Найти в Дзене

Иногда лучше не лечить. Поучительная история пациентки со счастливым концом

История пациентки А., 31 год. Три с половиной года назад А. установили металлоконструкцию в правую бедренную кость по поводу многооскольчатого перелома. После длительного лечения в стационаре и периода реабилитации А. стала ходить как обычно, без хромоты и боли. Через два года после окончания реабилитации А. обратила внимание на появление уплотнения на подошвенной поверхности правой стопы на 1 см ниже 2 пальца. При обращении к косметологу был удален верхний слой образования, однако буквально через несколько недель пациентка отметила интенсивный рост образования. Косметолог отправил А. к иммунологу, опытная иммунолог имела стаж работы в онкологическом учреждении, поэтому сразу посоветовала показать образование онкологу и выполнить биопсию. По данным осмотра онколога образование клинически и дерматоскопически более всего соответствует кератоакантоме, однако нельзя исключить злокачественный характер роста. А диагноз звучал как подозрение на злокачественное новообразование кожи правой стоп

История пациентки А., 31 год. Три с половиной года назад А. установили металлоконструкцию в правую бедренную кость по поводу многооскольчатого перелома. После длительного лечения в стационаре и периода реабилитации А. стала ходить как обычно, без хромоты и боли.

Через два года после окончания реабилитации А. обратила внимание на появление уплотнения на подошвенной поверхности правой стопы на 1 см ниже 2 пальца.

При обращении к косметологу был удален верхний слой образования, однако буквально через несколько недель пациентка отметила интенсивный рост образования.

Косметолог отправил А. к иммунологу, опытная иммунолог имела стаж работы в онкологическом учреждении, поэтому сразу посоветовала показать образование онкологу и выполнить биопсию.

По данным осмотра онколога образование клинически и дерматоскопически более всего соответствует кератоакантоме, однако нельзя исключить злокачественный характер роста. А диагноз звучал как подозрение на злокачественное новообразование кожи правой стопы. Рекомендации: хирургическое удаление с гистологическим исследованием.

Также о возможной серьезности ситуации говорили увеличенные паховые лимфоузлы справа, при этом по данным УЗИ отмечалась паховая лимфаденопатия справа.

В течение года А. обращалась к различным специалистам, четыре раза в различных учреждениях производилось хирургическое удаление новообразования, по данным гистологического исследования каждый раз приходили роговые массы. И каждый раз швы расходились и образование вырастало снова. Дефект не заживал уже целый год.

По данным МРТ картина начальных проявлений остеоартроза суставов правой стопы. Невыраженный синовит голеностопного сустава и плюсне-фалангового сочленения I пальца. Очагов патологической фиксации контрастного препарата, объемных образований на уровне исследования не выявлено.

По данным гистологического исследования последнего иссечения фрагментны акральной кожи с выраженным ортогиперкератозом наличия участка углубления, заполненного роговыми массами.

После очередного хирургического лечения после снятия швов стала очевидна их несостоятельность.

Далее А. обратилась ко мне на прием, она подписана на меня в Дзене и решила узнать моё мнение. С её разрешения я публикую эту историю.

При осмотре на правой стопе я увидел продольный раневой дефект размером 20 х 4 мм, глубина дефекта достигала 6 мм, дно и боковые стенки заполнены роговыми массами.

-2

Пальпаторно определялись плотные, овальные и округлые безболезненные паховые лимфоузлы справа размером до 1,5 см, а также единичный плотный позадиушной лимфоузел справа размером до 1 см.

Когда я выслушал всю эту историю и осмотрел пациентку, я понял, что вероятность онкологического диагноза минимальна. Нужно было понять природу образования, причину его появления. Очевидным было одно – в очередной раз удалять образование бессмысленно. Игнорировать мнение предыдущих онкологов и паховую лимфаденопатию также было нельзя.

Я взял соскоб из раны на цитологическое исследование, посев на флору и чувствительность к антибиотикам (нужно было исключить вторичное инфицирование раны), а также выполнил пункцию пахового лимфоузла.

Параллельно операционный материал в виде парафиновых блоков, оставшийся после одного из удалений, был отправлен на пересмотр в наиболее авторитетную референсную патоморфологическую лабораторию в РФ.

В ране и паховом лимфоузле признаков опухолевого роста выявлено не было, посев на флору оказался чистым.

-3
-4

А по данным пересмотра пришел ответ, что в операционном материале гипертрофированный рубец акральной кожи с формированием мозоли.

-5

Вывод: образование изначально было мозолью, и ничего кроме мозоли на стопе у пациентки не было. Все 4 вмешательства а были сделаны по поводу мозоли.

В итоге я рекомендовал А. обратиться к ортопеду для подбора специальных стелек для разгрузки участка правой стопы с раной.

В настоящее время стопа выглядит намного лучше.

-6

Бывают ситуации, когда действительно лучше не лечить, а просто подождать, и пациент поправится сам.

P.s. вероятнее всего, мозоль на правой стопе возник у А. как результат изменения геометрии правой ноги при ходьбе в результате перенесенной операции и установленной металлоконструкции.

Также Вам может быть интересно: