- Витя, нам теперь придется ухаживать за твоей бабушкой. Нам нужно решить, что теперь делать, - мать Виктора Ольга Павловна нервно сжимала руки.
Ее можно было понять. Только что ей позвонили из больницы и сообщили, что ее свекровь выписывают на следующей неделе. Хорошо еще, что старушка может самостоятельно передвигаться на ходунках и себя обслуживать, но все равно врач предупредил, что требуется дополнительный уход – постирать, принести продукты, приготовить еду и так далее.
Ольга Павловна смотрела на сына, который сидел за кухонным столом и неторопливо пил чай.
- Сиделку наймем, - равнодушно предложила Арина, невестка Ольги Павловны.
- Какая сиделка, ты хоть представляешь, сколько денег теперь понадобится для этого, - Ольга Павловна недовольно поморщилась.
Она не любила свою невестку и не сильно это скрывала. - Вопрос еще в том, а захочет ли бабушка, чтобы за ней ухаживал чужой человек.
У свекрови и так характер был не сахар, а после инсульта совсем испортился. Молчащая до сих пор дочь Ольги Павловны Ксения, которая мыла за всеми посуду, добавила, - конечно, не захочет. Вы не помните, мы ей как-то прислали помощницу, чтобы окна вымыть, так она ей даже дверь не открыла. Еще долго потом нам говорила, что мы все обленились и брезгуем прийти и порядок навести. А там надо весь хлам, который накопила бабуся годами просто взять и выбросить. А уж потом наводить чистоту.
Ольга Павловна тяжело вздохнула на слова дочери. Ее свекровь уже давно жила одна в двухкомнатной квартире и не пускала никого к себе. Разменивать квартиру тоже категорически отказывалась.
- Знаю я вас, - говорила она. Хотите мою квартиру продать, деньги забрать, а я буду свой век доживать по чужим углам. Я помру, вот тогда и делите. Да только не дождетесь, - обычно так заканчивала старушка все свои речи и трясла кулачком. - Внук уже взрослый, должен сам заработать на свое жилье. Вот я двадцать лет на заводе проработала, пока мне дали эту квартиру.
Забирать к себе в квартиру свекровь Ольга Павловна и не собиралась. После смерти ее единственного сына, мужа Ольги Павловны, можно было уже не делать вид, что она горит желанием заботиться о свекрови. Так и продолжали жить - свекровь в своей квартире, Ольга Павловна с сыном и дочкой в своей.
Виктор женился и вместе с молодой женой ушел жить на съемную квартиру. Они решили покупать квартиру в ипотеку, но из-за того, что приходилось платить за аренду квартиры и одновременно копить на первый взнос по ипотеке дело не продвигалось. И тут внезапная болезнь бабушки. Кто будет ухаживать за бабой Аней? Зная бабушкин характер, никто из родственников не спешил брать на себя уход за пожилым человеком.
- Мам, мы все работаем. У всех времени нет, да и неприятно это - возиться с бабушкой. У меня лично нет времени. Я за сиделку – предложил Виктор.
- А мне уже здоровье не позволит поднимать, переодевать и мыть свекровь. У меня давление и так скачет, куда еще мне нагрузку, - Ольга Павловна сразу применила свою излюбленную тактику прикидываться слабой, чтобы на неё не рассчитывали.
Последнее слово осталось за Ксенией. Все трое молча уставились на неё, ожидая, что она возьмется помогать неродной бабушке и, наконец-то, избавит их от забот.
- Вообще-то кто ухаживает за пожилым родственником, тому потом и достается в наследство его имущество. Я права? – Ксения отлично понимала, на что надеется все семейство.
Отец Виктора, когда женился на Ольге Павловне, ее удочерил, но бабушка ее не очень привечала. И все знали, что наследник бабы Ани ее единственный внук Виктор.
Ольга Павловна нахмурилась, - ты на что намекаешь?
- Я намекаю на то, что, если я соглашусь ухаживать за вашей бабушкой, то и ее квартиру буду наследовать я. Ты согласен, брат?
- Тут думаешь о том, как человеку помочь, а ты сразу про имущество говоришь. Не стыдно тебе? Какая-то ты меркантильная, - скривился Виктор.
У Ксении не было ни родного отца, ни бабушки. – Ну, тогда у меня тоже нет свободного времени, чтобы ухаживать за просто так за вашей бабой Аней. Тогда вы все просто ставите бабушку перед фактом, что у нее будет либо сиделка, либо она ухаживает за собой сама.
- Хорошо. Я согласна. Если ты возьмешь полностью уход за свекровью, то и квартиру она завещает тебе. Я с ней поговорю по этому поводу, - пообещала Ольга Павловна.
Через неделю бабушку выписали. Ксения перед ее выпиской взяла у брата ключи, вымыла всю квартиру, навела порядок, хлам сложила отдельно в кладовку. В этой квартире она была всего второй раз в жизни. Большая двухкомнатная квартира с высокими потолками.
Виктор привез бабушку домой и сразу убежал на работу. Старушка присела в кресло. Она минут пять молча разглядывала Ксению и, наконец, проворчала:
- Ладно, посмотрим, какая ты в работе будешь. Подай воды.
Прошло два месяца. Ксении приходилось каждый день бывать у Анны Петровны и заниматься хозяйством. Терпеть ее капризы и придирки. То вода была слишком горячая в душе, то суп жидкий, то простыня скомкана, надо поправить. Но она все стойко терпела. Она уже четко знала, что нравится и что не нравится старушке. Какие продукты она любит больше, какие сериалы смотрит. И баба Аня стала меньше придираться к ней. Так и сказала, - вижу, что ты не ленивая. Сама была такая в молодости, уважаю.
Вскоре Анна Петровна вообще перестала придираться по пустякам, и Ксении стало намного легче ухаживать за ней. Она подрабатывала бухгалтером на дому, успевала свою работу делать на удаленке. Обычно она весь день была у бабушки, вечером возвращалась домой.
Ольга Павловна и Виктор не интересовались делами Анны Петровны, даже в гости к ней ни разу не приехали. Ксения помнила обещание матери поговорить по поводу наследства. И она сама напрямую задала вопрос.
- Мама, ты обсудила с бабой Аней, кто будет наследовать квартиру?
Та вдруг занервничала, сказала, что у нее времени еще не было, и быстро перевела разговор на другую тему. Понятно, подумала дочь, кажется, меня просто используют как прислугу. В их семье она всегда была как помощница для всех. Убиралась, готовила. Все работали, мать, ее муж, даже младший брат Виктор, а она после школы окончила бухгалтерские курсы и иногда брала подработку.
На следующий день Ксения решила сама поговорить с бабой Аней по поводу квартиры.
- А ты почему интересуешься? Честно говори, - спросила старушка.
Ксения пересказала вкратце разговор, состоявшийся на семейном совете два месяца тому назад.
- И ты ей поверила? Эта Ольга только и думает, что о своей выгоде. И где только мой сын нашел такую невестку на мою голову. Она даже ни разу не позвонила мне после того, как я выписалась из больницы. Эта лиса думает, что нашла бесплатную прислугу для меня, а потом квартира все равно достанется Витьке. И пальцем не пошевелили ради меня. А тебе шиш с маслом достанется, мать с братом даже спасибо тебе не скажут, уж я-то знаю. Никакого уважения. Витька позвонит поздравить с днем рождения - уже событие. Ты не смотри, что я старая. Голова еще отлично соображает.
Дома Ксения опять спросила мать, что там с наследованием квартиры, какие новости?
- Я говорила я с бабушкой, она просит время на восстановление здоровья, потом сразу оформит все положенные документы, - на голубом глазу ответила Ольга Павловна.
На следующее утро Анна Петровна сама вызвала нотариуса на дом. Она оформила дарственную на свою квартиру с обязательным пожизненным проживанием в этой квартире дарителя. Кто одариваемый, уточнил нотариус.
- Вот она перед вами, - ответила Анна Петровна и указала на Ксению. - Такое мое решение.
- Спасибо вам большое, вы даже не понимаете, какой счастливый вы меня сделали, - Ксения обняла бабушку.
- Да будет тебе, внучка. Вот, решила выполнить то обещание, которое тебе дали мои родственнички. Только одно условие – не говори пока им про дар, не хочу здесь видеть их.
Через полгода Анны Петровны не стало. Ксения до последней минуты ухаживала за ней. Ни Виктор, ни Ольга Павловна так ни разу её и не навестили. Они только звонили и узнавали, как идут дела. Сразу после кончины бабы Ани Ксения рассказала про дарственную. Что тут началось!
Брат ее обвинил в корыстных целях.
- Я не знал, что ты такая. Тихоня, втерлась в доверие к старухе, чтобы завладеть ее имуществом. Нам ничего не говорила!
Ксения напомнила о разговоре, который произошел почти год назад.
- Мы тогда сразу договорились - кто досматривает за бабушкой, тот и наследует квартиру. К чему эти претензии? Я честно выполнила свой долг, хотя было и нелегко. Мама, ты что молчишь, ты же говорила, что решила с бабушкой этот вопрос.
- Какая она тебе бабушка, - в один голос взвизгнули мать и сын. – Это моя бабушка, а тебе она никто, - добавил Виктор. На сводную сестру он смотрел с неприязнью.
- А вы думали, я всю жизнь буду у вас в прислугах? – обычно тихая и молчаливая Ксения больше не сдерживалась. – Анна Петровна оказалась мудрее вас. Еще один момент. Она просила напомнить вам, мама, что девятая часть этой квартиры, где мы сейчас проживаем, принадлежала по закону после кончины ее сына лично ей. Вот она и оставила эту часть Виктору. Все справедливо, как мы и договаривались.
Ксении давно хотелось уйти от матери, да и братом видеться как можно реже. Ей уже тридцать пять лет, а она в их семье как девочка на побегушках. Пора жить самостоятельно и не думать об этих родственниках.
- Да как тебе не стыдно! Ты всего год ухаживала за бабой Аней и получила такую дорогую квартиру. Мы тебе все оплатим по расценкам сиделки, отдай квартиру Виктору, у них ребенок будет, - торопливо говорила мать. Ей не хотелось терять такую прислугу.
- Я уезжаю из этой квартиры, так что Виктор с женой могут жить здесь, разбирайтесь без меня.
И Ксения переехала в квартиру бабушки. Нашла постоянную работу, сделала ремонт. Мать и брат ей не звонили, она им тоже.
______
Дорогие друзья, спасибо за лайки и комментарии.
Подпишитесь на канал Нина Чилина, здесь много историй про семейные отношения, наследство, квартирный вопрос и пожилых людей. Благодарю.