Сразу скажу, что я очень люблю эту фразу Белинского и сам театр! Поэтому, если удаётся, хожу на спектакли с особым подъёмом настроения. Коплю впечатления и делюсь с вами!
Про премьеру спектакля в мае 2023 года «Летят журавли» (по пьесе Виктора Розова «Вечно живые») узнала случайно в интервью режиссёра Андрея Житинкина. Так он рассказывал, что я сразу загорелась. Малый театр открыл свой 268 сезон и мы пошли.
Докладываю вам о впечатлениях по порядку.
Первое. Сам Малый театр. Вы знаете, он в самом центре столицы, поэтому иду уже в настроении! Там же красота! Островский встречает!
Театр не подводит. Он явно после хорошего ремонта, стены и интерьеры (как всегда) строгого синего цвета, люстры шикарные, программки глянцевые! В зрительном зале - ложи в золотом убранстве. Сразу понятно - театр классический, все как я люблю.
Очень интересный, кстати, внизу интерактивный музей. Вот же молодцы, хранят традиции. Портреты всех великих Малого – Щепкин, Ермолова, Яблочкина, Ильинский, Быстрицкая… Костюмы из спектаклей. Много там интересного и очень любопытно все сделано. Респект!
Второе. Полный аншлаг. Зрители в сознании – мы в театре, нарядные, многие с цветами, что ещё добавляет настроения. Вообще, есть ли ещё где такие зрители? Дышим с ходом спектакля, слёзы вытираем, аплодируем в особых моментах, ловим шутку. В финале после закрытая занавеса пошла хроника – возвращение наших солдат с Великой Отечественной. Люди встали и аплодировали просто хронике минут десять. Не преувеличиваю – со слезами на глазах.
Ну и сам спектакль
Пьесу Розова знаю почти наизусть. Фильм Калатозова «Летят журавли» – тем более.
Пьеса написана, господи, в 1943 году. Спектакль открывшегося в 1956 году «Современника» эту пьесу совершенно обессмертил и сделал культовой.
Ну а фильм «Летят журавли» в 1957 году не просто получил главный приз в Каннах, а прославил всю эту камерную историю любви Вероники и Бориса на весь мир.
Так давно это было. Но сегодня в Малом театре вроде забытые строки звучат совершенно иначе. Феномен русской литературы!
Все воспринимается в ракурсе сегодняшнего дня – почему кто-то идёт на войну добровольцем, а кто-то прячется и делает это весьма подло. Почему кто-то ценой своей жизни спасает товарища, а кто-то в духе бессмертной, к сожалению, Нюрки-хлеборезки, наживается на несчастье. Сами знаете – кому война, а кому…
Прописные истины сильно прозвучали, надо заметить. Я прямо начала задыхаться во время спектакля.
Состав актёров самый величественный – Полякова, Клюквин, Носик. Пришедший недавно в Малый Андрей Чернышов прекрасно сыграл Бориса. Вероника здесь может не так впечатывается в голову, как в фильме Татьяна Самойлова, но тоже ничего.
Да не в этом дело. Вообще, знаете, не в этом дело. Хороший спектакль, интересно в белых тонах поставленный, актёры отличные. Это все не так зацепило. В отличие от реакции людей в зрительном зале. Одинаковое чувство памяти о погибших, неприятие мерзких приспособленцев, понимание войны как трагедии – это было общее ощущение.
Мне даже показалось, что актёры и особенно патриарх театра Людмила Полякова – на финальных поклонах говорили: «Спасибо!» не за тёплый зрительский приём, а за всеобщее понимание.
Такое чудо театра. А ещё говорят, что у нас в театры не ходят, не считывают режиссёрскую мысль. Да у нас лучшие зрители в мире. Так что не надо думать, что Малый театр устарел или для людей из вчерашнего дня. Он – самый сегодняшний. «Летят журавли» – тому подтверждение.
Ирина Биккулова, г.Москва
Еще о спектаклях:
О личных встречах: