В Контур.Маркете стали доступны отчеты Yandex DataLens. В статье читайте полный обзор на интеграцию: расскажем подробности, как работать с аналитической платформой, как смотреть отчеты сразу по всем магазинам или заведениям общепита в вашей сети, а также как создавать свои собственные, кастомизированные отчеты.
Что такое DataLens
Yandex DataLens — это бесплатная платформа для бизнес-аналитики. Это конструктор, который позволяет магазину или заведению общепита создавать уникальные отчеты, если таких, например, предпринимателю не хватает в учетной системе.
В Контур.Маркете и без интеграций есть полезные отчеты для анализа бизнеса, но все они доступны только по одной выбранной торговой точке — нельзя в одном отчете посмотреть информацию по нескольким магазинам или кафе. Мы прислушались к запросам предпринимателей, у которых несколько точек и которые хотят создавать кастомизированные, индивидуальные отчеты.
Разработчики Контур.Маркета интегрировали DataLens в учетную систему — платформа синхронизируется с Маркетом и напрямую получает из него информацию о продажах, возвратах, списаниях, поступлениях и остатках. На основе этих данных DataLens создает отчеты, которые вы можете редактировать под свои задачи и потребности или использовать при подготовке собственных отчетов. Плюс также в том, что не придется использовать SQL-запросы, которые обычно пишут для извлечения и группировки данных при работе с базами.
Собрать отчеты в DataLens можно по всем торговым точкам в рамках одной организации. Например, у вас три кофейни, зарегистрированные на один ИНН, — можно посмотреть отчет сразу по трем точкам. В дальнейшем мы сделаем так, чтобы интеграция работала сразу с несколькими ИНН.
Данные из DataLens можно смотреть через браузер как на компьютере, так и на мобильных устройствах. Чтобы было удобно и понятно читать статистику, платформа визуализирует данные в виде графиков, таблиц, диаграмм и географических карт. Показатели обновляются автоматически: вы сможете видеть всегда актуальные остатки товаров, ингредиентов или расходников, а остальные данные DataLens собирает один раз в сутки.
Какие возможности для бизнеса есть в DataLens
Смотрите стандартные отчеты из Контур.Маркета по всем точкам
Отчеты на платформе объединяются на одной странице, которая называется дашборд, — это интерактивная панель с аналитикой. Отчеты группируются по вкладкам. На дашборде можно увидеть полную картину бизнеса на сегодняшний день. Данные в отчетах DataLens регулярно синхронизируются с Маркетом: остатки товаров обновляются онлайн, остальные данные — один раз в сутки. Вот что можно проверить.
Выручку: смотрите чарт по всей сети и выявляйте точку-лидера, которая принесла больше всего денег. На вкладке «Главная» собраны данные по выручке по точкам за выбранный период, по группам товаров, таблица со всеми видами оплат, возвратами и предоплатами.
Продажи: проверяйте по каждому товару или блюду отдельно или по группам. Можно посмотреть как продажи в одной точке, так и общий итог по сети. На вкладке дашборда смотрите аналитику: какая группа товаров лучше продается, какие товары сегодня в лидерах в каждой группе. Пользуйтесь фильтрами, чтобы платформа отобразила только нужные точки, группы товаров или товары.
Возвраты и списания: узнавайте, на какой точке их больше всего и на какие позиции чаще делают возврат.
Закупки у поставщиков: анализируйте, сколько денег уходит на закупку товаров и какому поставщику вы платите больше всех.
Остатки: смотрите актуальные данные по точкам, чтобы вовремя сделать заказ у поставщика. Платформа обновляет остатки постоянно. С помощью фильтров можно найти нужные товары и группы.
Создавайте индивидуальные отчеты
Сервис Yandex DataLens представляет собой конструктор для создания отчетов. Вы можете редактировать существующие отчеты и создавать новые под свои задачи и потребности на основе датасетов (таблиц с данными из вашей организации в Маркете). Все изменения сохраняются у вас и будут доступны только вам.
«А если у меня только одна торговая точка?»
Вам DataLens тоже будет полезен — вы сможете создавать уникальные отчеты под свои потребности, только для одного магазина или заведения.
Дашборд можно редактировать под новые отчеты. Представим, что вы хотите поменять стандартную диаграмму с топом групп товаров по выручке на новую диаграмму «Группы товаров по возвратам», чтобы узнать, товары из каких групп чаще всего возвращают в магазин.
1. Нажмите «Редактировать» в выпадающем меню дашборда.
2. Откроется окно редактора. Мышкой перетащите показатель «Сумма возврата» из левой колонки в среднюю колонку: в разделы «X», «Сортировка» и «Подписи».
3. Показатель «Сумма возврата» перенесите в раздел «Фильтры» и укажите значение больше нуля.
4. Вот и всё, диаграмма с возвратами готова. Рядом с кнопкой «Сохранить» нажмите стрелку вниз и выберите «Сохранить как копию».
Или другой пример. Предприниматель торгует табаком для кальянов и электронными сигаретами, у него 20 точек. Ему нужен сводный отчет «Выручка по дням», чтобы смотреть, на какую сумму в каждой точке было продано товаров за рабочий день.
Объединяйте данные из разных источников
DataLens позволяет создавать отчеты, которые будут содержать данные не только из Контур.Маркета, но и из других источников. Например, в Google-таблицах можно зафиксировать план выручки по торговым точкам, расходы на ФОТ и аренду, а из CRM получать статистику заказов. DataLens умеет формировать отчеты на основе сразу нескольких источников, чтобы получить полную бизнес-аналитику.
Как подключить DataLens и пользоваться им
Вот что клиентам Маркета важно знать на старте работы с платформой:
- Интеграция в Маркете доступна предпринимателям из сфер розницы и общепита на тарифах «Оптимальный» и «Премиум». Доплачивать ничего не нужно, это входит в стоимость тарифов. Понадобится завести аккаунт в Яндексе, если у вас его еще нет.
- Терминология для розницы и общепита не отличается, например, в таблице колонки называются «Товар», а не «Блюдо». Нет специфичных для общепита отчетов — нельзя посмотреть наценку, фудкост, какие блюда попадают в стоп-листы. Еще в отчетах пока не отображаются товары с модификациями, но со временем такая возможность появится, мы уже работаем над этим.
Мы хотим, чтобы решение Маркета было еще более удобным и полезным для вашего бизнеса. Оставляйте свои отзывы и предложения по улучшению работы с DataLens в форме обратной связи.
- Если один и тот же товар называется по-разному в нескольких точках Маркета, все названия таких товаров автоматически приводятся к единому значению. Товары с одинаковым штрихкодом (или ID товара) из разных торговых точек заменяются на один товар, и в отчетах DataLens используется название и группа из первой попавшейся точки. Например, в пяти торговых точках есть пять товаров с одинаковым штрихкодом, но c разными названиями: «Корм говядина желе 75 г» и «Корм говядина 75 г (в желе)». DataLens выберет случайным образом первый товар как основной и везде будет использовать его название, группу и подгруппу.
Как включить интеграцию в Маркете
Настраивать интеграцию с Yandex DataLens могут только пользователи Маркета с правами на раздел «Настройки» → «Продвижение и аналитика». По умолчанию это право есть у администраторов.
1. Перейдите в настройки. На вкладке «Продвижение и аналитика» в блоке Yandex DataLens кликните «Подключить». Выберите в списке торговые точки, показатели которых хотите анализировать в отчетах. Список точек можно будет изменить позже.
2. Нажмите «Скопировать токен доступа». Токен понадобится для дальнейшего подключения. Кликните по ссылке «коннектор Маркета в сервисе Yandex DataLens». Сразу после этого вы перейдете в сервис Yandex DataLens.
