Будущий генерал родился в Орловской губернии в многодетной бедняцкой крестьянской семье. Звали его Алексей, а фамилия Жидов.
Военную карьеру начал в 18 лет, в 1919 году вступил в Красную Армию. Окончил 4-е Орловские кавалерийские курсы, воевал в 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии, дослужился до помощника командира эскадрона.
В 1929 году окончил Московские военно-политические курсы, а в 1934 году Военную академию РККА имени М. В. Фрунзе.
Летом 1940 года получил звание генерал-майора и назначен командиром 21-й горно-кавалерийской дивизии. Перед самым началом Великой Отечественной был назначен командовать 4-м воздушно-десантным корпусом, но вступить в должность не успел, начало войны застало его в пути. Корпус находился в Западном военном округе, в начале июля вступил в бой на рубеже реки Березины, потом отступал, воевал в районе Кричева, в августе попал в окружение. Но сам Жидов 2-го августа был назначен начальником штаба 3-й армии. Интересно, что пока Жидов был начальником штаба армии в ней сменилось пять командующих — Крейзер, Пшенников, Батов, Жмаченко и Корзун.
Армия воевала в составе Брянского фронта, в октябре, после начала немецкого наступления на Москву попала в окружение, но управление войсками потеряно не было, значительные силы смогли вырваться из «котла».
Жидов же снова вернулся в кавалерию, в мае 1942 года назначен командовать 8-м кавалерийским корпусом. Правда, занимал эту должность лишь две недели, попал под бомбёжку и оказался в госпитале.
После выздоровления, 14-го октября был назначен командующим 66-й армией, сменив на этом посту генерала Малиновского. До этого армия весь сентябрь вела неудачное наступление севернее Сталинграда, после которого большинство командного состав Сталинградского фронта сменилось, а сам фронт переименовали в Донской.
20-го октября 1942 года началась очередная наступательная операция наших войск с целью разгрома 6-й армии Паулюса. Ключевую роль в ней играла 66-я армия. В её состав передали все полученные фронтом новые стрелковые дивизии, все имеющиеся танковые бригады, значительную часть артиллерии. Ударную группы 66-й армии составляли четыре свежих стрелковых дивизии, все по 10 тысяч человек, и каждой придавалось по танковой бригаде. Противостояли армии две сильно потрёпанные немецкие моторизованные дивизии — 10 батальонов. Однако в ходе начавшегося наступления прорвать немецкую оборону не удалось, армия понесла огромные потери — более 22 тысяч человек.
Сам Жидов объяснял неудачи в первую очередь тем, что полученные им дивизии не имели боевого опыта, были слабо обучены.
В Докладной записке Особого отдела НКВД Донского фронта по итогам операции было сказано:
командарм— 66 генерал-майор Жадов, на вопрос начальника Особого отдела 66 армии тов. Сервианова— почему не имеем успеха, ответил: “...Люди не обучены и совершенно не подготовлены, многие совершенно не умеют владеть винтовкой. Прежде чем воевать, надо новую дивизию хотя бы месяц обучать и подготавливать“.
Провал октябрьского наступления на карьере Жидова никак не отразился. Мало того, если верить мемуарам, после начала операции «Уран» Сталин остался доволен действиями 66-й армии, но посоветовал командарму сменить фамилию. В результате Жидов с 25-го ноября 1942 года стал Жадовым. Как всё было и насколько верно изложено в мемуарах, судить сложно, но в документах 66-й армии фамилия командарма действительно сменилась.
После победы под Сталинградом 66-я армия передана в резерв Ставки, а в марте 1943 года включена в состав Резервного фронта, затем в Степной военный округ и Степной фронт. 5-го мая получила звание гвардейской и 5-й номер. Жадов в январе 1943 года получил звание генерал-лейтенанта и орден Кутузова 1-й степени.
10-го июля 1942 армия Жадова вместе с 5-й танковой Ротмистрова передана Воронежскому фронту и приняла участие в боях в район Прохоровки. В первые же дни понеся очень большие потери. Но несмотря на это приняла активное участие в наступлении, в ходе Белгородско-Харьковской операции наступала на Белгород, попала под немецкий контрудар под Ольшанами.
7-го сентября армия Жадова была передана обратно в состав Степного фронта, и в ходе боёв освобождала Полтаву и Кременчуг, форсировала Днепр, наступала на Кировоградском направлении. В феврале 1944 года Жадов награждён орденом Суворова 1-й степени.
Весной 1944 года принимал участие в Уманско-Ботошанской операции. Следующей операций армии была неизвестная в советское время Первая Ясско-Кишинёвская (так её называют на Западе) или Днестровская (по советским документам) наступательная. Операция дня нас закончилась неудачно и с большими потерями. 5-я гвардейская армия в начале мая смогла захватить плацдарме на Днестре возле села Ташлык, но вскоре её сменила 8-я гвардейская.
После тяжёлых и продолжительных боёв армия была выведена в резерв, а в июле включена в состав 1-го Украинского фронта. В составе которого принимала участие в Львовско-Сандомирской наступательной операции. В августе вела бои за сандомирский плацдарм. В сентябре 1944 года Жадову присвоено звание генерал-полковника.
Ну а затем через Силезию на Берлин. Правда, до Берлина армия не дошла, хотя в Берлинской операции участие принимала. Дошла до Дрездена и Праги, где война и закончилась.
6-го апреля 1945 года Жадову присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Жадов был заместителем главнокомандующего Сухопутных войск СССР по боевой подготовке, начальником Военной академии имени М. В. Фрунзе, главнокомандующим Центральной группой войск. С 1969 года — военный инспектор-советник в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Умер 10-го ноября 1977. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Рекомендую также мою статью:
Как воевал генерал (еврей по национальности), принимавший с Гудерианом парад в 1939