Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Корабли Эльтигена. Большая история маленьких корабликов. Сказ о добросовестности, одном "тральщике" и еще немного о бронекатерах.

Начнем, с еще одной фразы из "Хроники...", которая датирована 23 октября 1943 года: "... в 3.10 тральщик №184 тралил фарватер в районе Темрюк-Пересыпь. Мины не обнаружены." Запомним эту фразу, мы к ней еще вернемся, а, пока смотрим другие события этого дня (и немного рассказываем о кораблях).

"10.30 Катер-тральщик №175, "Азовец", сейнер с дубком на буксире и буксир с баржей перешли из Осипенко в Ахтари".

Для начала КТЩ №175 в "официальном" справочнике я не нашел. 174-й есть, 176-й есть, а 175-го., увы... Ну, ладно, у нас "чудес" в справочниках много. В официальном "Перечне..." №18 он есть. Срок боевой службы с 19 апреля 1943 года до конца войны. Зато нет другого корабля. В Перечне №18 я не нашел ни "Азовец", и "Танганрог". Почему?

А, потому, что здесь начинается очень интересная история. Помните, мы когда-то говорили о парусно-моторных шхунах, захваченных немцами? В марте 1943 года на них были русские экипажи. И 8 апреля 1943 года Четыре парусно-моторные шхуны "перебежали" к своим. Но это только начало истории (о которой не принято писать).

На фото скорее всего "Азовец"
На фото скорее всего "Азовец"

20 августа 1943 года, одна из шхун, (бывшая МК-4) которая стала КТЩ-176 на подходе к Таганрогу встретила немецкий катер береговой охраны, который оказался бывшим сейнером "Азовец" (который был захвачен противником). Вооружение :один 2-см автомат

Оказалось, что русский экипаж катера запер в трюме хорвата, и вышел навстречу шхуне. Экипаж сообщил, что восстание готовилось еще на одном катере "Таганрог". "Таганрог" был захвачен в... Таганроге (30.08.1943), его экипаж, находившийся под арестом, был освобожден. И "Азовец" и "Таганрог" стали с 02.10.1943 года, нашими боевыми кораблями (причем даже экипажи на них остались, сменился только командир).

"Таганрог" потом высаживал злополучный Темрюкский десант. "Азовец" же... (о нем чуть позже).

Возвращаемся к первой цитате: в три часа ночи бывший сейнер "Март" (38 тонн водоизмещения, 50 сил, скорость 7 узлов), бывший сейнер Азчергосрыбтреста, тралит очень важный фарватер, по которому должен будет идти десантный отряд из Темрюка. Что не так? А, то что прошли один раз контактным тралом, и все. Результат?

31 октября 1943 при выходе из Темрюкского канала на неконтактной мине погиб бронекатер №114. «Хроника…» указывает, "... в 18 ч. 12 м. бронекатер №114 при выходе из Кубани (т.е. на выходе из канала из порта Темрюк) «подорвался на мине и потонул. На борту катера находились 40 человек десанта. Катера и сейнер, вышедшие из Темрюка спасли 32 человека». Ссылка дана на несуществующее в настоящее время архивное дело. В.М. Кононенко, без указания источника информации, пишет, что «…погибло 25 человек, в том числе и командир отряда бронекатеров» [1].

Ситуация с бронекатером №114 (командир ст. л-т В.И. Косьмин) не совсем понятна. По документам, командир 1-го дивизиона БК ст. л-т Фролов А.С. не погиб, а был легко ранен при подрыве бронекатера №114, и направлен в госпиталь в Ахтари. Поданным ОБД «Мемориал», потери личного состава АВФ 31.10.43г. составили 9 человек, спасено 7. В «донесении о происшествии» указано, что спасено 7 человек. Информация о 7 спасенных с катера дана и в ЖБД фронта. Экипаж бронекатера обычно состоял из 14-16 человек. Таким образом, прослеживаются только потери катерников. Ладно, не суть важно.

1 ноября 1943 года в 7.53 на этом же участке подорвался на неконтактной мине бронекатер №111. С бронекатером №111 ситуация не совсем понятна, т.к. он подорвался на том же минном заграждении у пос. Чайкино, что и №114, причем, произошло это 1 ноября в 7.53. В это время остальные катера его группы высадки еще дрейфовали в районе м. Ахилеон в ожидании нового приказа. По данным донесения о происшествии, катер был без десанта. Ранено 14 человек, поврежденный катер отбуксирован в Темрюк.

Думаете на этом история закончилась? Как бы не так. 2 ноября По данным «Хроники…», при маневрировании в районе Чайкино, в 13.15, на том же минном заграждении, на котором уже погибли несколько катеров, погиб КТЩ «Азовец» с десантом. (Да, тот самый "Азовец"). Погибли 20 человек, включая экипаж. [1].

Раз уж зацепили бронекатера 1-го отряда 1-го дивизиона (не Гвардейского, а другого, обычного) просто пробежимся по ним. Это астраханские катера, построенные на заводе им. Сталина (сейчас АСПО), и прибыли с Каспийской флотилии 26.05.1943 (6 катеров). Они были стандартными. Вооружение 1 шт. танковая башня от Т-34 с пушкой Ф-34, реактивная установка М-13-М, 2 пулемета 12,7 ДШК в башенке.

-2

Им явно не везло с минами. 111-й (зав. №112) подорвался у Темрюка 01.11.1943. (но отремонтирован) 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20 - 29.08.1944 г., Белградской 28.09 - 20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944 - 13.02.1945 гг. и Венской 16.03 - 15.04.1945 г. наступательных операциях. 19.07.1945 г. передан МПО НКВД.

112-му (зав. №113) на начальном этапе повезло. Катер участвовал в Новороссийско- Таманской 9.09 - 9.10.1943 г. наступательной и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операциях. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20 - 29.08.1944 г., наступательной операции. Потоплен 26.08.1944 г. артиллерией противника на Дунае у Галаца.

113-й (зав. №114) погиб на мине у Осипенко. 19 сентября 1943 года, через два дня после освобождения города Осипенко (Бердянска), бронекатера Азовской военной флотилии готовились к отплытию на базу в Приморско-Ахтарск. Покидая акваторию порта, бронекатер БКА-113 потревожил установленную оккупантами на рейде неконтактную мину. Взрывом катер перевернуло кверху дном. Спаслись только два офицера. 19 погибших моряков-десантников были похоронены в парке имени Пушкина.

114-й (№115) подорвался у Темрюка.

Остальные два катера вошли во 2-й отряд 1-го дивизиона (о них сказ отдельный)

[1] «Хроника ВОв черноморском театре» (выпуск 5) — М. Военмориздат 1950г.

[1]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г.