и кремировано.
The post Тайна гибели прокурора СССР в Нюрнберге: что на самом деле случилось с Николем Зорёй appeared first on Русская семерка.