Найти тему

"Уехала в круиз с мужем, а привезла его в урне": как элитный отдых закончился кремацией

Как и обещал, публикую истории, не вошедшие в мою книгу "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений". Материалов и поразительных фактов о речных путешествиях собрал столько, что можно выпускать второй том. Сегодня леденящая душу, но типичная история, которую рассказали мне в одной из круизных компаний.

Теплоход на канале имени Москвы. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Теплоход на канале имени Москвы. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

"Все лучшее - интуристам"

Сначала небольшая предыстория: как такое вообще стало возможно?

После шока начала 1990-х годов речная отрасль переживала тяжелые времена. Многие круизные теплоходы на Волге и других реках европейской части России встали на прикол, а на большинстве рек Сибири и Дальнего востока туристические круизы, развитые в советское время, прекратились вовсе.

Число туристов на популярных речных маршрутах из Москвы в Санкт-Петербург и в Астрахань сокращалось каждый год. Резко упало и качество услуг: на многих кораблях были исключены из программы экскурсии, ухудшилось качество питания. Казалось, речные круизы ждет печальная участь. Как, например, пассажирское речное сообщение. Вспомним знаменитые суда на подводных крыльях "Ракеты" и "Метеоры", которые раньше курсировали между областными центрами и небольшими городами. Большинство этих теплоходов в 1990-е и 2000-е были проданы в Китай или на металлолом.

Шлюзы - одно из ярких впечатлений от речных путешествий. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Шлюзы - одно из ярких впечатлений от речных путешествий. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

Но для круизного флота спасение было найдено. Часть судов удалось переоборудовать в соответствии с современными требованиями комфорта и безопасности. Их направили на обслуживание иностранных туристов.

Оказалось, что наши речные красоты и древние города, а также неспешный ритм отдыха на теплоходе очень по душе туристам из других стран. Преимущественно из Европы и Австралии. Они хотели увидеть не только Москву и Санкт-Петербург, но и "посмотреть Россию", понять "эту загадочную русскую душу". Хороших гостиниц в провинциальных городах в 1990-е и 2000-е было мало, а в некоторых не было вовсе. Путешествие на теплоходе позволяло жить в комфортных каютах, не страшась за свою безопасность, и за неделю-две получить разнообразное представление о России. К тому же, дорогой отдых на теплоходе в те годы многие наши соотечественники позволить не могли, а иностранцы были готовы платить за "русскую экзотику".

Самые "пожилые" теплоходы обслуживали исключительно российских туристов. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Самые "пожилые" теплоходы обслуживали исключительно российских туристов. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

Параллельные миры

Это привело к тому что в 2000-е и 2010-е годы сложились две параллельных реальности. Российские ценители водных путешествий путешествовали в основном на "очень пожилых" теплоходах с видавшими виды интерьерами и скромными удобствами, а иностранцев возили появившиеся на наших реках суда класса люкс.

Иностранцев было много. Под них были переоборудованы не только сами корабли, но и инфраструктура на берегу. Помню, как однажды оказался в начале 2010-х на ярмарке около пристани в Угличе. Цены на сувениры в маленьком древнем городке в ярославской глубинке были выставлены в евро, а продавцы изъяснялись по-английски, по-немецки и по-французски. Даже сейчас, когда теплоход пришвартовывается, например, на острове Кижи на Онежском озере, объявления на причале звучат по старинке на четырех языках: русском, английском, немецком и французском.

Разницу в обслуживании с иностранцами быстро почувствовали и россияне. На корабли для иностранных туристов, жителям нашей страны путевки не продавали. Но в начале и в конце сезона, когда спрос меньше, теплоходы, обычно обслуживавшие зарубежных гостей, иногда ставили на круизы для россиян. Для многих это был единственный шанс попробовать заграничный уровень сервиса. Путешественники с придыханием говорили:

-Осенью сходил в Питер на теплохода для иностранцев!

После следовала многозначительная пауза, глаза закатывались. И впечатленные слушатели с завистью расспрашивали:

- И как?

Знаменитый памятник "Мать-Волга" на Рыбинском гидроузле на Волге - одно из запоминающихся впечатлений и для российских и для иностранных туристов. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений!
Знаменитый памятник "Мать-Волга" на Рыбинском гидроузле на Волге - одно из запоминающихся впечатлений и для российских и для иностранных туристов. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений!

Круизы для иностранцев стоили от пары-тройки тысяч до несколько десятков тысяч евро. Как правило, в пакет также входил перелет до России и обратно. Но за эти деньги сервис действительно был на высоте. Его контролировали иностранные туроператоры, продававшие путевки: проводили специальные тренинги для персонала - горничных, поваров, официантов, хостес, культбригады.

Первый и последний круиз Олафа и Агаты

Олаф и Агата - типичные путешественники на круизных кораблях в России в середине 2010-х. Пожилые немцы. Состоятельные бюргеры, как бы у нас сказали. Ей 79, ему 83. Они взяли тур на теплоходе из Москвы в Петербург.

Начиналось все прекрасно. Встреча в аэропорту Москве. Экскурсионная программа. Отплытие с Северного речного вокзала.

Пара с борта теплохода посмотрела знаменитую калязинскую колокольню, стоящую прямо посреди волжских просторов - напоминание о затопленных городах из-за строительства гидроэлектростанций.

Следом была остановка в Угличе. Интересная экскурсия, сувениры, фото на память. Вечером после ужина Олаф и Агата прогулялись по палубе, вспоминали молодость, смотрели закат, а потом выпили чаю в баре. Замечательный день - один из многих в жизни обычных немецких пенсионеров.

На следующий день - стоянка в Ярославле. Пара легла спать пораньше - нужно было подкопить силы для знакомства со знаменитой столицей Золотого кольца России.

На Волге на реке... Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
На Волге на реке... Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

7 утра. Будильник. Агата проснулась, умылась и стала будить Олафа - теперь его очередь. А он никак не просыпается. Не открывает глаза.

Она уже было хотела полить его из чайника: как вдруг закралась мысль - а что если он умер?

Ничто не помогало. Пришлось обратиться к команде теплохода. Врач констатировал смерть. По естественным причинам.

Катастрофа. Ужас. Кошмар. Но Агата сохраняла спокойствие, насколько могла. Дело в том, что в круизах для иностранцев была предусмотрена и такая ситуация, большинство путешественников - очень пожилые люди. В стоимость путевки входила страховка на случай смерти: доставка тела на родину или кремация.

Агата выбрала кремацию. Тело Олафа в Ярославле увезли, а в Петербурге женщине доставили к теплоходу урну с его прахом.

Так она и возвращалась в Германию из круиза по России - вместе с мужем, правда он был не на соседнем сиденье, а в урне. Прощаясь с экипажем судна, Агата поблагодарила русскую команду за участие и хорошую организацию всех процедур.

Как мне рассказали в круизной компании, такие истории в те годы происходили регулярно.

Поток иностранных туристов на российские круизные речные суда прекратился в 2020-м году из-за пандемии, а в дальнейшем так и не возобновился из-за геополитической обстановки.

Благодаря этому россияне получили возможность путешествовать на теплоходах класса люкс. Никаких тренингов от зарубежных туроператоров больше не проводится. Зато появились новые теплоходы. И врач на каждом судне есть.

Нюансы выбора круизных теплоходов и маршрутов, интересные факты о достопримечательностях, секреты и традиции речного флота в моей книге "Круиз Москва-Петербург. Коллекция впечатлений".

Книга доступна здесь.

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel