Биоплазма, также известная как эктоплазма, - это термин, связанный с различными паранормальными и сверхъестественными явлениями. Ее часто представляют как таинственное вещество, выделяемое духами во время спиритических сеансов, существование которого было предметом споров на протяжении многих десятилетий.
Термин "эктоплазма" уходит корнями в спиритуалистические движения конца 19 - начала 20 веков. В этот период были очень популярны спиритические сеансы общения с умершими. Считалось, что эктоплазма является физическим проявлением духов, выходящей из тела медиума для облегчения общения с другой стороной. Слово "эктоплазма" происходит от греческих слов "эктос", что означает "снаружи", и "плазма", что означает "нечто сформировавшееся или формирующееся".
Эктоплазму часто описывали как гелеобразную вязкую светящуюся субстанцию. В то время считалось, что она течет или сочится изо рта, носа, ушей, а иногда даже с кожи людей, вступающих в контакт с миром духов. Свидетели сообщали, что она могла принимать разные формы: от паров тумана до осязаемых веществ.
Главную роль в явлении эктоплазмы сыграли люди, известные как медиумы. Считалось, что они обладают повышенной способностью общаться с миром духов. Во время сеансов медиумы входили в состояние, подобное трансу, а участники собирались в тускло освещенных комнатах, держась за руки и пели. Именно в этой атмосфере появлялись эктоплазматические эманации, формировавшиеся в человеческие формы, руки и лица, обеспечивающие физическую связь с духами. Эктоплазма должна была выступать в роли "проводника" между миром живых и мертвых.
Одним из самых известных медиумов той эпохи была Ева Карьер, французский экстрасенс, описанный исследователем паранормальных явлений Альбертом фон Шренк-Нотцингом в начале 20 века. Во время своих сеансов она даже предоставила фотографии и свидетельства об эктоплазматических проявлениях, которые вызвали большой интерес.
Еще одним известным медиумом была Хелен Дункан из Шотландии. Она вызывала призраков, особенно во время Второй мировой войны. Скорбящие семьи погибших солдат и мирных жителей были особенно восприимчивы к идее общения с близкими людьми из загробного мира. Хотя ее эктоплазматические проявления способствовали ее известности, они также сыграли роль в ее проблемах с законом.
В январе 1944 года во время одного сеанса она заявила, что ее посетил дух моряка, погибшего на борту HMS Barham (британский линкор, потопленный немецкой подводной лодкой). Таким образом, она раскрыла секретную информацию о затоплении корабля до того, как она стала достоянием общественности. Это привлекло внимание британских властей и привело к ее аресту в январе 1944 года по Закону о колдовстве 1735 года. Она стала последним человеком, заключенным в тюрьму по этому архаичному закону, который был отменен в 1951 году.
Во время суда власти скептически относились к ее спиритическим практикам, выставив их мошенническими и вводящими в заблуждение. Обвинение утверждало, что Дункан использовала простые трюки для создания своих эктоплазматических проявлений. Несмотря на ее заявления об общении с миром духов, в конечном итоге ее приговорили к девяти месяцам тюремного заключения. Для ее последователей Дункан была преследуемым спиритуалистом, настоящим медиумом, на которого несправедливо нападали власти. Хотя для критиков она была обычной мошенницей, которая наживалась на эмоциях скорбящих.
Эктоплазменные явления с самого начала были встречены со скептицизмом и научным миром. Критики утверждали, что это явление стало результатом мошенничества или обмана. Скептики отмечали, что тускло освещенные комнаты и трансовые состояния медиума создают идеальные условия для мошенничества. Такие следователи, как Гарри Гудини, активно стремились разоблачить экстрасенсов-мошенников. По мере роста скептицизма и все большего разоблачения медиумов как мошенников, их популярность стала падать. В середине 20 века спиритические сеансы вышли из моды и практически исчезли из поля зрения общественности.
В наши дни эктоплазму во многом считают исторической диковинкой и символом спиритуалистических движений прошлого. Некоторые считают, что случаи эктоплазмы были результатом тщательно продуманных мистификаций, а не свидетельством паранормальной активности. Несмотря на свое падение в сфере научных исследований, концепция эктоплазмы продолжает занимать место в популярной культуре, особенно в фильмах ужасов, где ее часто изображают как сверхъестественную или потустороннюю субстанцию, оставленную проклятыми душами.