Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Пяткой по Оскару. Самый оригинальный фильм с Ван Даммом

("Ж. К. В. Д.", JCVD, 2008, Европа)

На самом деле "реабилитаторы" трудоголика Николаса Кейджа с их "Невыносимой тяжестью огромного таланта" не изобрели ничего нового. Ибо аналогичный незапрещенный прием - сыграть в худ. фильме в главной роли не очередного героя, а... самого себя, - до них использовал другой скатившийся в лузеры, некогда популярный актер - Жан-Клод Ван Дамм. Причем сделал он это ещё за 14 лет до Кейджа, и не в Штатах, а у себя на родине, в Бельгии.

Ну а что, мог бы при желании и Родиона Раскольникова сыграть. И даже без топора обошелся бы.
Ну а что, мог бы при желании и Родиона Раскольникова сыграть. И даже без топора обошелся бы.

Причем отдадим должное Жан-Клоду Евгеньевичу: в отличие от Кейджа 2010-х, он в 2000-е хоть порой и окунался в плинтус-фильмы вроде "Под откос" и "Второй в команде", но чаще снимался в пристойном B-movie: "Репликант", "В аду", "Специальное задание" и др..
Тем не менее желание доказать "городу и миру", что в действительности он не только ногомашец и шпагатосиделец, но и истинный актер с целым спектром ярких эмоций, всё равно не давало Ван Дамму покоя. Так не давало, что в 2008-м он дерзнул на беспрецедентный для себя шаг - снялся в
"Ж. К. В. Д." Мабрука Эль Мекри, своего давнего фаната из Франции.
И что бы вы думали?
Взаправду взял и доказал!

Жаль только, что Кейдж для своего творческого "покаяния" выбрал беспроигрышную экшен-комедию, а Жан-Клод - грустно-ироничный евроартхаус. Да к тому же с плохо продуманным сценарием, где злодеи действуют безо всякой логики и мотивации. И вместо того, чтобы шустро скрыться с неудачного ограбления, в чём им пока никто не мешает, они на кой-то черт берут заложников и ждут, когда их окружит вся полиция Брюсселя. Смысл? "Потому что гладиолус"©
Вдобавок Эль Мекри зачем-то повторяет одни и те же сюжетные события, только с другого ракурса. При этом на повторе мы не узнаем абсолютно ничего нового. Зато целую четверть часа безо всякой причины пересматриваем далеко не самые интересные сцены.
Да и многие артхаусные выкаблучивания Ван Дамму банально не к лицу. Это как если бы кто-то напялил на
Чака Норриса клоунский парик, или Шварценеггера загримировал под беременного... хотя нет, постойте-ка...

Короче, исполнение "Ж. К. В. Д." выдалось довольно спорным и на любителя. Однако главный исполнитель, если всё же прищурить глаза на кое-какие его эскапады, в самом деле удивляет своими актерскими талантами. И внезапно раскрывается, как неплохой драматический актер - в его мимике, жестах, эмоциях и ключевом 6-минутном монологе со зрителем нет ни грамма фальши. Так что узреть в ту пору столь виртуозное лицедейство у Мистера Вертушка-в-Прыжке для многих кинолюбов потянуло, без шуток, на сюрприз года. Жаль только, что потом он снова взялся за старое, но в следующем десятилетии иногда продолжал свои серьезные драматические эксперименты.

Чем больше платили Ван Дамму за рекламу производители спортивной обуви, тем чаще и глубже он печатал их логотипы на лицах своих экранных противников.
Чем больше платили Ван Дамму за рекламу производители спортивной обуви, тем чаще и глубже он печатал их логотипы на лицах своих экранных противников.

Над сценарием "Ж. К. В. Д." корпели аж пятеро авторов, включая самого Эль Мекри, поэтому как минимум завязка их истории получилась уникальной и интригующей.
Итак, некогда кинозвезда, а ныне актер-неудачник Жан-Клод Ван Дамм (Ван Дамм) погряз в профессиональных, семейных и бытовых проблемах. Потому что денег нет, работы, считай, тоже нет, с женой он в разводе, а родная дочь знать его не желает.
И что же делать истинной творческой личности в разгар атаковавшего её по всем фронтам кризиса?
Уйти в запой? Идея неплохая, но алкотриллер в духе "
Ромового дневника" с Ван Даммом зритель вряд ли поймет-с. А утопление тоски-печали в наркотическом угаре подавно не вариант. Был, знаете ли, у Жана-Клода уже такой неудачный опыт, вон до сих пор его последствия отрыгаются.

Пришлось бороться с депрессией ударной дозой живительной ностальгии - не факт, что поможет, но какие еще есть способы, не разрушающие печень? То есть, махнув на всё рукой, многострадальный Жан-Клодушка поехал домой, в родимый Брюссель. Туда, где его на улицах узнавали все, даже собаки, кошки и голуби. И где всем было начхать на его сдувшуюся кинокарьеру. Напротив, каждый считал за честь пожать руку культовому земляку и "сфоткаться" с ним - так, словно его золотые времена "Кровавого спорта" и "Кикбоксера" до сих пор никуда не уходили.

Однако слава славой, но без денег почётного брюссельца всё равно никто кормить и обслуживать не собирался. А с ними, как помните, у него было туговато. Впрочем, не сегодня, ведь ему на почту как раз пришел денежный перевод. За которым Жан-Клод с утреца и отправился, понятия не имея, что "со стороны деревни Чмаровки"© к той же самой почте приближалась банда грабителей. А те в свою очередь не знали, с кем они там столкнуться, и кто станет их главным заложником.
И уж тем более ни тот, ни другие не подозревали, что в грядущих суете и неразберихе Ван Дамм будет принят полицией за главаря бандитов - вот уж точно всемирная слава, о которой он еще час назад и мечтать не мог...

"Тара-дара-та! Пиу!"© Ералаш.
"Тара-дара-та! Пиу!"© Ералаш.

***

В общем, как говорится, за идею пятёрка с плюсом, но вот за исполнение - трояк. Потому как даже впятером, сценаристы "Ж. К. В. Д." не смогли доделать до ума логический каркас своего сюжета, отчего тот получился довольно рыхлым и нескладным. И это еще не беря в расчет его артхаусные заскоки, а также едва ли не черно-белую, зато высококонтрастную и замыленную "картинку". Ту, что вроде бы как сделана с замахом на стильность, но на поверку совсем не коррелирует своей депрессивной мрачностью с ироничным настроем фильма.

Как бы то ни было, но "Ж. К. В. Д." всё равно достоин того, чтобы посмотреть его хотя бы однажды. Исключительно ради Ван Дамма, который и впрямь круто "рвет шаблоны" своих типичных актерских образов. И пародирует самого себя так самокритично и мастерски, как не каждый другой известный актёр отважится и сумеет.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):