Найти в Дзене
Gem Space Media

Тина Шарки: “Я страстно желаю помогать людям жить лучше”

Оглавление

Биография Тины Бет Шарки: предпринимателя, влиятельного бизнес-ангела, советника стартапов

*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*

Меня интересуют программное обеспечение и приложения, которые упрощают работу, объединяют людей, дают возможность исследовать себя и окружающий мир. Это цели, к которым я стремлюсь всю свою карьеру, и они являются фильтрами, которые я использую при поиске новых инвестиций и стартапов.” (с) Тина Шарки

Тина Бет Шарки
Тина Бет Шарки

Стоит ли пробовать перевернуть, казалось бы, устоявшуюся индустрию, если веришь в свою идею? Тина Шарки считает, что стоит. Даже если ты потерпишь поражение – ты хотя бы попытался. А для этого нужна смелость, которой нашей героине не занимать. Она работала в крупных корпорациях, основывала успешные и не очень предприятия, занималась и продолжает заниматься частными венчурными инвестициями. Предпринимательница входит в список “50 самых влиятельных бизнес-ангелов” по версии журнала Business Insider и является официальным советником не только известных корпораций, но и начинающих технологических предпринимателей.

Нью-Йорк, Нью-Йорк…

“Я определенно выросла там, где бизнес. Предпринимательство и управление компанией, созидание и творчество были постоянными разговорами за семейным столом – за завтраком, обедом и ужином.” (с) Тина Шарк

Нью-Йорк, район Гармент, памятник портному
Нью-Йорк, район Гармент, памятник портному

В Нью-Йорке почти 8,5 млн жителей и большинство из них давно или совсем недавно переехали в “неофициальную столицу” из разных уголков страны в поисках работы, успеха, движимые творческими амбициями. В отличие от них семья Шарки – коренные нью-йоркцы в нескольких поколениях. Тина выросла на улицах Манхэттена и каждый день ездила после школы в офис к матери или к отцу. Оба ее родителя работали в Гарменте – это знаменитый район, где расположены швейные мастерские, представительства модных домов со всего света, бесконечные магазины и залы для показа последних коллекций одежды.

Отец девочки занимался тканями, а мама в то время работала президентом модного дома Perry Ellis (она закончит карьеру руководителем Pierre Cardin). Тине разрешалось приходить даже на собрания и совещания, с условием, что все уроки сделаны и она будет подавать голос, только если ее спросят. И иногда ее спрашивали. Однажды, еще будучи школьницей, она увидела в одном из бутиков рубашки с воротом, вышитым бисером. Они были от известного дизайнера и стоили очень дорого.

Модели Perry Ellis, 80-е
Модели Perry Ellis, 80-е

Тогда Тина отправилась в “Товары для рукоделия”, купила в секонд-хенде несколько простых рубашек, сама вышила воротнички и продала соседкам и школьным приятельницам. Также девочка всегда была чемпионкой своей церковной общины по продаже печенья для благотворительности, она умудрялась подключать к “бизнесу” родственников, друзей и знакомых. Поэтому ни она, ни ее родители, ни друзья не сомневались, кем младшенькая Шарки станет, когда вырастет – она будет руководить домом моды.

От моды к медиа

“Люди говорили мне с ранней юности, что я нахожусь на пути генерального директора. Я не была специалистом в чем-то одном. Я никогда не занимала должность маркетолога или продавца. Но я думаю, что одно из лучших качеств генерального директора – окружать себя людьми, которые намного умнее. Способность слушать, выявлять лучшее в людях, находить связь с идеями и возможностями всегда были моими яркими отличительными чертами.” (с) Тина Шарки

Тина Шарки
Тина Шарки

Тина окончила университет Пенсильвании по специальности “Международные отношения”, темой дипломной работы она выбрала “Видеотекст и телетекст: международная связь или барьер?” Еще год Шарки отучилась в Сорбонне, в Париже. Когда девушка вернулась домой, ее мать уже организовала несколько собеседований с директорами домов мод. Одним из них был Томио Таки, руководитель Donna Karan. Пока Тина ждала его в кабинете, она заметила на столе стопку бизнес-планов и с удивлением обнаружила среди них обложку своего институтского проекта, который разработала вместе с двумя предпринимателями из Филадельфии – фирмы по производству видеокамер для торговых автоматов.

В разговоре Томио упомянул, что думает инвестировать в компанию, но Тина предложила ему дважды подумать, так как могли возникнуть проблемы с патентами. На следующий день ее пригласили на более подробную беседу, обсудили в частности плюсы и минусы бизнес-плана и наняли. Но не в Donna Karan. Деловой партнер и соинвестор Таки предложил Шарки работу в своей компании, занимающейся экспортом технологий и оборудования HDTV. Тогда этот формат завоевывал американский рынок. В 22 года она выступала в Конгрессе с лоббистской речью, которая произвела впечатление не только на политиков.

