Примерно в три года ребенок начинает активно проявлять инициативу, но, он нуждается во внимании и контроле за своими действиями.
На этом этапе, родители могут помогать ребенку, проявлять безразличие, или, препятствовать его активности.
Инициативный ребенок неудобный, его действия заставляют родителя напрягаться – оказывать внимание, следить за действиями малыша. К тому же, чем самостоятельнее ребенок, тем меньше влияние родителя на его жизнь. А расстаться хотя бы с частью власти готов далеко не каждый родитель.
Когда родители препятствуют активности ребенка, они запрещают ему определенные действия – «нельзя бегать, упадешь», «нельзя громко говорить, ты мешаешь». И прочее – «нельзя». Или критикуют за ошибки. Критика, как и запрет, приводит к тому, что пропадает желание действовать.
Безразличие родителя также тормозит инициативу ребенка, потому что малышу важно, чтобы родители и словами, и действиями одобряли его поведение. Ему необходимо чувствовать себя нужным, принятым своими родителями.
Послушное исполнение желаний родителей приводит к тому, что у выросшего ребенка.
- Подавлена инициатива.
- Потеряны особенности личности, индивидуальность.
- Он ведет серую, скучную жизнь, у него нет желаний.
- Ему сложно, иногда даже невозможно сделать выбор.
- Он испытывает апатию и скуку.
- Он заменяет удовольствия от жизни на зависимость - пищевую, наркотическую, алкогольную, игровую…
Ребенку, который вырос в условиях запретов, жесткой критики, или родительского безразличия, сложно решиться на любую инициативу.
Пример из практики. От клиента получено разрешение на публикацию, имя изменено.
Данилу – двадцать шесть лет. Молодой мужчина рассказывает о том, что все свободное время, он «просто лежит», ощущая апатию.
Прошу Данила назвать плюсы апатии, но, мужчина не может этого сделать. Он отвечает: «Какие же в таком состоянии плюсы, одни минусы».
С точки зрения житейской логики, он, безусловно, прав. В апатии нет плюсов. Но, у нашей психики другая, «своя» логика. Если существует апатия, значит, есть в ней и плюсы.
Предлагаю Данилу обратиться за помощью к картам «Ошо Дзен Таро».
Я использую карты как проективный материал. Какую бы карту человек не вытянул, глядя на нее, у каждого появляются свои мысли, свои ассоциации, которые соответствуют именно ему, его личности.
Наугад мужчина вытягивает карту – «подавление».
- Вот это да! Оказывается, я подавляю! Что же я подавляю?
Неожиданно быстро, Данилу пришел и ответ.
- Я подавляю злость!
Мужчина понял, что апатия служит подавлению злости и выглядит апатия - «как мама».
С раннего возраста Данил запрещал себе малейшее проявление злости. Только мама может злиться, всем остальным членам семьи это запрещено. За проявлением злости следовало наказание.
Апатия, которая лишает Данила инициативы, желания что – то делать, скрывает его детский страх наказания за неправильные действия.
Мама много требовала от маленького Данила. Кроме присмотра за младшей сестрой, у мальчика были и другие обязанности, Когда Данил справлялся, никакой похвалы и поддержки он не получал. Никогда. Но, за малейшую ошибку было наказание - ремень, или крики матери, ее оскорбительные высказывания в адрес сына.
Естественно, он злился на поведение матери, но, подавлял свою злость.
«Если ошибусь, мне «кирдык», - думал маленький Данил. Он отказался от инициативы и старался лишний раз ничего не делать, «чтобы не ошибаться».
В детстве у Данила было много желаний. Мальчик интересовался компьютерами. Его привлекала легкая атлетика, чтение, конструирование и игра на барабане.
Запрет на активность, на проявление инициативы, формировался у Данила постепенно. С одиннадцати лет он «окончательно» запретил себе «проявляться», потому что боялся ошибиться и получить наказание.
В работе с Данилом использовались техники эмоционально – образной терапии.
Подавленная злость находилась у Данила в груди и выглядела как «что – то черное и бесформенное». Данил «достал» образ из груди и разрешил ему «выразить все чувства».
Сначала из образа вырвался фонтан, похожий на нефть. Затем, в земле, на месте черного фонтана, образовалась «огромная дыра». Постепенно дыра затянулась.
Запрет действовать находился у одиннадцатилетнего Данила в затылке и выглядел как черный гранитный куб.
Взрослый Данил разрешил одиннадцатилетнему отдать запрет - куб маме, потому что именно ее наказания сформировали страх действий. Взамен взрослый предложил одиннадцатилетнему Данилу «разрешение ошибаться», которое выглядит как фонтан с чистой, холодной водой.
Одиннадцатилетний Данил поместил на место гранитного куба фонтан.
В его голове «зафонтанировали» новые идеи и желание действовать
После произведенной в воображении трансформации, взрослый Данил соединился с одиннадцатилетним.
Тело мужчины выпрямилось, плечи развернулись. К нему вернулись детские желания. Сейчас уже ничего не мешает их реализации.
Данил понимает, что он взрослый мужчина, может говорить о своих чувствах, желаниях, может ошибаться, потому что «не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Сегодня для себя Данил открыл способ выражения злости, который ему очень понравился. Если представить злость в виде образа и разрешить ему «выразить все чувства», образ трансформируется во что – то другое, а иногда и вовсе исчезает. Главное, уменьшается и злость.
Многие убеждения, принятые в детстве, не соответствуют реальности, а в дальнейшем мешают жить полной жизнью.
Эти убеждения можно изменить.
Когда человек освобождается от злости и страха, возвращает себе инициативу - разрешает себе действовать и ошибаться, появляются силы и возможности для трансформации своей жизни.
Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru