Всем доброго дня !
Так вот, живу я с самой агрессивной формой рака, мультиформной глиобластомой.
Глиома составляет около 80% всех злокачественных опухолей головного мозга.
Глиобластома (или мультиформная глиобластома, МГБ) — самый распространенный и самый агрессивный подвид глиомы. Чаще всего глиобластомы распространяются на основные доли головного мозга (также известные как полушария головного мозга), но также могут быть найдены и в других частях мозга.
CRISPR в помощь
Достижения в редактировании генома с помощью механизма "генетических ножниц" CRISPR-Cas9 и разработки, позволяющие перестраивать клетки с помощью методов синтетической биологии, привели к появлению еще более сложных вариантов модификации Т-клеток.
Ученые из Стэнфорда разработали специализированные CAR-T-клетки, нацеленные на молекулу под названием GD2. Она экспрессируется при некоторых видах рака головного и спинного мозга, называемых глиомами. Трое из четырех пациентов, участвовавших в предварительных испытаниях, показали после лечения положительную динамику.
Однако чаще всего твердые опухоли содержат гетерогенную мозаику раковых клеток с различными комбинациями мутаций. Для борьбы с ними нужны модифицированные клетки, которые распознают более одного белка-антигена, но при этом не наносят существенного ущерба здоровым тканям, тоже содержащим данный белок.
В одном из недавних клинических испытаний исследователи использовали CRISPR-Cas9 для модификации естественных рецепторов Т-клеток, способных распознавать различные мутировавшие белки, обнаруженные в опухоли каждого участника. В итоге ученые получили смесь, нацеленную на разные антигены, которая, по их мнению, должна работать лучше, чем узкоспециализированные CAR-Т-клетки.
"Вероятно, это самая сложная терапия, которую проводили когда-либо в клинических условиях, — сказал один из авторов исследования Антони Рибас из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. — Мы пытаемся создать целую армию из собственных Т-клеток пациента".
В результате у пяти из 16 участников через 28 дней после начала лечения рост опухоли остановился. Авторы планируют продолжить эксперименты — уже с более высокими дозами.
Такой подход, возможно, более эффективный, но при этом весьма затратный. Как и прочие варианты CAR-Т-терапии, он индивидуальный. Сначала нужно провести полное секвенирование ДНК из образцов крови и опухоли пациента, чтобы найти максимальное количество мутаций. Затем с помощью специального алгоритма предсказать, какие мутации с большей вероятностью спровоцируют реакцию Т-клеток. И только после этого приступить к конструированию химерных рецепторов. Это чрезвычайно сложная процедура, иногда она занимает в общей сложности больше года.
"Готовые" клетки для всех
Производство CAR-T-клеток — процесс длительный и очень дорогой. В США только лечение обходится примерно в 500 000 долларов, не считая госпитализацию.
Все одобренные до сих пор методы подразумевают использование собственных Т-клеток пациента. Ученые считают, что стоимость терапии снизит создание "готовых" CAR-T-клеток, которые можно вводить нескольким людям. Но для этого еще многое предстоит сделать.
Прежде всего нужно решить проблему отторжения "неродных" клеток. И здесь свою роль должны сыграть технологии синтетической биологии, которые уже сейчас позволяют создавать системы CAR с точной регуляцией экспрессии и управлять ими с помощью генетических инструментов, активируемых в ответ на определенные лекарства.
Однако до сих пор большинство этих сложных конструкций еще не прошли стандартизацию и проверку на безопасность, необходимые для использования на людях. Материал взят из https://ria.ru/20230201/rak-1848769884.html