Как настроить интеграцию с данными из Маркета в DataLens
Yandex DataLens работает в облачной платформе Yandex Cloud. Из Маркета вы перейдете в сервис DataLens, потому что кликнули по ссылке в предыдущем шаге.
1. Нажмите «Войти в Яндекс ID». Войдите в ваш аккаунт в Яндексе. Если у вас еще нет аккаунта, создайте его.
2. Откроется страница Маркета в Yandex DataLens. Введите полученный ранее в Маркете токен и нажмите «Создать подключение». В открывшемся окне введите имя подключения. К примеру, это может быть название вашей организации.
3. Выберите «Дашборд Контур.Маркет». Это основная страница для просмотра статистики. В дальнейшем этот дашборд можно найти на вкладке «Дашборды» в поле слева.
4. Откроется дашборд вашей организации в Маркете. При первом подключении подождите, пока данные из Маркета загрузятся в дашборд. Обычно это занимает от 2 до 5 минут, после этого обновите страницу. Если данные не загрузились, обратитесь в техподдержку.
Дашборд и все отчеты будут храниться в вашем аккаунте Yandex DataLens. По умолчанию доступ есть только у вас.
Как настроить права доступа к отчетам
Вы можете предоставить доступ к личному кабинету DataLens своим сотрудникам, чтобы у них была возможность просмотреть созданные отчеты и использовать их в подготовке собственных отчетов. Для этого понадобится только аккаунт в Яндексе, доступ к Маркету работникам не нужен. Доступ можно давать к отдельным отчетам, например, только к отчету по продажам.
1. Перейдите на главную страницу DataLens и откройте настройки сервиса на рабочей панели слева. Нажмите «Добавить пользователей» в блоке «Управление пользователями».
2. В открывшемся окне введите почтовый адрес пользователя Яндекса, которого вы хотите добавить (адрес будет выглядеть как user_name@yandex.ru). Можно перечислить адреса нескольких сотрудников. Нажмите «Добавить».
3. Сотрудник получит на почту письмо со ссылкой-приглашением в DataLens. Приняв его, он сможет войти в вашу организацию и начать пользоваться DataLens в роли datalens.creator.
Все приглашенные пользователи получают права доступа на чтение готовых отчетов и на создание собственных. Чтобы пользователь мог редактировать отчет по вашей организации, нужно предоставить ему роль datalens.instances.user.
Как предоставить доступ только к некоторым данным
DataLens позволяет ограничить доступ к данным для пользователей в рамках одного датасета (набора данных). К примеру, в вашей организации пять торговых точек, вы хотите предоставить доступ одному сотруднику к двум торговым точкам, а другому сотруднику — к трем. При этом должны быть доступны все отчеты.
1. Откройте папку «Датасеты» и выберите тот, доступ к которому хотите ограничить. В строке «Торговая точка» кликните на иконку ключика.
2. В открывшемся окне пропишите название торговой точки и через двоеточие укажите логин сотрудника в Яндексе. Например, вот так:
'Альфа': user1@yandex.ru
'Бета': user1@yandex.ru
'Альфа': user2@yandex.ru
'Гамма': user2@yandex.ru
'Дельта': user2@yandex.ru
3. Нажмите кнопку «Сохранить». В результате пользователь user1@yandex.ru получит доступ только к данным по торговым точкам «Альфа» и «Бета», а user2@yandex.ru — «Альфа», «Гамма», «Дельта».
4. Нажмите кнопку «Сохранить», которая относится ко всему датасету.
Как протестировать дашборд без подключения
Мы сделали тестовый дашборд в DataLens, чтобы вы могли лучше познакомиться с тем, как работают отчеты в сервисе. Данные сгенерированы случайным образом. А чтобы подробнее посмотреть, как создать собственные отчеты, и открыть для себя другие полезные возможности сервиса, рекомендуем пройти бесплатный учебный курс по Yandex DataLens.