Медиа и интернет

"Сознание того, что вы уязвимы, является одним из величайших качеств предпринимателя. Это позволяет лидерам находить прекрасный баланс между смелыми амбициями и пониманием, когда нужно обратиться за помощью.” (с) Тина Шарки

Барри Диллер и Диана фон Фюрстенберг
Барри Диллер и Диана фон Фюрстенберг

Компания, занимающаяся, в частности, продвижением технологий и развлечений, таких как Adobe и Time Warner, пригласила Тину возглавить эту команду, заняться созданием бренда и маркетингом. Одним из ее клиентов был Барри Диллер, сооснователь компании Fox (и муж знаменитого модельера Дианы фон Фюрстенберг). Он недавно купил телевизионную сеть QVC – “магазин на диване”, фактически, прообраз современных онлайн-магазинов – и хотел сделать из одного канала что-то более современное, модное, молодежное. Он решил, что Шарки – как раз тот человек, что ему нужен, и переманил молодую перспективную сотрудницу

Интерфейс iVillage
Интерфейс iVillage

К сожалению, проект не успел развернуться, спустя год, в 1996-м, Диллер закрыл проект, на который потратил $55 млн. Тогда Шарки вместе с двумя коллегами решили, что интернет все же перспективная площадка (позже сам бизнесмен в это тоже поверит и заработает миллиарды на вещании в сети). Они запустили проект iVillage – практически первый ресурс, ориентированный на женскую аудиторию. Новости, гороскоп, советы по моде и красоте, рестораны, сплетни, чаты с подругами, уход за детьми, совместный досуг. Ivillage приобрел огромную популярность.

Тина стояла во главе отдела разработчиков. Ей принадлежит выражение, которое сейчас используется повсеместно: “социальные медиа”. Она зарегистрировала доменные имена socialmedia.com, socialmedia.net и socialmedia.org. В 1999-м компания вышла на рынок и в первый день торгов акции, предложенные по $24 за единицу, взлетели в цене до $130. Это был грандиозный успех и оценка в $2 млрд сделала iVillage “единорогом”, но счастье длилось недолго. Уже в декабре 2000-го акция стоила меньше $1 – лопнул “пузырь доткомов”. В 2006-м ее приобретет медиа-гигант NBC за $600 млн. Но это будет потом, а пока основателям пришлось искать работу.

Интерфейс приложения BabyCenter
Интерфейс приложения BabyCenter

Шарки работала на руководящих должностях в корпорации AOL и Sesame Workshop, некоммерческой организации, которая выпускает детские образовательные программы, в том числе “Улица Сезам”. В 2006-м ее пригласила компания Jonson&Jonson, которая предложила Тине возглавить дочернее предприятие BabyCenter. На его основе она запустила сайт BabyCenter, полностью посвященный воспитанию детей, будущему материнству, питанию, здоровью и всему, что необходимо и интересно женщинам, родившим или только планирующим завести детей.

Шарки вывела его на международный уровень – ежедневно BabyCenter пользуются 30 млн человек. Одной из первых разглядев перспективы смартфонов, она запустила сайт в формате приложения и страниц в социальных сетях. В 2008-м BabyCenter получил премию как лучший портал о материнстве и детстве от глобального медиа-бренда Advertising Age.

Венчурные инвестиции и новаторская альтернатива Amazon

“Это была возможность объединить все, что я сделала в своей карьере. Думаю, что могу помочь коллегам заглянуть в свои портфолио и найти то, что они не могут внедрить в своих собственных стенах, и создать новые возможности”.(с) Тина Шарки

Тина Шарки
Тина Шарки

В 2013-м Тина получила приглашение стать партнером от нового венчурного фонда Sherpa Capital. Она с радостью согласилась, так как уже давно параллельно с основной работой участвовала в небольших начальных раундах финансирования. Теперь она решила попробовать себя в качестве институционального инвестора, то есть, не любителя, а профессионала. Ее связи, предпринимательский опыт и знания помогли ей добиться успеха.

Она одной из первых инвестировала в бьюти-блогера Мишель Фан, чья косметическая империя стоит сейчас $800 млн, и HomeAway, которую в 2015-м приобрел ExpediaGroup за $3,9 млрд, женский портал Brit+Co. Также она привлекла к сотрудничеству с фондом студию Dreamworks, eBay, Conde Nast и Salesforce. Но, по словам самой Тины, институциональным инвестором она была неправильным – вместо того, чтобы искать сделки, предпочитала помогать развивать бизнес и бренд.

Тем более интересно, что предпринимательница, фактически выросшая среди брендов, на протяжении карьеры помогавшая строить и развивать бренды, в 2014-м запустила стартап с названием Brandless, что в переводе звучит как “Без брендов”. Он был задуман как предприятие онлайн-коммерции и был нацелен на аудиторию миллениалов. Продававшиеся товары: продукты, косметика, средства личной гигиены, бытовая химия – соответствовали запросам современной молодежи, то есть были экологически чистыми, не тестировавшимися на животных, без глютена, ГМО и без… брендов. Точнее под названием Simply.

Реклама Brandless
Реклама Brandless

Почему без брендов? Суть проста: большинство продукции производится в одних и тех же местах, а ее цена очень во многом зависит от бренда. Например, один и тот же крем будет стоить $2 от неизвестной фирмы и $20 – выпущенный под известной маркой. Это Тина называет “налогом на бренд”. Если освободить товары от этого налога и посредников, то можно продавать и покупать качественные товары значительно дешевле, например 3 товара за $3 вместо $30 за то же, но брендированное. А оформив подписку, получать периодически бонус и быть уверенным, что делаешь хорошее дело, так как часть твоих денег отправляется о благотворительную организацию Feeding America.

Стартап привлек $16 млн от венчурных инвесторов в 2016-м и, на момент запуска в 2018-м, еще $50 млн. Brandless нашел свою аудиторию и был хорошо принят как клиентами, так и экспертами Кремниевой Долины. Они называли его “смелой и новаторской альтернативой Amazon” и пророчили блестящее будущее. Организация в первый же год получила награду “Новичок года” за бизнес-прорыв, “Стартап года”, а в 2019-м была признана одной из самых инновационных компаний в области розничной торговли. А в 2020-м Brandless перестал существовать.

Тина Шарки
Тина Шарки

Тому называют несколько причин. Во-первых, как оказалось, людям пока еще важны бренды. Во-вторых, при огромном ассортименте не все товары были надлежащего качества, а в-третьих, и это, возможно, главная причина, несовпадение интересов и планов у руководства стартапа и обладателем 40% акций – SoftBank Vision Fund. Венчурное подразделение японской компании вложило в перспективный бизнес $200 млн, жаждало поскорее получить прибыль, а темпы развития Brandless не успевали за планами партнеров. Но, что удивительно, сама идея не умерла. Возможно, она просто опередила свое время и была слишком революционной.

Спустя полгода после закрытия Brandless купили за неназванную сумму Clarke Capital Partners и Ikonifi. Эксперты предполагают, что это около $500 млн – во столько последний раз оценивалась компания. Они перезапустили бизнес, но в гораздо более привычном виде. Кстати, многие крупные ритейлеры уже подхватили идею и создали отделы brandless в своих интернет-магазинах. Состояние Тины Шарки оценивается в $5 млн, сейчас она работает на руководящей должности в вещательной корпорации PBS.

Семья и благотворительность

“Я живу прямо рядом с лесом секвойи и меня вдохновляют деревья, сила природы и напоминание о том, что мы всего лишь маленькая песчинка в большой вселенной. Это показывает все в перспективе.” (с) Тина Шарки

Милл-Вэлли
Милл-Вэлли

Маленький городок Милл-Вэлли, со старинными домами, окруженный лесом древних секвой, находится недалеко от Сан-Франциско. Это второй самый богатый город Кремниевой Долины. Здесь жили Джек Керуак, Бонни Райт, Том Круз, Николь Кидман, а неподалеку обосновался на своем ранчо Джордж Лукас. Тина Шарки живет здесь со своим мужем Джорджем, который занимается недвижимостью. У пары двое сыновей и тибетский терьер Тесса.

Тина Шарки
Тина Шарки

Тина занимается благотворительностью. Вместе со старшим сыном Чарли она ездила в Кению, где помогала строить школу. И эту поездку она называет самой впечатляющей и вдохновляющей в жизни. Она пожизненный член правления Baby Buggy, некоммерческой организации, которая занимается помощью, в основном, вещами и средствами ухода за детьми малоимущим семьям в Калифорнии и по всей стране.

“Я никогда так сильно не стремилась показать миру, что прибыль и цель не противоречат друг другу, и что мы можем построить лучший путь.” – говорит она о Brandless. И никто уже не удивится, когда Тина Шарки снова начнет потрясать сложившиеся устои рынков новой, оригинальной идеей.

Еще почитать:

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!