(2018, Франция)
Нынешний год у Ван Дамма не то, чтобы богат на события, но всё же нескучный для 58-летнего экшен-актёра, который с бойцовским упрямством не желает уходить в отставку. Растряся харизму и косточки в ностальгическом сиквело-римейке "Кикбоксёр возвращается", затем Жан-Клод недурно потусил со своим старым другом/недругом (нужное подчеркнуть) Дольфом Лундгреном в "Чёрных водах". А завершил этот год, сыграв во французской криминальной драме "Лукас" - серьезном кино, но с другой стороны, тоже давшем Ван Дамму шанс расчехлить свои легендарные кулаки и отчасти даже пятки.
Если при взгляде на постер, аннотацию и трейлер этой картины вы решили, что она - очередной дочко-папиковый экшен в духе "Заложницы" и 308692-х её копий, - то вы в корне неправы. Потому что, даже при наличии у Лукаса дочери-подростка Сары, никто на ее жизнь и свободу здесь не покушается. Ну разве что косвенно, а напрямую - всего один разок. И то это больше напоминало недоразумение, так и не давшее Жану-Клоду повод стать очередным Лиамом Нисоном.
Чем же тогда он весь фильм занимается, спросите вы? Отвечу: поначалу - работает вышибалой на дискотеке и возит Сару в платную школу. А куда подевалась ее мама? Да говорят, будто погибла в ЮАР, когда папа там работал. После чего они с дочерью и вернулись в Бельгию, где оба ведут теперь спокойную и неприхотливую жизнь. Которая, естественно, недолго будет оставаться безмятежной, ведь это кино с Ван Даммом, а история ещё не помнит случаев, чтобы его герои не нашли себе неприятности.
И вот однажды у Лукаса на службе произошла техническая накладка. Один бухой клиент с причудами захотел упасть прямо на него, но он так некстати увернулся и вместо этого клиент произвёл осязание лбом туалетного кафеля. А поскольку этот чувак был сыном большого чиновника, вышибалу Лукаса самого в итоге вышибли с той дискотеки. Благо, он недолго куковал без работы. И вскоре устроился таким же вышибалой, только в стрип-клуб.
Ну а дальше так и хочется процитировать "Отчаянного" Роберта Родригеса: "А в этом баре было полным-полно подонков!". Короче говоря, хозяева стрип-клуба вели попутно мутные делишки, куда вскорости был втянут и Лукас. Однако не по своей воле - едва он туда устроился, как его взяли за хобот полицейские, выставившие ему ультиматум: «Короче, Склифософский! Или ты шпионишь на своими работодателями и стучишь на них, или мы заводим на тебя «уголовку». По делу, за которое тебя выгнали с предыдущей работы и ты едешь в СИЗО, а твоя дочь - в интернат».
Ясен пень, при таком дерьмовом раскладе у Лукаса не осталось выбора, кроме как внедриться в банду и начать завоевывать доверие её главаря. А тот в свою очередь взялся давать ему "квесты" точь-в-точь как в видеоигре Grand Theft Auto, начиная от простого сопровождения до дома некой важной дамы и заканчивая... Впрочем, финал этой истории я предлагаю вам узнать самим, благо, она совсем не длинная.
Кстати, должен вас предостеречь: имейте в виду - это не американское, а чисто европейское кино со всеми вытекающими отсюда, "региональными" заморочками. Как то: неровный темп повествования, заигрывание с модным эффектом "непрерывной съемки" и периодические сбои в логике. Вот скажите мне, зачем при приеме на работу заставлять кандидатов в вышибалы драться друг с другом? И не на ринге, а в подсобке - типа, кто останется на ногах, того и наймем. Хозяева бара, они идиоты? Мало того, что эти громилы тут всё разнесут, так ещё и, не ровён час, дело закончится чьим-нибудь увечьем или даже трупом - и кто после этого огребёт уйму проблем? Или как вам Лукас, ездящий на побегушках у главаря банды и возящий с собой за компанию... свою дочурку! Охренеть, заботливый папаша - ты, доча, посиди в машине, а я пойду перетру вон с теми уголовниками... А позже, удирая от погони, Лукас решает обмануть врагов, спрятав свою "тачку" с выбитыми пулями стеклами в ряду припаркованных машин. Но зоркие враги, проехав в двух метрах от неё, каким-то чудом её замечают, нет вы только подумайте!..
Полиция тоже жжёт: держит на мушке вооруженного бандита, приказывает ему сдаваться, а он в это время прицеливается в стоящего неподалеку свидетеля, стреляет в него... И нет - бандит не падает, изрешеченный полицейскими пулями. Потому что никто в него после этого не пальнул, хотя законники изначально не планировали брать его живьём... Блин, да как так-то: снимать реалистично-драматичное кино и спотыкаться на элементарных мелочах, словно школьники!
***
В общем, надо признать, что по меркам сегодняшнего Ван Дамма фильм выдался неплохим. Возможно, даже лучшим за последние лет шесть его сдувшейся кинокарьеры. А вот если измерять "Лукаса" штангенциркулем серьезного кино, тут, конечно, всё уже трещит по швам и далеко от оптимизма. Но в любом случае, к самому Жану-Клоду претензий нет, и с этой своей мрачно-суровой ролью он, без шуток, справился замечательно.