В культовом фильме 1989 года «Назад в будущее 2» Марти МакФлай путешествовал в будущее на летающем автомобиле. И вот прошло 40 лет после выхода фильма и вымысел стал реальностью. Уже в наше время есть летающие автомобили, правда, они еще не доступны в автосалоне. Отрасль все еще находится в зачаточном состоянии, и основное внимание уделяется электрическим самолетам с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL). Хотя они, возможно, и не похожи на традиционные автомобили с крыльями, они представляют собой шаг вперед в сфере личного транспорта.
Сергей Рубан, аналитик Finversia
Сегодня рассмотрим инвестиционные перспективы этого направления.
Потенциал летающих автомобилей. Перспектива летающих автомобилей выходит за рамки научной фантастики. Поскольку «пробки» на дорогах продолжают беспокоить крупные мегаполисы, потребность в альтернативных транспортных решениях никогда не была более острой. В год автовладельцы суммарно проводят в «пробках» не один день. Поэтому неудивительно, что концепция летающих авто получила распространение, поскольку они предлагают многообещающее решение этой извечной проблемы.
Вдобавок, воздушный транспорт более экологичный и поможет значительно сократить время в пути, повышая общую производительность труда.
Финансовые перспективы. В 2022 году индустрия летающих автомобилей оценивалась примерно в $220 млн, но эксперты прогнозируют ошеломляющую траекторию роста. Ожидается, что в течение следующих двух десятилетий он вырастет до более чем $1,5 трлн, что отражает впечатляющий совокупный годовой темп роста (CAGR) более 55%. Этот потенциал экспоненциального роста – вот что вдохновляет инвесторов на возможности этой отрасли.
Препятствия на пути развития летающих автомобилей. Одной из серьезных проблем, связанных с созданием воздушного транспорта, является современное состояние транспортной инфраструктуры, которая должна быть существенно перестроена, чтобы принять эти футуристические транспортные средства. Кроме того, необходимо преодолеть значительные научные и инженерные трудности, схожие с теми, которые возникают при полетах в космос. Несмотря на кажущуюся теоретическую простоту, разработка технологии eVTOL требует бесчисленных часов исследований и разработок, часто сопровождающихся многочисленными неудачами и провалами.
Большинство компаний, работающих в этой области, сосредоточены на создании небольших транспортных средств для передвижения на небольшие расстояния в пределах крупных городов. С течением времени можно ожидать усиления конкуренции в этой отрасли, причем за долю рынка будут бороться как уже состоявшиеся, так и новые игроки.
Пока мы ждем, как все это будет реализовано, стоит обратить внимание на некоторые ведущие акции, связанные с летающими автомобилями:
Joby Aviation (JOBY) является ведущим игроком в отрасли eVTOL. Благодаря недавней сертификации FAA и планам начать коммерческие пассажирские перевозки к 2025 году компания демонстрирует значительный долгосрочный потенциал.
Стратегическое партнерство с Delta Air Lines (DAL) является ключевым отличительным фактором. Совместными усилиями они намерены совершить революцию в сфере перевозок из дома в аэропорт, первоначально ориентируясь на Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Delta инвестировала $60 млн на начальном этапе, а в перспективе – $200 млн.
Компания Joby планирует открыть завод по производству самолетов eVTOL в Дейтоне (штат Огайо), способный выпускать 500 самолетов eVTOL в год, при поддержке компании Toyota (NYSE). Поставка первого самолета на базу ВВС Эдвардс с опережением графика на шесть месяцев привела к заключению выгодных контрактов с министерством обороны США, что укрепило позиции компании.
Archer Aviation (ACHR) – восходящая звезда индустрии летающих автомобилей, акции которой за последние полгода удвоились, опередив многих конкурентов.
Основанная в 2018 году компания Archer набирает обороты благодаря поддержке со стороны Boeing (BA) и United Airlines (UAL). Известный инвестор Кэти Вуд увеличила свою долю в Archer, приобретя 250 000 акций для своего фонда Ark Innovation ETF, что подчеркивает ее уверенность в компании.
Компания Archer, которую называют «летающим такси», работает над получением разрешения FAA и планирует начать коммерческую эксплуатацию к 2025 году. Компания United Airlines планирует приобрести 100 самолетов Archer для своей службы воздушного такси, что подчеркивает ее потенциал.
Archer также ориентируется на сектор оборонной авиации: она получила контракт от ВВС США на $142 млн и привлекла более $1,1 млрд. Одобрение FAA на летные испытания модели Midnight eVTOL указывает на многообещающее будущее.
Xpeng (XPEV), китайский автопроизводитель, известный своими электромобилями с 2017 года, рассчитывает занять значительную долю рынка летающих автомобилей.
Xpeng пользуется поддержкой таких инвесторов, как Xiaomi, Alibaba Group и Sequoia Capital, и располагает тремя заводами с совокупной производственной мощностью 400 тыс. автомобилей в год.
В октябре 2022 года компания Xpeng Aeroht успешно провела в Дубае первый полет летающего автомобиля Xpeng X2, предназначенного для полетов на малой высоте, в том числе экскурсионных и медицинских.
В рамках Xpeng Tech Day компания представила новую модель летающего автомобиля со складывающимися пропеллерами для плавного перехода от дороги к полету. Компания Xpeng демонстрирует впечатляющий рост по сравнению с такими конкурентами, как Nio (NIO) и Li Auto (LI), благодаря конкурентоспособным ценам.
Инвесторам, рассматривающим компанию Xpeng, следует обратить внимание на то, что в настоящее время она убыточна и не выплачивает дивиденды, поскольку ее основной задачей является реинвестирование в рост.
* * *
По данным Grand View Research, несмотря на предстоящие проблемы, такие как правила безопасности и общественное признание, прогнозируется, что к 2040 году мировой рынок полностью вытеснит классический транспорт по ряду направлений.
Летающие автомобили могут произвести революцию в транспорте, каким мы его знаем, и создать новый рынок стоимостью в триллионы долларов.
Хотя мы, возможно, какое-то время не будем видеть летающие автомобили частью нашей повседневной жизни, их потенциал изменить способ нашего передвижения неоспорим.