Был у меня один коллега. Когда дело доходило до проверки контрагентов, он, если видел большое количество исков со стороны потенциального партнёра, начинал по-стариковски бухтеть: «сутяяяги». И начинал искать повод отказаться от сотрудничества. Однажды я не выдержал и спросил его, почему он так негативно реагирует, на что он ответил: «А они зарабатывают на этом! Вдруг мы по какой-то причине не выполним условия договора, а они нас по судам затаскают, им не работа нужна, а суды!».
Логика коллеги меня очень удивила! Казалось бы, в чём проблема? Читай внимательно договор, выполняй все условия. Это и называется сотрудничеством. А если не выполнил, иди разбираться в арбитраже. Это лучше, чем ночью ехать в лес, в багажнике.
С вами вновь «Восьмая заповедь». Мы продолжаем вести открытый рассказ о нашей работе. Сегодня обсудим «массовые иски».
Итак, казалось бы, наши оппоненты говорят о юридической фирме. А раз так, то логично ждать от нее юридической, в том числе и судебной практики. Но не логикой руководствуются они, разгоняя хейт в медиапространстве в отношении нашей организации. Им нужно перевернуть картину мира. Воров сделать Робинами Гудами, обворованных - хапугами, юристов - сутяжниками
Мы защищаем авторское право. Хотя в российской правовой системе это и не новая область, но до недавнего времени она практически не работала. Впервые государственная регуляция статуса авторов проведена Цензурным уставом 1828 года. Далее, сфера активно развивалась вплоть до революционных событий, когда по нему был нанесен сокрушительный удар, в виде декрета от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Все более поздние нормативные акты советского государства носили чисто декларативный характер и де-факто, авторское право никак не охранялось.
В 1995 году Российская Федерация вновь присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года). И даже с 1993 года действовал закон «Об авторском праве и смежных правах». Однако, долгое время авторское право как таковое, оставалось лишь лозунгом. Правовая основа деятельности организаций, вроде Российского авторского общества (между принятием закона и созданием общества прошло 9 дней). На самом деле, чего стόит закон, если за его нарушение не предусмотрена ответственность? Лишь только в 2008 году вступила в силу часть 4 Гражданского кодекса, которая сделала действительно доступной и оправданной защиту авторского права в России.
Спустя 8 лет появилась «Восьмая заповедь». И если первоначально, её появление было обусловлено необходимостью защиты интересов одного из её учредителей, то вскоре практика существенно расширилась. С ростом числа клиентов, росло количество отклоненных и просто проигнорированных претензий к нарушителям. Соответственно, росло количество дел, доходивших до суда. Количество выигранных процессов обеспечивало приток новых клиентов. Так выглядит успешная работа юридического представительства. Чем успешнее ты представляешь интересы клиентов, тем больше желающих довериться тебе, тем значительнее твоя роль в профессиональной сфере. За «массовыми исками», на самом деле, скрывается востребованность обществом, рядовыми гражданами, наших услуг. Каждый направленный в суд иск демонстрирует актуальность проблемы соблюдения авторских прав в стране. Каждое выигранное дело подчеркивает остроту и частоту злоупотреблений со стороны разномастных нарушителей.
Таким сложным и трудоемким путем формируется то, что называется гражданским обществом. И «Восьмая заповедь», бесспорно, вносит в это дело немалый вклад. Ранее «мёртвый», закон начинает использоваться гражданами для защиты, формальная норма начинает работать, государство реализует свою функцию. На смену правовому нигилизму постепенно формируется правовое сознание у граждан и организаций. Кроме шуток, многие наши бывшие оппоненты после судов вспоминают, что сами генерируют объекты интеллектуальной собственности и прибегают к Гражданскому кодексу уже отстаивая собственные интересы. Мы знаем, что в некоторых крупных СМИ появились специалисты по контенту, отслеживающие соблюдение авторских прав в публикациях. В редакциях поменьше сотрудников учат искать авторов используемых фотографий, а не просто качать фотки из поисковой выдачи. Растёт роль (и зарплаты) штатных фотографов.
А ведь это, в свою очередь, неизбежно влечёт за собой правовую эволюцию государства. Разве не к этому мы все должны стремиться? Наконец, переходить от решения конфликтов в местечках «кричи-не-кричи» к судебному рассмотрению споров. По этой причине я и вспомнил в начале статьи своего коллегу и его презрительное «сутяяяяги», в котором по степени презрительности и протяжности звука «Я» можно было оценить количество выигранных судебных дел в портфеле компании.