Найти тему

Дворец между звездами и луной

Дворец бухарского эмира на окраине Бухары - самая удивительная и забавная постройка из всех, виденных мной ранее. Если когда-нибудь пытливые умы будут искать чистый образец стиля «фьюжн», то вместо викторианской Англии я охотно направлю их прямо туда, во дворец имени не то Луны, не то Звезды, не то Звезды, похожей на Луну. Так неоднозначно переводится его наименование Ситораи-Мохи-Хоса.

-2

Сарай на даче

Когда я впервые узнала, что «сарай» переводится с турецкого как «дворец», было смешно. Побывавши в Ситора-и-Мохи-Хоса Сарайи, загородной резиденции амбициозного эмира, стало понятно, что нет в этом ничего смешного: сарай, как есть сарай, в смысле дворец. Русско-узбекские связи сильны и проявляются по-разному, например, русский университетский район в городе Самарканде, где среди платановых бульваров прячутся двухэтажные здания, сильно напоминающие типовую застройку уездного города срединной России XIX века; великолепная русская литературная речь целого поколения узбеков; научная реставрационная школа, благодаря которой в 60-70-х годах ХХ века СССР были изучены и восстановлены бесценные исторические здания Самарканда; освобожденная женщина Востока, свободная от хиджаба, гарема, харама, но обремененная трудоустройством, образованием, модой, хозяйством, в той же мере, что и любая россиянка; и прочая, и прочая, словом, о русском Узбекистане можно говорить долго. Говорят, что бухарский эмир Алимхан хотел выстроить летний дворец в европейском стиле. Про европейский стиль – я не подпишусь, а вот настоящая Русская Дача, у него, несомненно, получилась. Здесь имеется и крашеная терраска, дробно остекленная небольшими стеклами в штапиках, и беседка для чаепития в виде купола на шести столбах, и пруд для купания с брызгами под аккомпанемент многоголосого визга, и тенистая аллейка, обвитая плющом и виноградом, для прогулок вдоль огорода, и, конечно, курятник… с павлинами.

-3
Роспись на стенах дворца эмира - образчик стиля, котрый в Турции называется "тюльпанным"
Роспись на стенах дворца эмира - образчик стиля, котрый в Турции называется "тюльпанным"

«Век живи, век удивляйся!»

- гласит узбекская мудрость. Парадные залы «Дворца между Звездами и Луной» поражают яркостью и пестротой, многообразием мотивов росписи, ни один из которых не повторяется. В вазах, нарисованных на стенах, стоят нарисованные букеты, достигающие потолка, в глубине нарисованной ниши вырезана настоящая ниша, соревнующаяся с ней в вычурности силуэта. Мотив звезд, как паззл, выложенный деревянными элементами на стенах, и вырезанный в гипсе, мигрирует на потолок и дальше по всем поверхностям Белого зала для аудиенций. В каждый пазл вставлен кусочек зеркала или стекла. В глазах нещадно рябит, солнечные «зайцы» скачут по полу, райский сад и райский огород каталогизированы и достоверно запечатлены. Как объясняет местный фольклор, роспись имела чисто утилитарный характер, дожидавшиеся аудиенции посетители имели возможность часами рассматривать потолки и стены и нисколько при этом не соскучиться. Тут уместно вспомнить, как турецкий султан Мехмед-сладкоежка велел украсить стены своей любимой комнаты в стамбульском дворце Топ-Капы росписью с изображением блюд, наполненных фруктами и сладостями, чтобы развлекаться и наслаждаться созерцанием любимых десертов в досадных перерывах между приемами пищи.

Отопление во дворце Ситораи-Мохи-Хоса
Отопление во дворце Ситораи-Мохи-Хоса

Эмир Бухары был сказочно богат. Основная резиденция у него находилась в крепости Арк, кроме того было построено четыре загородных дворца, по количеству сторон Света, но до наших дней дожил только один загородный дворец Ситораи-Мохи-Хоса. Историческим наследием также является птичник, то есть павлинник. Сказывают, что сегодняшние его обитатели являются прямыми потомками ручных павлинов эмира, которых эмир Алимхан собственноручно кормил миндалем и арахисом в сахаре. Если судить по беспрецедентной наглости, толщине и вальяжности личного состава «курятника», это весьма правдоподобно. Поперек самого себя шире развязный синий кур, расталкивая туристов, разгуливает по мощеной дорожке, завидев человека с фотоаппаратом, приближается к нему вплотную, раскрывает веер впечатляющего хвоста, позирует, позволяя сделать пару кадров, и незамедлительно обращается к папарацци за вознаграждением, не получив которого, демонстративно складывает хвост и решительно покидает театральные подмостки. И единожды разочаровавшись в вас как в спонсоре, ни на какую лесть типа «цыпа-цыпа, красавчик» более не откликается.

Исторический павлин из дворца Алим-хана горд и разборчив
Исторический павлин из дворца Алим-хана горд и разборчив

А где у вас тут пруд?

Помните анекдот про то, как курица проводила для утки ознакомительную экскурсию по скотному двору? Вот, на любой порядочной даче, хотя бы в порядке рекогносцировки, необходимо выяснить, где пруд. У бухарского эмира на даче все было организовано правильно. Двухэтажный павильон с женами и одалисками находился как раз на берегу большого прямоугольного пруда, в котором означенный контингент совершал коллективные омовения. Купались барышни, согласно культурной традиции, в характерных для того времени «буркини». Эмир сидел в кресле на берегу, и в знак своего особого расположения, изредка бросал яблоко победительнице импровизированного конкурса «мисс мокрая футболка 1900».

😆Не знаю, учинял ли эмир на яблоке надпись «прекраснейшей» или нет, но злые языки поговаривают, что некоторые особо остроумные дамы, собираясь искупаться, заблаговременно запасались фруктами. Также нельзя исключать, что тогда же была заложена мотивационная основа подготовки женской сборной по водному поло…

Молодая жена эмира. 1916 год. Бухара
Молодая жена эмира. 1916 год. Бухара
-8

Узбекские друзья Оушена и сокровище бухарского эмира

На даче экспонируется великолепнейшая коллекция китайского фарфора XVI-XVIII века, принадлежавшего эмиру - большие вазы и блюда дивной красоты и сохранности. К сожалению, ювелирные сокровища эмира нельзя увидеть – они исчезли абсолютно детективным образом, до сих пор будоражащим воображение кладоискателей своей стоимостью. Это была редкая по своей дерзости авантюра, еще дожидающаяся своей экранизации в стиле «узбекских друзей Оушена». Существует три варианта описания случившегося.

🔖Первый - легендарный: свои несметные сокровища вывез сам эмир, бежавший в 1920 году в Афганистан, когда красноармейцы Туркестанского фронта стали окружать Бухару. Эмир спрятал клад на некоем горном перевале и убил всех, кто знал, где он находится. Вариант странный и нелогичный, поскольку известно, что при бегстве эмир был вынужден бросить почти все, даже оставить в Бухаре своих родственников, включая трех сыновей, и в дальнейшем в эмиграции жил весьма небогато, пытался даже заниматься коммерцией, что ему не слишком удавалось, экономил на всем, что было абсолютно не в его привычках, и в конце концов был похоронен в Кабуле с очевидной для всех скромностью. Будь сокровище в его руках, все сложилось бы иначе.

🔖Второй вариант - узбекский современный: все, мол, тогда забрали Советы и увезли в Москву, где все "само собой" схитилось. Этот вариант также мало правдоподобный, поскольку на Лубянке, в отличии от Средней Азии, ничего не терялось, до наших дней в ведомственном архиве сохранился акт госкомиссии на 48 листах(!) - опись реквизированного сокровища бухарского эмира, свидетельствующая о доставке его в Ташкент и сдачи в Народный комиссариат финансов Туркестанской республики, после чего следы сокровища обрываются, однако в Москву никак не ведут.

🔖Третий вариант – авантюрный, самый любопытный, звучит так. В тяжелую для эмира годину азиатский коллега Остапа Бендера, временно принял облик красного комиссара и эмиссара Советской Республики, явившегося конфисковать сокровище в пользу нового государства и народа. Располагавший маузером, тужуркой и удостоверением эмиссар был убедителен, ценности конфисковал, описал, упаковал и отправился с ними в Ташкент. В Ташкенте новоявленный туркестанский коммунист сокровище предъявил и заявил о предстоящей его передаче в пользу народа. Некоторое время Остап изображал большого друга Советской власти, в связи с чем получил слишком большой кредит доверия, воспользовавшись которым вскоре и доставил сокровище, однако не в Москву, а в Стамбул. В Стамбуле герой народу сокровище не передал, а из коммуниста трансформировался в нувориша и зажил припеваючи, основав, как говорят, один из самых богатых турецких кланов, члены которого благоденствуют и поныне.

Последний эмир Бухары Сеид Алим-хан. 1911 год. Фотограф С.М. Прокудин-Горский
Последний эмир Бухары Сеид Алим-хан. 1911 год. Фотограф С.М. Прокудин-Горский

Практические советы, как превратить поездку в Узбекистан в культурный зиярат и вполне насладиться этим

Разглядываем архитектурные памятники Бухары