Ольга Синицына рассказала «Горкому36» о том, как заниматься любимым делом, несмотря ни на что.
От искусства театра – к искусству куклы
— Как пришла идея заниматься рукоделием и творчеством?
— В 24 года я попала в такую ситуацию: маленький ребенок и развод с мужем. Тогда мы с подругой решили создать театр (он, к слову, работает до сих пор). На тот момент театр был единственным средством нашего существования. Мы работали с разными школами и детскими садами Воронежа. К спектаклям мы делали все сами: костюмы, декорации. Даже сценарии сами писали. Это и привело меня к декоративно-прикладному творчеству.
В 2016 году я «наткнулась» на книжку Тререзы Плато. Решила: а почему бы не пошить? Свободное время для этого у меня было. Начала с текстильных кукол, потом и их мне стало мало.
— Видов декоративно-прикладного творчества много, почему вас привлекло создание мишек Тедди?
— Мне захотелось очеловечить свои изделия. Начала читать, смотреть, искать разную информацию. Так и познакомилась с «теддиками». Тедди – это небольшие плюшевые мишки, популярные в Великобритании. Коллекционеры их очень любят.
Поначалу были мысли, что только я этим увлекаюсь, но стала искать единомышленников в своем городе и познакомилась с известными на сегодняшний день мастерами – Иваном Грозным и Николаем Павловым. Когда поняла, что хочу показать свои творения миру, обратилась к ним. А они мне говорят: «Ну, пойдет». Это был стимул для развития в этом направлении творчества. Поинтересовалась, есть ли какие-то ярмарки или выставки в оффлайн-формате. Мне подсказали, что только в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве мне сразу сказали: «Вы свое творчество прокачаете сначала, а потом видно будет». В Санкт-Петербурге предложили поучаствовать в конкурсе. Я отправила туда работы, заняла какое-то место и выиграла участие в выставке. Правда отправилась туда не «теддиками», а с куклами.
Вот тогда поняла, что 7 тыс. за одну куклу – именно такая обычно цена у изделия – для меня, как мастера, довольно дорого, и продвигать мне нужно что-то другое. Быстро нашила мишек Тедди, и у меня их всех купили прямо на выставке.
— А как вы стали заниматься реалистичной игрушкой?
— Был долгий перерыв, когда я куклами совсем не занималась, даже текстильной, с которой начинала свой творческий путь. Наш с подругой театр занимал много времени, я шила «теддиков» и ездила по выставкам, где могла общаться с единомышленниками. Много времени уходило на продвижение в соцсетях. Но это дало свой результат: мне позвонили из Москвы с приглашением поучаствовать в выставке. В перерыве я познакомилась с работами других мастером и поняла, что декоративно-прикладное творчество – самая настоящая профессия, и ею надо всерьез заниматься.
Совпало, что именно в пандемийном 2020-м году у меня появилось на это время. Плюс ко всему мы только переехали в новое жилье – ипотека. Нужны деньги. Я нашла курс Кати Лей по шитью реалистичных кукол и залезла в долги, чтобы оплатить это обучение. Но это было оправданное вложение. Мои изделия приобретали в 16 странах по всему миру. Но недавно мне пришлось уйти с европейского рынка и осваивать только российский рынок.
— Не говорят ли вам «найди нормальную работу»?
— С 20 лет слышу эту фразу! И до сих мне это говорят. Но я уже в том возрасте, когда все можно и ни за что не стыдно. Когда меня спрашивают: «А когда ты работать собираешься?», отвечаю: «Я ни дня не работала, делаю то, что мне нравится».
«Не получится с первого, получится с десятого»
— С какими трудностями сталкиваетесь в процессе работы?
— Самая большая сложность – это подбор материала. Из тряпки хорошей работы не получится. Недавно взяла шикарный мех, решила из него сшить кота. Когда все было готово, взяла изделие в руки, а оно потное. Оказалось, что это мех такой. Вот так купишь материал, а он не подходит, приходится выбрасывать.
Трудности бывают еще, когда не знаешь, как сделать какое-то изделие. Тогда я сажусь и прописываю на бумаге, затем приступаю к практической части. Если не получится с первого раза, с десятого точно добьешься успеха. Я уверена, что получить результат можно только через «делание».
— Как вы видите будущее своих игрушек?
— Реалистичные игрушки – это не товар первой необходимости. При этом затраты, финансовые и временные, на них огромные, поэтому готовая игрушка не может стоить дешево. И по этой же причине я не готова пойти на масс-маркеты для реализации своих товаров. Другое дело – выставка. Это рост.
Но у нас довольно высокая конкуренция, и важно постоянно совершенствоваться, проводить апгрейды, чтобы игрушка становилась еще более реалистичной. Также в планах – создать международную корпорацию реалистичной игрушки с обучением и изготовлением работ на заказ, чтобы все больше мастеров, желающих обучиться этому творчеству, могли это сделать.
— А что вдохновляет?
— Животные и природа. Знакомые смеются, что уже не осталось наших братьев меньших, которых я не сшила. Я даже хочу для выставки изготовить животных из Красной книги. Делать то, что тебе нравится, это настоящее счастье.
Не игнорируйте свое «хочу»
— Что вы посоветуете новичкам, которые хотели бы заняться творчеством?
— Брать и делать. Пробовать новое, не игнорировать свое «хочу». Когда у человека есть потребность сделать что-то своими руками, нельзя это пропустить. Перед тем, как к «реалисткам» (реалистичной игрушке – прим. Ред.) прийти, много чего перепробовала: вязать, валять, лепить. И со временем поняла, что интереснее заниматься именно тем, в чем себя нашла.