Хотя костяк армии имама Шамиля, возглавившего восстание против господства Российской империи на Северном Кавказе в середине XIX века, составляли горные народы, были в его воинстве и представители других национальностей, в том числе и поляки. Каким образом последние оказались в рядах имамской армии, мы сегодня расскажем.
На самом деле ещё большее число поляков служило в рядах русской императорской армии на Кавказе. Дело в том, что это было распространённым местом ссылки для всех неблагонадёжных элементов. Поэтому неудивительно, что после восстания Тадеуша Костюшко, произошедшего в 1794-м году, призванного не допустить очередного раздела Польши и успешно подавленного Александром Суворовым, тысячи поляков-мятежников оказались депортированы на Северный Кавказ. После 1812-го года к ним добавилось около 9 тысяч поляков, поддерживавших Наполеона и состоявших в рядах его армии. Ещё примерно столько же жителей Царства Польского прибавилось на Северном Кавказе после ряда антирусских восстаний 30-х-40-х годов.
Конечно, подавляющая часть поляков оставалась российской власти лояльна. Однако часть сосланных желала продолжать свою борьбу против русских. Такие люди становились дезертирами, сбегавшими как к горцам, так и в Турцию с Персией. При штурмах вражеские силы размещали их впереди колонн. Известно также, что некоторых польских дезертиров горцы сами сдавали российской власти, когда те пытались сбежать в Турцию. А в ряде случаев дезертирам приходилось горько жалеть, что они не остались в рядах русской армии: по информации британского разведчика Джона Лонгворта, побывавшего вместе с другим английским шпионом Джеймсом Беллом в Черкесии в 1837-м году, в рабстве у местных племен оказались сотни сбежавших от русских поляков, которых чуть ли не за гроши продавали османам.
Имам Шамиль отнёсся к полякам по-другому. В них он в первую очередь видел профессиональных военных, которые были не понаслышке знакомы с методами ведения боевых действий в современное для него время. Был сформирован отдельный полк, в котором служили поляки с прочими европейцами. Впрочем, на передовой они бывали не часто. По большей части поляки служили в артиллерии, чинили сломанные орудия или участвовали в производстве новых.
Дезертиров вместе с мятежными горцами поддерживало так называемое польское правительство в изгнании, возглавлял которое аристократ Адам Чарторыйский. Он был в течение непродолжительного количества времени главой Министерства иностранных дел в Российской империи с 1804 по 1806 годы и ближайшим советником Александра I. В частности, благодаря в том числе его усилиям против Наполеона был сформирован альянс между Россией, Австрией и Англией. После Аустерлицкой битвы Чарторыйский оказался отдалён от двора, а в 1830-м году после очередного неудачного польского восстания основал в Париже центр польской эмиграции. Организованный Чарторыйским вместе с другими участниками польского правительства в изгнании секретариат «Власть» собирал средства и пожертвования для борьбы горцев с Российской империи, отправлял в регион своих шпионов, пытался установить контакт с Шамилем и договориться с Турцией о поддержке имама. Правда, ни одной из поставленных целей добиться полякам не вышло.
В любом случае количество поляков в рядах армии Шамиля было незначительным. Конечно, к его войску стремились примкнуть не только поляки, дезертировавшие из российской армии, но и те, что обосновались в Европе. Вот только часто, не зная прямых дорог, блуждали между сёлами, которые уже перешли под контроль Петербурга, и в итоге попадали в руки местной милиции.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!