*Узнав о том, что начались съёмки фильма “Рукою Данте” по роману Ника Тошеса, я поискала информацию о писателе и начала читать сам роман. Роман необычный, в нём довольно странно выстроено повествование, но оно быстро даёт понять, что к чему. В нём много рассуждений о человеческой натуре, есть параллели между средневековым книгоизданием и 21 веком. И, как мне показалось, писатель Ник Тошес много внёс своего личного в образ писателя, который является действующим лицом романа.
Эта статья предоставляет факты о самом писателе и о том, как он создал роман.
Источник:
***
Писатель Ник Тошес, написавший блестящие биографии о музыкантах (Джерри Ли Льюисе, дуэте Daryl Hall, Дине Мартине, Эммете Миллере) и художественные романы, знает разницу между итальянским поэтом 14 века Данте и поп-певцом Дином Мартином.
Тошес говорил: "Дин Мартин был своего рода анти-Данте, противоположностью Данте в том смысле, что он никогда не воспринимал всерьёз то, что делал. Он воспринимал всё происходящее просто как шум".
Данте Алигьери – это совсем другое дело, и Тошес это знал: он провёл большую часть своей сознательной жизни, изучая творчество поэта, чья "Божественная комедия" лежит в основе его романа "Рукою Данте" (In the Hand of Dante). Когда роман опубликовали, писателю было пятьдесят три года.
"Я всегда увлекался Данте. Изучал его, был загипнотизирован им, пытался перевести его текст. Мне казалось, что он воплощал в себе творческий порыв души, он был одним из тех парней, которые стремились к невозможному и на протяжении веков стали практически обожествлёнными, что мы потеряли всякое представление о нём как о человеке с недостатками".
Работа "Рукою Данте" от автора биографий-бестселлеров Мартина, Джерри Ли Льюиса и Сонни Листона стала самой возмутительной книгой начала 2000х – это было вдохновенное художественное произведение, в котором рассказывается о краже оригинальной рукописи "Божественной комедии" Данте Алигьери, первоисточника итальянской литературы, впервые опубликованной в 1314 году.
Тираж романа в 2002 году составил 75 000 экземпляров. После почти дюжины книг – художественной, документальной литературы, сборников пьес – Ник Тошес готов был занять своё место среди лучших авторов современной американской литературы. Этот роман примечателен благодаря сочетанию современной криминальной драмы с вымышленным повествованием о работе самого Данте, кто сочинял поэму в уединении на окраине острова Сицилия.
Творческий прорыв произошёл, когда Тошес понял, что может написать два рассказа по отдельности. "Как-то в 1995м я лежал на пляже какого-то необитаемого острова. Меня осенило, как я мог бы создать роман и придать повествованию определённый поворот, который сделал бы это очень привлекательным для издателя. Мысль заключалась в двух разных веках, разделённых семью столетиями".
Жизнь Данте, которого считают героем как в Италии, так и среди итало-американцев, окутана тайной, и Тошес использовал художественную литературу, чтобы вернуть его к жизни. Его итальянский издатель написал Тошесу письмо, в котором, по его словам, "говорилось, что спустя 700 лет кто-то наконец заставил биться сердце Данте, и этот роман был великим подтверждением".
Ник Тошес рассказывал: "За последние пару столетий всё, что было написано о Данте Алигьери, было посвящено литературной теории и интерпретациям текстовых загадок в "Комедии". Это не было о Данте-человеке. Люди забыли, что перед ними был парень, который, вероятно, был совершенно холоден к собственной жене и детям, преследуя идеализированное представление о любви. Мне нравится думать, что то, что я пытался сделать в книге, – это реабилитировать его как человека, который действительно вернулся к пониманию невозможности того, что он намеревался сделать, и что любовь, которая была привязана к земле, была такой же сильной, как и та, которая была идеализирована и, следовательно, совершенна".
Тошес посещал занятия по средневековой латыни, чтобы иметь возможность изучать древние рукописи. Он читал редкие тексты на эту тему. Он искал и находил учёных: "Я понял, что достиг того, чего хотел, когда у меня возникли вопросы, на которые никто не мог ответить. Самый древний известный фрагмент законченной "Божественной комедии" написан на транслитерированном иврите. Только один из известных знатоков Данте, с которым я разговаривал, был осведомлён в этом вопросе, и он был единственным, кто смог привести мне самые ценные факты".
Оригинальной рукописи не существует.
Тошес, постоянный автор Vanity Fair, который говорит отрывистыми интонациями и мягким тоном гангстера из фильмов в стиле Хамфри Богарта, родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси, и всё детство провёл в баре своего отца. Впервые он заработал себе репутацию, когда писал для рок-н-ролльных журналов, таких как Creem, о малоизвестных фигурах американской музыки, включая темнокожего артиста Эммета Миллера (Emmett Miller) и блюзового исполнителя Биг Джо Тёрнера (Big Joe Turner), в то время, когда британский рок-певец и гитарист Питер Фрэмптон (Peter Frampton) ещё продавал пластинки. Некоторые из его ранних работ были собраны в "The Nick Tosches Reader" (включая первое издание "Рукою Данте").
"Я начал писать для рок-н-ролльных журналов в 1969 году. И причина этого заключалась в том, что тогда рок-н-ролльные журналы были бесплатными. На самом деле вы могли написать всё, что захотите, под предлогом того, что это о рок-н-ролле. Там была полная свобода слова. Это было отличное место, чтобы, так сказать, поточить зубы".
На момент издания романа Ник Тошес уже не уделял особого внимания музыкальной сцене.
"Есть книги Юлия Цезаря, которые я не читал, поэтому я не спешу смотреть последний фильм или слушать новейшую пластинку. Я всегда открыт для новых записей, но мне кажется, что они – как и в случае с сочинительством – больше ориентированы на рынок, чем просто безумно выходить на него, не зная, что ты делаешь, и пытаясь это сделать. Как в писательстве, так и в музыке, весь бизнес страдает из-за этого. Они, конечно, не приносят прибыли. Медиа-империя "Вивендис" может захватить весь мир, но сто с лишним лет назад она начиналась как компания по очистке сточных вод, а сейчас находится в канализации. AOL Time Warner – то же самое. Цена их акций сейчас не позволила бы вам попасть на премьеру "Певца джаза" в 1927 году, когда всего четыре брата по фамилии Уорнер пытались свести концы с концами".
***