Крепитесь. Сегодня сложный текст)))
Родительская фигура – это образ того, кто сильнее, мудрее, авторитетнее. А то и вообще всесильный персонаж.
Когда ребёнок ещё настолько маленький, что сам ничего не может, он вынужден зависеть от такой вот фигуры. Не важно, что это за человек – важно, что без него не выжить. И что от него зависит многое в жизни маленького человечка.
Родительской фигурой могут быть не только мамы и папы, бабушки и дедушки, но и брат/ сестра, опекун, тренер, воспитатель в детском саду, сосед, няня, учитель и т.п. Так что когда вы во всяких околопсихологических текстах читаете что-то вроде «психологические травмы нам наносят родители», то держите в голове вот что: речь не всегда в буквальном смысле о маме с папой. Тут имеется в виду какая-то родительская фигура, а кто именно это был, знает только сам человек.
Сколько у нас таких родительских фигур? Да сколько угодно. Конечно, есть, как правило, одна самая главная. Но эхо отношений с ней мы встречаем и в общении с другими людьми. Когда человек вырастает, родительской фигурой для него может стать он сам (это максимально благоприятный расклад), начальник, ментор, автор книги, старший коллега, партнёр (при некоторых формах отношений) и даже психолог. И тут начинается самое интересное.
Часто, встречая кого-то из этих людей, мы начинаем не только бессознательно наделять их властью и авторитетом, но и ждать от них той же реакции, что и от родителей. Если совсем упростить, то можно привести такой пример: если человека обесценивали в родительской семье и он это не проработал, то он может выбрать себе работу, где будет ждать, что босс тоже станет его обесценивать. И в личных отношениях такая история может вылезти. Более того: он ещё и неосознанно будет провоцировать других на обесценивание.
Когда неприятный опыт был связан с какой-то родительской фигурой, то исправить ситуацию помогает… другая родительская фигура. Которая отнесётся к нему не так, как та, что травмировала. С которой сложатся другие отношения. Где будет другой опыт, а не тот, что был в прошлых отношениях.
В своей работе некоторые психологи активно эти механизмы используют. Мы знаем, что клиент с большой долей вероятности будет приписывать нам качества, характерные для его родительских фигур, и может своим поведением вызывать в психологе желание выдать именно такую реакцию, которая клиенту знакома с детства. Один клиент будет бояться, что психолог от него откажется, другой – что будет критиковать и т.п. Тут каждый проецирует свой опыт.
Кстати, именно феномен родительской фигуры – причина того, что всякие недогуру так популярны, несмотря на то, что они часто буквально унижают или отчитывают своих последователей. Во многих людях настолько сильна потребность во всемогущем взрослом, который укажет как нужно жить, что они готовы терпеть даже откровенное неуважение (не говоря уже о том, что огромное количество людей именно к такому от родительских фигур и привыкли).
Та же история и с хамами-начальниками, от которых сотрудники не уходят годами, хотя отношение к ним, мягко говоря, неуважительное, да и условия труда могут быть абсолютно жуткими. Такие работники часто чувствуют, что что-то не то, но какая-то мощная сила удерживает их на этом месте. Некоторые из них даже верят, что других работ нет, все начальники будут такими же или хуже, а этот хоть свой (так работает психологическая защита под названием рационализация: она находит "объективные" причины, подтверждающие логичность своего поведения). Обратите внимание, как это ощущение похоже на чувства маленького ребёнка к родителю: "Я без него не выживу, нужно терпеть. Даже если дома плохо, то снаружи-то меня никто не ждёт, там опасный мир, где обо мне никто не позаботится".
Удивительное дело: даже если отношения с родительской фигурой неприятные, потребность в ней всё равно огромна