Учёным из США понадобилось 20 лет, чтобы выяснить, почему во время дождя погибает нерестящийся кижуч, — ответ оказался скрыт в автомобильных шинах. Дождевая вода смывает микропластик от шин в океан, где он пагубно воздействует на рыб. Но это оказалось только частью глобального воздействия шин на природу и человека.
Автомобильные шины стали источником 78% океанического микропластика. Помимо самого факта наличия этого вещества в океане, вредное воздействие на природу оказывает вещество под названием 6PPD, которое содержится в шинах и его океанических частицах. Оно защищает резину от растрескивания, но после попадания в организм рыбы может стать причиной её гибели.
Это вещество содержится не только в океаническом пластике. Частицы шин попадают в воздух постоянно во время движения автомобиля — каждый год до шести миллионов тонн во всём мире. Причём шины электромобилей выделяют на 20% больше микропластика из-за большего веса автомобиля и высокого крутящего момента.
Частицы микропластика с 6PPD в воздухе настолько малы, что при вдохе человеком проникают через лёгкие в кровоток, а через него — в мозг. Они могут быть причиной развития сосудистых заболеваний, рака и проблем с репродуктивной функцией.
По словам аналитиков, главная проблема в том, что в общем выражении шины выделяют в 100 раз больше летучих органических соединений, чем выхлопная труба автомобиля. Но требования к выхлопным газам прописаны в законах, а глобальных нормативов для шин до сих пор нет. Поэтому задача экологов — заставить производителей шин делать более экологически чистую резину.
Однако в будущем стандарте «Евро 7», который примут в 2025 году, будут регулироваться выбросы от шин и тормозных колодок с дисками, поэтому можно ожидать, что через несколько лет стандарты производства дорожной резины будут контролироваться так же строго, как и состав выхлопных газов автомобиля.