16 октября 2023 исполнилось 40 лет советской рок-группе Мумий тролль (Владивосток), и 55 лет ее основателю - музыканту, поэту и продюсеру, Илье Игоревичу Лагутенко.
Ниже приводятся выдержки из концертного дневника ведущего канала о поездке в город Владимир на концерт группы, состоявшийся 19 апреля 2016, написанного по свежим впечатлениям от этого выступления, и с адаптацией для широкого слушателя.
Обзор может быть интересен как поклонникам группы Мумий тролль, так и не-тяжелой музыки в целом, а также любителям путешествий.
Публикация продолжает серию обзоров, начатых "Американскими каникулами" и "Минскими каникулами".
Ранее группе Мумий тролль были посвящены такие обзоры, как "Спасать рок-н-ролл", "Top-10. Мумий тролль", "Из океана", "Без обещаний" (видео-обзор), и "VIII" (обзор-пост).
Илья Лагутенко упоминался в обзоре "Галерея лиц", дебютный альбом группы - в обзоре "Дебютник", а ранние неканонические записи коллектива - в обзоре "Артефакты".
Информация об этом мини-туре группы по Золотому кольцу появилась в начале марта. Первыми мыслями были рассмотреть Ярославль, или дождаться Москвы. Но, в Ярославле выступали в клубе с сидячими местами за столиками, а анонса сольных выступлений в Москве я так и не дождался (были только выступления на вечеринке какой-то радиостанции, и на летнем фестивале на ВДНХ). Причины же поехать во Владимир вскоре нашлись: это было первое выступление после американского тура, и повод вернуться в этот город спустя первой поездки в него в уже далеком 2007.
Особой интриги к поездке именно на первый концерт тура добавляла печальная ситуация со Сдвигом, который, вроде как группу покинул, но официального заявления об этом ни от кого не было. То есть, если он не выходит на сцену на концерте и во Владимире, то второй после Лагутенко участник группы ушел в историю...
Сложностью поездки на этот концерт было то, что электронных билетов во Владимире еще не продавали. Пришлось принять трудное, но единственно правильное и возможное решение, и съездить за билетом 16 марта, холодным, депрессивным и бессонным днем. Зато, я купил за 3,5 тысячи билет сам (бумажный, настоящий!), провел осмотр места действия, и присмотрел хорошую гостиницу (хостел Белый тополь) по пути к нему. Билет купил на 5-й ряд, 15-е место, прямо по центру — и не прогадал. Пообедал, и выдвинулся назад. Если за билетом я ездил на электричке, то на сам концерт и после него быстро перемещался на Стриже.
Понятно, что сил и энергии за месяц после поездки за билетом не прибавилось, скорее наоборот, усталость накопилась. Но, зато вступила в права весна, я открыл для себя несколько песен группы (Колыма, Голод, Далеко, Непокой, а через неделю после концерта вовсю слушал ярчайшую Не очень, которую, видимо после окончания Ртуть алоэ тура, не исполняли, и, кстати, тому заключительному концерту именно в апреле, 3-го, исполнилось 15 лет...), а также посмотрел и пересмотрел замечательные концерты 2000-х — в общем, настроился. Во Владимир прибыл в шестом часу, устроился в гостинице, полежал, выдвинулся к месту событий.
Первое, что я сделал по проникновению внутрь Арт-дворца (бывшего ДК Точмаша, словом советского ДК, построенного в стиле конструктивизма) — это направил стопы в буфет, где грамотно взял 150 грамм дагестанского коньяка (привет песне Странные игры!), сок, бутерброд, шоколадку... и немедленно выпил! Эффект был нужным, зал уютным, а концерт начали с опозданием минут на 20, без всяких дебильных разогревов, и в то время, когда я был как раз готов.
На этот раз в одежде музыкантов преобладали темные тона, на Илье было что-то типа фрачного черного пиджака и какие-то черные штаны типа треников (как на видео с Отчетного концерта 2010), в общем, как бы вполне в нововолновом, а не брит-поповом стиле. Сдвиг на сцену не вышел, вместо него выступал басист, который играл очень здорово.
После фонограммного интро начали сразу с песни С чистого листа. Звук сразу был хороший, прием публики теплый, и все бы хорошо, но... ожидаемо. Вторая и третья песни — Пиратские копии и Фантастика (а ведь в Америке играли Контрабанды!), подтвердили эту тенденцию, но после трех песен ход событий радикально изменился! Почему-то, когда Илья взял свою черно-желтую элетрогитару, у меня где-то внутри появилось предположение, что сейчас будет Вдруг ушли поезда, но поверил только, когда он сказал, что они «сейчас реабилитируются за те годы, что не были у вас». И скажу честно, первая вещь с Морской была самым драйвовым, мощным и ярким впечатлением этого вечера! Следующие Девочка и Утекай не отличались по версиям и впечатлениям от Минска, а дальше снова настал черед сюрпризов: Морская болезнь, Роза Люксембург (не верилось, что это вообще может звучать вживую!), Федорино горе (наконец что-то с SOS матросу, хоть и не лучшая вещь альбома), Кассетный мальчик, Забавы вдвоем с Крициным, Невеста, Скорость, Кот кота, Владивосток 2000 — казалось, классический альбом сыграют целиком!
Играли здорово, с искрой и настроением, как бы говоря этим выступлением: вот они, 20 лет после записи Морской вперемежку с последующими и ранними достижениями, и все на этой сцене! И все же, одна "песня-предатель" нашлась — Время тепла не сыграли (видимо она не исполнялась вообще никогда?).
Хотя основную программу сыграли за час, к моменту бис я уже знал, что смотрю уникальный концерт группы, один из лучших концертов своей жизни, и что оправданы и высокая цена билета, и поездка за ним, и все остальные проблемы последнего месяца, что я хочу пойти на эту группу еще.
На бис же сыграли Новую Луну апреля (в отношении которой я до этого уверился, что шансов услышать ее немного), Алло попс, Медведицу и Дельфинов.
Особенно ценным в исполнении старых песен (до Морской) было то, что их играли в оригинальном виде, то есть в вариантах аранжировок 80-х — с минимальной гитарой, упрощенным саундом новой волны, Новую Луну — так, как в том самом самодельном клипе! Так что, «тот самый» Мумий Тролль вернулся, по крайней мере, можно смело утверждать, что я увидел оригинальный саунд МТ, а хотя Илья и забывал иногда слова, компенсировал это искренней жизнерадостностью и энергией настоящего рок-концерта.
Ну а потом были пиво во дворике и в гостинице, утренняя депрессивная прогулка под дождем по старым добрым местам Владимира до гостиницы Заря, пельменная с кофе и путь домой.
Кстати, Илья так и не представил группу, так что выяснить, кто же этот замечательный басист в черном, и в черной кепке, в тот вечер не представилось возможным. В отличие от предыдущих двух концертов в 2015, на этом не было такого активного видеоряда, что совсем не было заметно благодаря какой-то сильнейшей жизнеутверждающей энергии, идущей со сцены, да и не поклонник я визуального на концертах.
Таким образом, единственным минусом концерта (за исключением ухода Сдвига, конечно) было то, что все сюрпризы касались или Морской, или ранних вещей, а с Икры, 8-го и SOS матросу никакие мечты так и не сбылись. Ничего — это только третий мой концерт МТ, и желать большего было бы странно. (Интересно было бы, если на концерте, учитывая город его проведения, сыграли "Золотые ворота", но увы...).
Странным осталось только название программы, анонсированное на билете и афишах, расклеенных по городу: на концерте последний альбом был представлен весьма незначительно, так что, де-факто, программа была посвящена 20-летию записи Морской в логичной компании более ранних вещей. Куда правильнее, ха-ха, было бы ее назвать "Первые 13 лет".
Что же касается Сдвига, то в Минске, получается, я видел чуть ли не последний концерт группы с ним, и кроме того, по некоторой информации, он покинул группу не окончательно...
В итоге, концерту — твердая, с большим плюсом и большими надеждами, давно заслуженная «пятерка»!