Ниже приводятся выдержки из концертного дневника ведущего канала о поездке в Минск (Белоруссия) на концерт Deep Purple, состоявшийся 27 марта 2011, написанного по свежим впечатлениям от выступления, и с адаптацией для широкого слушателя.
Обзор может быть интересен как поклонникам Deep Purple, так и музыки в целом, а также любителям путешествий.
Публикация продолжает серию обзоров, начатых "Американскими каникулами".
Обзор концертной одиссеи Deep Purple был сделан ранее в "Фиолетовой книге".
Список из четырех концертов весеннего тура 2011 (позже добавился пятый – в Свердловске) показался на русскоязычном сайте поклонников группы еще 17 сентября 2010.
Ясно, что меня в нем сразу привлек Минск. Удобно было бы съездить туда на один день, погулять в городе, с которым у меня ностальгия по юношеским путешествиям, и сходить на концерт. Появилась возможность снова здесь побывать и расширить концертную географию на еще одну столицу. Были, конечно, и еще причины: привнести свежесть впечатлений (во-первых, учитывая традицию ходить каждый раз в новые места на эту группу, а во-вторых, не стандартно "приехать к месту действа – выпить – сходить на концерт – поехать домой спать", а сделать это настоящим приключением).
Кроме того, в Минске Deep Purple не выступали с 2000, а значит и публика, и музыканты должны быть настроены особенно. Рисков было несколько: во-первых, вопрос с билетом на концерт (электронные билеты только входили в обиход, а в Белоруссии о них, похоже вообще еще не слышали), во-вторых, с репертуаром: а ну как подустанут и сократят сет-лист? Но забегая вперед, скажу, что оба эти страха не оправдались.
После исторического фестиваля Рок над Волгой в Самаре я купил, наконец, DVD "Come Hell high Water", "золотое" переиздание "In Rock", несказанно меня порадовавшее и приведшее к новому открытию песни "Hard Lovin' Man", на 6-летие своего первого концерта купил диск "Perfect Strangers", а в феврале "Bananas".
Отцы начали осенний тур в Праге как раз сразу с "Hard Lovin' Man", что конечно же, меня удивило, ну и... сразу же захотелось, понятно, ее услышать. (Именно с того пражского концерта отцы года два не играли "Highway Star").
(Кстати, изначально была идея поехать в ноябре Берлин, т. к. Deep Purple выступали там на мой день рождения. Но по причине поездки в Румынию осуществить две загранпоездки в одном месяце оказалось трудно).
После поездки в Румынию я вплотную занялся поиском билета, и в каком-то билетном агентстве договорился, что мне отложат билетик, который я выкуплю утром в день концерта (стоимость составила 250000 белорусских рублей – это около 2500 наших). В феврале съездил на Белорусский вокзал и купил себе купейные места (сайт РЖД тоже только набирал обороты), в марте в каком-то пункте на Фрунзенской набережной обменял белорусские деньги, и… стал настраиваться.
15 марта я подтвердил Николаю из билетного агентства свой одиночный приезд, а 23 марта, в день концерта в Москве, мы сделали попытку попасть на автограф-сессию. Увы, 2 часа замерзания на сквозном ветру, метели и граде с братом и Артемом не принесли счастья: мне не удалось подписать у Пейса "Bananas", брату и Артему – впервые соприкоснуться с легендой. Ирония – мрачная, конечно же – заключалась в том, что, все же, спрос на группу по-прежнему, по крайней мере здесь, превышает предложение (ведь дело было в час дня, в среду и в 15 минутах ходьбы от Домодедовской!). Потом я проводил брата на концерт, и попив с ним перцовки, удалился, но нервяк внутри уже появился: скорей бы уже!
Я прихватил с собой виски, одел майку с драконами с обложки "The Battle Rages one...", кожаную жилетку, и отправился на поезд… По Минску погулял, в общем-то здорово, за вычетом достаточно холодной погоды: Площадь Победы и Парк отдыха рядом напомнили о прежних поездках, нашел я и место на проспекте Машерова, где мы фоткались – знал бы я почти 11 лет назад, что за моей спиной на фото Дворец Спорта, в который я пойду на концерт! Короче говоря, кое-как скоротал время, высиживая время на вокзале, завтракая-обедая (обедал с виски в замечательном пабе возле стадиона Динамо), рассматривая девушек, Минск и людей. Сам город оставил впечатление смеси небольшой европейской столицы и российской провинции…
Наконец, в 18 я приехал на Немигу, оставил на бордюре половинку виски, и постояв полчаса в очереди, вошел (сумку с фляжкой и вещами пришлось сдать в специальный автобус у входа, т. к. внутри не было камеры хранения). Ничего особенного внутри не увидев (дорогие майки с расписаниями туров и сольный диск Эйри), я путем разведки попал в спортбар, где хряпнул, 100 грамм Chivas Regal с ананасовым соком, и пошел в фан-зону.
Дворец спорта 1960-х годов постройки напоминал провинцию: сцена посередине, трибуны только напротив нее, следы мероприятий спортивно-новогоднего плана… Публика собиралась медленно, но к началу концерта зал был полон. Послушав большую часть разогрева (кстати, ребята играли достаточно неплохо, только вот еще лица своего не нашли, исполняя утяжеленный рок-н-ролл на английском), я «внедрился» в толпу (молодежи было мало, по большей части пары по 30-40 и дядьки за 40-50), и стал ждать. Внутри я понимал, что сет вряд ли изменят или сократят, т. к. сзади сцену украшало панно с древними развалинами на фоне заката – красиво и символично, не так ли? Из отчетов по другим городам было ясно, что эта картина расцвечивается в ходе концерта, а значит, вряд ли техники станут менять свой режим работы.
Отцы вышли в 20.15 после традиционно скорпулезной работы своих роуди, и, после короткого интро Эйри, как и следовало ожидать, понеслась "Highway Star" – отличный повод "размять эмоции" и рассмотреть музыкантов: Родж в безрукавке и черных джинсах еще более похудел, но оттого не меньше, а куда больше стал бегать по сцене с заводным огнем в глазах, Эйри как всегда в темном, и еще было не ясно, что именно от этого человека надо ждать главных сюрпризов, Стив в голубом – джинсы плюс майка, источающий искры жизнерадостности, Пейс полный, с хвостиком на голове, седой и погруженный в свои ударные, на этот раз стоящие почему-то не на возвышении, а прямо на сцене, ну и конечно, Ян Гиллан, маэстро в голубых джинсах и темно-серой майке с абстрактными линиями на ней (иногда, как и писали, удалялся за специальную ширму за ударными, но в целом в активности ему отказать было сложно). Сразу скажу, что на этом концерте никто из музыкантов не грустил, не устранялся от других, а наоборот, все друг друга поддерживали, с удовольствием "играли в паре", представляли друг друга и т. п.
Никогда я еще так горячо не поддерживал исполнение этой песни, скорее всего потому, что следующая должна была быть, и была – да-да, впервые услышанная "Hard Lovin' Man"!! Сыгранная мощно и чисто, как на альбоме (о звуке говорить особо нечего – чистый, сильный, четкий – придраться было не к чему), меня бесконечно порадовала, и особенно удивил – нет, поразил! – Эйри, который здесь и дальше, весь это вечер, был не то чтобы неистов, просто я бы сказал, что он стал на 120% «пепловцем». Не на 90% музыкантом группы «в тени», а окончательно раскрывшимся, похожим не как раньше на скромного «учителя музыки», немного уставшего от жизни, а на молодого Лорда – экспериментатора, революционера от музыки (подобные отзывы были и после концерта в Москве).
Что же касается именно этой песни, он играл свои партии именно в неподражаемом «пепловском» стиле начала 1970-х. Звук гонга в середине песни был самым что ни на есть натуральным: небольшой гонг вынес Гиллан и с заговорщицким видом ударил в самом нужном для этого месте. Да и бубен Ян использовал активнейшим образом, то и дело снимая его с одной из стоек ударной установки. Вообще, я в очередной раз поймал себя на мысли, что их концерты – как бы "домашние", не помпезные, как и должно быть для друзей (в широком смысле этого слова).
Следующую "Maybe I'm a Leo" сыграли просто здорово – тоже как на альбоме. Не самая любимая моя песня, но услышать ее было очень важно: во-первых, более 8 лет назад, на концерте Арии в Б2 я услышал ее кавер от начинающего тогда карьеру 6-го арийского состава, и вот теперь я услышал ее живьем уже от авторов. Во-вторых, после этого с "Machine Head" осталось ни разу не услышанной на концертах только одна песня – "Never Before", когда-то выпущенная в Англии на сингле (решили, странные англичане, раскручивать ее вместо "Smoke on the Water").
О следующей песне, "Strange Kind of Woman", подробно писать не стану – мощно и зажигательно, с традиционной перекличкой в конце между Яном и Стивом, причем Ян выдавал весьма интересные пассажи, и находился, кстати, в весьма неплохой вокальной форме. А вот ставшее традиционным и предсказуемым исполнение "Rapture of the Deep" Ян предварил речью, что, мол, скоро запишем новый альбом, а это – с предыдущего, вновь поставило меня перед открытием. Эволюция моего восприятия этой песни прошла через «неплохая интересная песня», через «классный рифф, отличная песня», до какого-то глубоко личного, метафизического восприятия. Скажем так, я вдруг услышал в ней некий ритм своей жизни, столкновение в человеческой душе жизненных дилемм, она идеально совпала с моим состоянием в данный отрезок жизни.
А тут еще мощно исполненная ритмичная "Silver Tongue" навеяла мне воспоминания и коротком, в отличие от последних, туре в поддержку моего любимца "Bananas", прошедшего 6,5 лет назад через любимый Ярославль. "Contact Lost" напомнила о всех тех, с кем мой жизненный путь разошелся – ну можно же было так интимно играть в это вечер! Минорные мотивы сменило бодрое попурри Стива из рок-классики, в которое при помощи Яна ловко ввернули "When a Blind Man Cries" – прекрасную балладу, которая после концерта долго звучала в голове. Не оттого ли, что в конце исполнения у Яна на глазах я заметил слезы? Такой чувственности от него я не видел никогда…
Бодрая "The Well Dressed Guitar" (Ян подкрался сзади и, указывая на Стива, заводил публику), перерастает в "Almost Human" – не лучшую песню с Abandon (вообще, вещи 90-2000-х публика ожидаемо узнает и поддерживает мало). Но услышать ее для меня тоже было важно – впервые что-то с этого неоднозначного альбома (теперь из альбомов с Гилланом, не слышанных живьем, остался только многострадальный "The House of Blue Light", но это, похоже, без шансов), да и слушать исповедь бодрого Яна в черных очках о его общении с бутылкой виски, позирующего на сцене со стойкой, как и в старые добрые времена, было здорово.
"Lazy", как и полагается, снабдили впечатляющим интро, да и народ возликовал одной из любимейших композиций, а Ян, как и прежде, здорово наяривал на губной гармошке – ну прямо Клинт Иствуд! Ну и куда же без любимого альбома Гиллана "Fireball"? – "No One Came" с него исполнили весьма неравнодушно.
Не знаю, было ли что-то белорусское народное в традиционном соло Эйри (во всяком случае, никто из зала не затягивал родное-патриотическое, вот я бы, не задумываясь, использовал бы «Молодость моя Белоруссия»), оно сохранилось в почти неизменном виде со времен единственного концертника этого состава "Live at Montrenx", но последовавшая "Perfect Strangers" и меня, и зал необыкновенно порадовала. Ее исполнение еще раз подтвердило, что она обладает необычайной энергетикой. "Space Truckin'" и "Smoke on the Water" с небольшим вступлением Стива прозвучали вне всяких похвал, и после них, понятно, что группу надолго не отпустили. Но "Hush" прозвучала не просто предсказуемо, а после впечатляющего соло Роджера, который вышел на передний план и выдал нечто не просто "в развитие темы", а что-то необычайно техничное и мощно-драйвовое. Да саму первую песню группы исполнили необыкновенно задорно и искрометно, «на-на-ра-на» подпевал весь зал! Снова следует соло на басу – и снова нечто оригинальное перерастает в "Black Night", причем я поймал себя на мысли, что в свое время она несколько опередила историю группы – запиши ее музыканты годом позже, она нашла бы себя прекрасно на "Fireball". Ясно, что потом следовало длительное и щедрое разбрасывание палочек и медиаторов...
Итак, я совершенно не пожалел, что перенес бессонную и холодную поездку, поскольку кроме ностальгии, она принесла мне потрясающий концерт – уверен, один из лучших увиденных MkVIII. Во-первых, был представлен куда более сбалансированный сет-лист: по одной песне из 1960-х, 1980-х и 1990-х, 2 из 2000-х и 2/3 – классика 70-х, но какая! Да и лично для меня было важно услышать все эти песни. Во-вторых, отличные форма, настроение музыкантов и горячий прием публики. В-третьих, элементы шоу – панно, свет. Ясное дело – отличный звук.
Но, я не был бы собой, если в своих мечтах не улучшил бы сет. Все-таки, сыграй они из 1990-х "Anya", и замени "When a Blind Man Cries" на "Wasted Sunsets" (ее удастся услышать через полтора года в Олимпийском!) – было бы просто великолепно! Горячая поддержка публики заслуживала сюрпризов в этот вечер.
Ну а потом были пара глотков виски на минском вокзале, монетка, брошенная на возвращение, и путь назад в прицепном советском купе.
Битва только разгорается!
А какие остались у Вас, уважаемые читатели и подписчики канала, впечатления от концертов Deep Purple? Какие концерты были лучшими, а какие не очень? Приходилось ли ездить на концерты этой команды в другие точки планеты? Ждем Ваших эмоций в комментариях!)