("Ж. К. В. Д.", JCVD, 2008, Европа)
На самом деле "реабилитаторы" трудоголика Николаса Кейджа с их "Невыносимой тяжестью огромного таланта" не изобрели ничего нового. Ибо аналогичный незапрещенный прием - сыграть в худ. фильме в главной роли не очередного героя, а... самого себя, - до них использовал другой скатившийся в лузеры, некогда популярный актер - Жан-Клод Ван Дамм. Причем сделал он это ещё за 14 лет до Кейджа, и не в Штатах, а у себя на родине, в Бельгии.
Причем отдадим должное Жан-Клоду Евгеньевичу: в отличие от Кейджа 2010-х, он в 2000-е хоть порой и окунался в плинтус-фильмы вроде "Под откос" и "Второй в команде", но чаще снимался в пристойном B-movie: "Репликант", "В аду", "Специальное задание" и др..
Тем не менее желание доказать "городу и миру", что в действительности он не только ногомашец и шпагатосиделец, но и истинный актер с целым спектром ярких эмоций, всё равно не давало Ван Дамму покоя. Так не давало, что в 2008-м он дерзнул на беспрецедентный для себя шаг - снялся в "Ж. К. В. Д." Мабрука Эль Мекри, своего давнего фаната из Франции.
И что бы вы думали?
Взаправду взял и доказал!
Жаль только, что Кейдж для своего творческого "покаяния" выбрал беспроигрышную экшен-комедию, а Жан-Клод - грустно-ироничный евроартхаус. Да к тому же с плохо продуманным сценарием, где злодеи действуют безо всякой логики и мотивации. И вместо того, чтобы шустро скрыться с неудачного ограбления, в чём им пока никто не мешает, они на кой-то черт берут заложников и ждут, когда их окружит вся полиция Брюсселя. Смысл? "Потому что гладиолус"©
Вдобавок Эль Мекри зачем-то повторяет одни и те же сюжетные события, только с другого ракурса. При этом на повторе мы не узнаем абсолютно ничего нового. Зато целую четверть часа безо всякой причины пересматриваем далеко не самые интересные сцены.
Да и многие артхаусные выкаблучивания Ван Дамму банально не к лицу. Это как если бы кто-то напялил на Чака Норриса клоунский парик, или Шварценеггера загримировал под беременного... хотя нет, постойте-ка...
Короче, исполнение "Ж. К. В. Д." выдалось довольно спорным и на любителя. Однако главный исполнитель, если всё же прищурить глаза на кое-какие его эскапады, в самом деле удивляет своими актерскими талантами. И внезапно раскрывается, как неплохой драматический актер - в его мимике, жестах, эмоциях и ключевом 6-минутном монологе со зрителем нет ни грамма фальши. Так что узреть в ту пору столь виртуозное лицедейство у Мистера Вертушка-в-Прыжке для многих кинолюбов потянуло, без шуток, на сюрприз года. Жаль только, что потом он снова взялся за старое, но в следующем десятилетии иногда продолжал свои серьезные драматические эксперименты.
Над сценарием "Ж. К. В. Д." корпели аж пятеро авторов, включая самого Эль Мекри, поэтому как минимум завязка их истории получилась уникальной и интригующей.
Итак, некогда кинозвезда, а ныне актер-неудачник Жан-Клод Ван Дамм (Ван Дамм) погряз в профессиональных, семейных и бытовых проблемах. Потому что денег нет, работы, считай, тоже нет, с женой он в разводе, а родная дочь знать его не желает.
И что же делать истинной творческой личности в разгар атаковавшего её по всем фронтам кризиса?
Уйти в запой? Идея неплохая, но алкотриллер в духе "Ромового дневника" с Ван Даммом зритель вряд ли поймет-с. А утопление тоски-печали в наркотическом угаре подавно не вариант. Был, знаете ли, у Жана-Клода уже такой неудачный опыт, вон до сих пор его последствия отрыгаются.
Пришлось бороться с депрессией ударной дозой живительной ностальгии - не факт, что поможет, но какие еще есть способы, не разрушающие печень? То есть, махнув на всё рукой, многострадальный Жан-Клодушка поехал домой, в родимый Брюссель. Туда, где его на улицах узнавали все, даже собаки, кошки и голуби. И где всем было начхать на его сдувшуюся кинокарьеру. Напротив, каждый считал за честь пожать руку культовому земляку и "сфоткаться" с ним - так, словно его золотые времена "Кровавого спорта" и "Кикбоксера" до сих пор никуда не уходили.
Однако слава славой, но без денег почётного брюссельца всё равно никто кормить и обслуживать не собирался. А с ними, как помните, у него было туговато. Впрочем, не сегодня, ведь ему на почту как раз пришел денежный перевод. За которым Жан-Клод с утреца и отправился, понятия не имея, что "со стороны деревни Чмаровки"© к той же самой почте приближалась банда грабителей. А те в свою очередь не знали, с кем они там столкнуться, и кто станет их главным заложником.
И уж тем более ни тот, ни другие не подозревали, что в грядущих суете и неразберихе Ван Дамм будет принят полицией за главаря бандитов - вот уж точно всемирная слава, о которой он еще час назад и мечтать не мог...
***
В общем, как говорится, за идею пятёрка с плюсом, но вот за исполнение - трояк. Потому как даже впятером, сценаристы "Ж. К. В. Д." не смогли доделать до ума логический каркас своего сюжета, отчего тот получился довольно рыхлым и нескладным. И это еще не беря в расчет его артхаусные заскоки, а также едва ли не черно-белую, зато высококонтрастную и замыленную "картинку". Ту, что вроде бы как сделана с замахом на стильность, но на поверку совсем не коррелирует своей депрессивной мрачностью с ироничным настроем фильма.
Как бы то ни было, но "Ж. К. В. Д." всё равно достоин того, чтобы посмотреть его хотя бы однажды. Исключительно ради Ван Дамма, который и впрямь круто "рвет шаблоны" своих типичных актерских образов. И пародирует самого себя так самокритично и мастерски, как не каждый другой известный актёр отважится и сумеет.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):