Судьба Ксении Годуновой, дочери русского царя Бориса Годунова, была похожа на сказку, но с несчастливым концом. Детство и юность этой царевны прошли в роскоши и комфорте под присмотром служанок, нянек и мамок. Но последующая жизнь Ксении была полна трагичных событий.
Боярышня
Родилась Ксения Борисовна Годунова в 1582 г. в Москве. Ее матерью была дочь небезызвестного Малюты Скуратова, правой руки Ивана Грозного - Мария Скуратова-Бельская. На Марии Борис Годунов женился в 1570 году. Ксения была старшим ребенком в семье. В момент ее появления на свет ее отец Борис был еще не царем, а обычным боярином. Боярский титул он получил за 4 года до рождения Ксении - в 1578 г.
Воспитанию и образованию своей дочери будущий царь придавал огромное значение. Ведь и сам Годунов был человеком образованным, эрудированным и умным. "Неучем" другие бояре его считали лишь потому, что он плохо знал церковные труды. А именно этим трудам в те времена оценивали "ученость" человека.
Семья Годуновых не была слишком большой. Детей в те времена даже в знатных семействах рождалось много. Но у Бориса Годунова, помимо Ксении, был еще только сын Федор.
Вместе с братом Ксения изучала в доме своего отца всевозможные науки и искусства. Преподавали боярышне, конечно же, и рукоделья. Известно, что будущая царевна знала иностранные языки, отлично читала, занималась музыкой. В тереме Годунова, как и любая другая девица из знатной семьи, Ксения читала, вышивала, беседовала с подругами или отцом. Достаточно часто дочь Бориса Годунова ездила в паломничества по монастырям.
Красавица царевна
При царе Федоре, женатом на сестре Бориса Ирине, Годунов приобрел еще большее влияние, чем при Иване Грозном. В конечном итоге, когда Ксении исполнилось 16 лет, ее отец стал русским царем. К тому времени царевна уже превратилась в очень привлекательную девушку, красота которой очаровывала всех вокруг. О красоте дочери Бориса Годунова в России и Европе ходили легенды.
По сохранившимся описаниям современников, Ксения была просто восхитетельной девушкой - румяной, с кожей молочной белизны, большими выразительными черными глазами и толстыми темными косами. Телом царевна, как указывается в летописях, была стройна и «изобильна», а рост имела «не высокий и не низкий». Восхищала Ксения современников не только своей красотой, но и приветливым характером, добротой, умом и отличными манерами.
Беспутный Густав Ваза
Взойдя на престол, Борис Годунов сразу же начал искать для Ксении жениха. Выдавать дочь за кого-то из приближенных бояр царь не хотел. Положение Годунова изначально было шатким, и он постоянно боялся свержения. Чтобы укрепить свою власть, царь решил породниться с каким-нибудь влиятельным европейским королевским домом.
Исходя из этого в последующем Борис и подбирал дочери женихов. Первым кандидатом в мужья к Ксении стал шведский принц Густав Ваза, приглашенный в 1599 г. в Москву. Густав был сыном шведского короля Эрика XIV, душевнобольного монарха, свергнутого его братом еще во времена Ивана Грозного. Когда Борис Годунов приглашал Густава в Москву, помимо руки Ксении, он планировал поставить принца во главе Ливонского королевства. Во время брачных переговоров Густаву также была обещана Калуга и еще некоторые города помельче.
В августе 1599 г. принц торжественно въехал в Москву. Принял его Борис Годунов со всей пышностью. Однако в Москве Густав повел себя скандально. Через некоторое время после прибытия он пригласил в Россию свою давнюю фаворитку с детьми, с которой и проводил время в гулянках и возлияниях.
Сохранились документы, где о поведении Густава в Москве и его пассии говорится так:
велел возить её в карете, запряжённой четвернёй белых лошадей и в сопровождении многих слуг, как ездят царицы. Недовольные из свиты принца говорили, что эта женщина оказывала на него дурное влияние, и под этим влиянием он стал надменным в отношениях со своими дворянами и вспыльчивым по отношению к слугам, которых часто бил
Все еще надеясь на свадьбу, Борис Годунов пытался вразумить Густава. Но принц в ответ вел себя все более нахально, и наконец вывел царя из себя. Годунов объявил, что Густав не подходит в жены его дочери и сослал его в Углич.
Габсбурги
Следующим женихом Ксении стал принц Максимилиан Габсбург, брат императора Священной римской империи Рудольфа II. Это сватовство в последующем также сорвалось по многим причинам.
Рудольф долго не давал согласия на брак принца. Условия Годунова казались ему маловыполнимыми. Во-первых, Борис не хотел отпускать дочь за границу. Следовательно, и ее супруг должен был остаться в России. Также от мужа царевны требовалось, чтобы он перешел в православие.
Считается также, что император Рудольф (тот самый "чародей и алхимик") не давал согласия на брак брата и из-за того, что и сам подумывал жениться на Ксении. Ведь за дочерью Борис давал очень большое приданое. Это было Тверское княжество, которое Годунов хотел после свадьбы поделить между Россией, Максимилианом и Рудольфом. В конечном итоге Максимилиан III в Россию так и не приехал.
Следующем кандидатом в женихи красавицы-царевны стал эрцгерцог Австрийский Максимилиан Эрнст Габсбург. Эта помолвка также сорвалась из-за того, что жених не пожелал переходить в православие.
Симпатичный герцог Иоганн
Самым же серьезным женихом Ксении был герцог Шлезвиг-Гольштейнский Иоганн. Этот датский принц сразу же дал согласие на брак с Ксенией, приняв все условия Годунова. После свадьбы Иоганн должен был стать русским удельным князем и принять православие.
Сама Ксения, как и любая другая девушка тех времен, в поисках жениха целиком и полностью доверялась батюшке. Нравились ли ей предыдущие кандидаты или нет, осталось неизвестным. Но известно, что Иоганн Шлезвиг-Гольштейнский сумел впечатлить царевну.
Ксения была очень довольна тем, что выходит замуж за симпатичного датского герцога. Понравился Иоганн и Годунову, и всем его придворным. Принц имел высокий рост, привлекательную внешность и хороший характер. Иоганн умел легко сходиться с людьми, не совершал по-европейски легкомысленных выходок, отличался серьезностью. Русские летописцы того времени отзывались о нем, как о «большом умнице».
Приехав в Россию, герцог тут же принялся изучать русский язык и начал готовиться к переходу в православие. О лучшем муже Ксении и мечтать не приходилось. Однако выйти замуж за датского принца дочери Бориса Годунова было не суждено.
В самом конце октября 1602 г. герцог Иоганн Шлезвиг-Гольштейнский неожиданно почувствовал себя плохо. К лежащему в постели принцу тут же пришел Борис Годунов. Беспокоясь за будущего зятя, царь пригласил к герцогу всех дворцовых докторов и лекарей.
Усилия целителей однако оказались напрасными. Принц Иоганн сгорел буквально на глазах. Из-за скоропостижности его кончины во дворце Годунова даже поползли слухи об отравлении.
Кому понадобилось травить жениха царской дочери, так и осталось неизвестным. Рейтинги Годунова в то время уже были крайне невысоки. Конечно, вряд ли это правда, но в народе даже начали ходить слухи, что жениха Ксении отравили по приказу Бориса. По мнению подданных, популярный у придворных и народа Иоганн вызвал зависть Годунова. Испугавшись того, что в последующем принц сможет сместить его с трона, царь и приказал устранить его.
Обморок царевны
Сохранились сведения, что сама Ксения сильно переживала по поводу кончины Иоганна. Царевна успела влюбиться в своего жениха и привыкнуть к мысли о том, что скоро станет его женой. По легенде, когда Борис Годунов сообщил дочери печальную весть о кончине Иоганна, Ксения упала в обморок.
В последующем Годунов хотел выдать дочь, которой уже перевалило за 20, за грузинского князя Хозроя. Наследник царевич Федор при этом должен был жениться на царевне Елене. Грузинский князь уже даже выехал в Москву, но добраться до места так и не сумел из-за начавшейся в 1604 г. дагестанской смуты.
В последующем Борис Годунов хотел сосватать дочь за кузенов скончавшегося Иоганна. Однако и эти планы царя провалились.
Уже после появления Лжедмитрия I, Годунов, трон под которым начал шататься, в спешке хотел выдать Ксению за Петра Басманова, сына одного из самых знаменитых и верных опричников Ивана Грозного. Но заключить какое-нибудь соглашение с Басмановым Борис не успел. Царь скоропостижно скончался от апоплексического удара.
Горе царевны
Уход Бориса Годунова стал для Ксении концом ее счастливой жизни. После Бориса на российский трон взошел юный 16-летний Федор Годунов, который начал править под руководством своей матери - Марии Скуратовой-Бельской.
После кончины Бориса объявившийся в России Лжедмитрий уже стал называть себя не царевичем, а российским царем. Федор был слишком молод, и народ не верил в то, что он сможет хорошо править Россией. Поэтому многие в этот период перешли под знамена самозванца.
В конечном итоге Лжедмитрий подошел со своим войском к Москве и встал под ее стенами. В саму столицу «царь» заходить отказался. Лжедмитрий заявил, что войдет в Москву только тогда, когда в ней не будет других царей.
Бояре, переметнувшиеся на сторону самозванца, в конечном итоге лишили жизни Федора и Марию. Считается, что молодой царь и его мать были задушены прямо на глазах у Ксении. Саму царевну душегубы не тронули. После расправы над родными Ксения, по преданию, хотела принять яд, но сделать ей этого не дали. Царская дочь была перевезена из Кремля в дом одного из бояр, принимавших участие в расправе над Годуновыми.
Здесь Ксения и жила в последующем некоторое время в постоянном страхе до тех пор, пока в столицу не вошел Лжедмитрий. Согласно легенде, сохранить жизнь дочери Годунова самозванец приказал боярам самолично. Будучи наслышанным о красоте Ксении, Лжедмитрий не захотел лишать ее жизни.
Запасная невеста
Так гласила народная молва, но дело, конечно, было не только во внешней привлекательности дочери Годунова. Скорее всего, Лжедмитрий, у которого не было абсолютно четкого плана действий после занятия престола, решил сделать царевну запасной невестой. Женитьба на Ксении могла бы укрепить позиции Лжедмитрия, как русского царя.
Возможно, именно эти соображения сподвигли самозванца тянуть с вызовом в Россию Марины Мнишек. Лжедмитрий обещал жениться на этой польке в обмен на помощь поляков, но постарался увильнуть от брака. Будучи человеком умным, самозванец понимал, что польская жена точно не поднимет его авторитета в России в качестве правителя.
В конечном итоге поляки однако довольно-таки настойчиво напомнили Лжедмитрию о данном им обещании. Заграничные друзья самозванца потребовали, чтобы он пригласил Марину в Россию и немедленно женился на ней. Лжедмитрию, который мог остаться без заграничной поддержки, пришлось подчиниться.
От момента восшествия самозванца на престол и до приезда Мнишек прошло целых полгода. И все это время несчастная Ксения прожила в Москве в царских палатах в качестве наложницы Лжедмитрия.
Несчастная наложница
Неизвестно, как отнеслась к этой связи сама дочь бывшего царя. С огромной долей вероятности она была ей крайне неприятна. Но согласно легенде, Лжедмитрий обращался с Ксенией хорошо и даже любил ее.
Царевну однако все равно многие жалели. Ведь именно по инициативе Лжедмитрия были уничтожены мать и брат Ксении. К тому же и сам самозванец, хотя и был, по свидетельству современников бравым, смелым и щедрым человеком, отличался очень неказистой внешностью. Лжедмитрия описывают, как невысокого мужчину с лицом, покрытым бородавками, и огромным носом.
Инокиня Ольга
После приезда Марии Мнишек в Россию оставлять Ксению во дворце Лжедмитрий, конечно, не стал. Царевна приняла постриг и отправилась Горецкий Воскресенский монастырь в качестве инокини Ольги. В последующем по России ходили слухи о том, что в обители Ксения родила от Лжедмитрия сына.
Царствовать Лжедмитрию на Руси долго не пришлось. Вскоре боярин Василий Шуйский подговорил народ свергнуть самозванца. В ходе переворота Лжедмитрий погиб, а Василий Шуйский стал царем.
При Шуйском несчастная Ксения смогла вздохнуть несколько свободнее. Новый царь даже разрешил ей присутствовать на перезахоронении ее брата и матери. Останки Федора и Марии были перенесены из Варсонофиевского монастыря в более почетное место — Троице-Сергиеву лавру. Ксения присутствовала в процессии, находясь в закрытой карете.
Смутное время, конечно же, оказало серьезное влияние на судьбу Ксении. Тягот и лишений инокине Ольге пришлось вынести немало.
В осажденном монастыре
К примеру, известно, что царевна находилась в Троице-Сергиевой лавре во время 15-месячной осады ее Лжедмитрием II. Тушинцы, поляки, литовцы и казаки полностью заблокировали обитель. Из-за публичного заявления архимандрита Иоасафа о том, что он будет «верно служить государю, который на Москве», оборона монастыря сыграла огромную роль в росте самосознания русского народа.
Люди, находившиеся в монастыре, вели тактику активной обороны. То есть, к примеру, совершали вылазки с целью отбить у неприятеля скот для еды, поджечь укрепления или разорить мелкие заставы.
Ксения находилась в монастыре все время его осады. Запасов в обители, несмотря на вылазки было немного и среди осажденных в конечном итоге начала свирепствовать цинга. При всем при этом монастырь смог выдержать три осады и в конечном итоге дождался прихода войск князя Михаила Скопина-Шуйского, которые при поддержке людей из монастыря разгромили нападавших. Эта победа подняла дух русского войска, впервые с начала Смуты, давшего отпор иноземцам.
После снятия осады оказалось, что в живых в Троице-Сергиевой лавре из 3800 человек осталось лишь 1000. Среди этих людей, к счастью, оказалась и Ксения Годунова. В 1610 г. несчастной царевне пришлось пережить еще одну осаду — на этот раз в Новодевичьем монастыре. Эту обитель захватили казаки помощника Марины Мнишек Ивана Заруцкого. Согласно сохранившимся документам, во время захвата монастыря нападавшие "Ксению и ливонскую королеву Марию Старицкую, на которых ранее и зрети не смели — ограбили донага".
С окончанием Смуты и воцарением Михаила Романова Ксения поселилась во Владимирском Княгинином монастыре. Здесь она и провела остаток своих дней. В предпоследний день августа 1622 г. инокиня Ольга покинула этот мир. На момент кончины Ксении было всего 40 лет. Похоронили бывшую царевну в семейной усыпальнице Годуновых.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской