«А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего, но все вместе лежали мертвые», - так заканчивается «Повесть о разорении Батыем Рязани».
Конечно, можно объяснить эту картину художественным восприятием события – писал не историк годы спустя, а талантливый современник, поражённый масштабами происшедшего.
Но есть не только художественные свидетельства: полностью раскопан город Изяславль, погибший во время западного похода Батыя. Во время раскопок найдено более 1.500 предметов вооружения и останки около 2.500 человек – практически все со следами тяжких ран, со стрелами в останках.
При восстановлении Успенского собора в Ярославле найдены массовые захоронения погибших в ХIII в. горожан – более двухсот человек были убиты, тела долго лежали в снегу, и в конце мая – начале июня их закопали наскоро, без всяких обрядов.
Можно сделать вывод точно такой, какой делает учебник: захватчики беспощадно расправлялись с защитниками городов, уничтожалось население, горели дома и храмы... Вот только дальнейшие события говорят не о застое и медленном восстановлении порушенной жизни.
В 1239 году монголы захватили и разрушили Чернигов. Разрушили? Михаил Черниговский в этом же году ведёт свои полки (из разрушенного Чернигова) на помощь Ярославу Всеволодовичу, который стал Великим владимирским князем, похоронил в «сожжённом и погубленном монголами Успенском соборе» брата Юрия и выступил из разрушенного Владимира с дружиной под Смоленск, чтобы отбить литовцев, пытающихся подчинить важный город. Литовцев разбили, их предводителя взяли в плен.
В походе (из разорённого, уничтоженного в 1238 г. Владимира!) выступил и юный Александр, который через год победит на Неве шведов, а через два – рыцарей в Ледовом побоище. И везде участвует дружина Великого князя из «разорённого дотла» Владимира.
Точно такие же истории про зверства монголов существуют и в повествовании о захвате ими Средней Азии. Рашид ад-Дин сообщает о разгроме монголами города Мерва в 1219 году. Население города вырезано полностью до последнего человека. Но в 1220 году Мерв восстает, и монголы вновь его штурмуют и всех вырезают. А еще через два года Мерв выставляет против монголов отряд в 10 тысяч человек. Как всё это объяснить?
Профессор Оксфордского университета Д. Феннел писал, что «Русь вовсе не была такой сокрушенной, разоренной и деморализованной, какой ее пытаются изобразить многие историки нашего времени».
Пора историкам начать договариваться о том, как ликвидировать все эти необъяснимые противоречия, нашего прошлого, используя точные данные археологии и других исторических дисциплин, но вот беда, любая попытка по-новому взглянуть на привычные со школьных лет сведения и события воспринимается как покушение на вековечные ценности.