Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

В аду

(2003, США)

- Ну давай, болезный, расскажи-ка нам, как офигительно ты крутишь вертушки в прыжке!
- Ну давай, болезный, расскажи-ка нам, как офигительно ты крутишь вертушки в прыжке!

"В аду" - не первая попытка сделать из заядлого ногомашца Жана-Клода Ван Дамма серьезного драматического актёра. За пять лет до этого в 1998-м Питер МакДональд ("Рэмбо 3") задействовал его в своём "Легионере". И не сказать, что безуспешно. Несмотря на то, что это кино не снискало громкой славы и больших денег, Ван Дам держался и играл в нём на удивление пристойно даже без своих надоевших кикбоксерских выкрутасов. Однако потом он опять взялся за старое, уйдя с головой в свои любимые боевики категории "Б". И отсрочил следующую попытку остепениться аж до 2003-го года, пока его тогдашний частый "эксплуататор" Ринго Лэм ("Максимальный риск", "Репликант") не предложил ему совсем нетипичную для него роль "униженного и оскорбленного" зека. Причём не абы где, а... на российской зоне!
Уж не знаю, верил ли сам Ринго в то, что Ван Дамм согласится играть такого скорбного героя, но тот, ко всеобщему удивлению, взял и согласился. Но, видимо, лишь после того, как дочитал сценарий до конца и, облегченно вздохнув, обнаружил, что его герой Кайл оказался все-таки не распоследним слизняком. И что со временем он заматереет до привычной Ван Дамму рукопашной крутизны. Тем более, что при всей мрачности и драматичности "В аду", драки на тюремной "гладиаторской" арене здесь тоже поставлены во главу угла. И, естественно, что Кайлу мимо неё было никак не проскользнуть, даже обмажься он с ног до головы вазелином.

Даже всемером вертухаи предпочитают стоять в сторонке и не вмешиваться. Да и правда, оно им надо? Мало того, что лысый громила сам по себе злой и страшный, так у него ещё и ножик! А дома у вертухаев, между прочим, жёны, дети, не выплаченные кредиты, недоделанный ремонт, не копанная картошка на огороде...
Даже всемером вертухаи предпочитают стоять в сторонке и не вмешиваться. Да и правда, оно им надо? Мало того, что лысый громила сам по себе злой и страшный, так у него ещё и ножик! А дома у вертухаев, между прочим, жёны, дети, не выплаченные кредиты, недоделанный ремонт, не копанная картошка на огороде...

Ах да, перво-наперво было бы нелишне уточнить, как вообще американец дожил до такой оказии, что его упекли в России на пожизненный срок.
Кино начинается с того, что Кайл Леблан (такая у него фамилия, уж простите) работает... на металлургическом заводе в Магнитогорске. Не зольщиком, естественно, и не сталеваром, а цивильным инженером с блокнотиком и калькулятором. А в городе у него есть неплохой дом, где его жена копошится по хозяйству - то есть сразу видно, что зарабатывает Кайл неплохо, раз его жене не надо ходить торговать в ближайшем ларьке.
Увы, но однажды их трогательной сталелитейной идиллии наступает конец. Как-то раз в дом Кайла врывается местный бандит, который насилует и убивает его жену. Однако впоследствии суд оправдывает подонка, так как показания едва не догнавшего его Кайла в расчёт не берутся, да к тому же у бандюка обнаружились крутые покровители. Тут-то вдовец и слетел с катушек: прямо в здании суда отобрал у охранника револьвер и разрядил весь барабан в убийцу жены. После чего тот расплескал свои мозги по линолеуму, а Кайл в итоге сам предстал перед судом и поехал на зону мотать "максималку".
Не знаю, где делались "магнитогорские" сцены фильма, но саму зону со странным названием "Заводская" (?) снимали в братской Голливуду Болгарии. Вышло, честно говоря, сикось-накось, хотя иного от голливудчиков никто и не ожидал. Надо отметить, что среди здешних у́рок встречаются "славянские" типажи, да и тюремная грязюка с убогой жратвой показана вполне себе натурально (особенно - карцер с текущим по полу дерьмом). Но вот всё остальное... Само здание тюрьмы изнутри сконструировано точь-в-точь по-американски. Вспомните тюрягу из, например, 1 сезона сериала "Побег" или "Побега из Шоушенка" - такая же она и здесь. Местную банду из мусульман играют типичные латиноамериканцы, которых полно и среди охранников, а начальник этого "гулага" носит фамилию... угадайте с одной попытки... нет, не Сталин, а Хрущев. Ну просто ййееессс, как оригинально!.. Блин!

Требовать адвоката в этой тюрьме бессмысленно. В этой фантастической вселенной даже слова такого не знают.
Требовать адвоката в этой тюрьме бессмысленно. В этой фантастической вселенной даже слова такого не знают.

Также напрягает развязка. Раскрывать её интригу не стану, но когда вы увидите, что за план побега изобрели герои, то будете явно ошарашены тупорылостью здешней охраны и системой безопасности детсадовского уровня. "А что, так тоже можно было драпануть?!" - разумеется, вслух Кайл такого не скажет, но уж точно не раз подумает об этом в ходе побега.

***

В общем, если не обращать внимание на неистребимые голливудские клюкволяпы, сама по себе история топтания Кайлом зоны, где царит махровое беззаконие, а начальство развлекается зековскими боями без правил (никакого вам балета - сплошное ММА!), смотрится весьма драматично и напряженно. Да и в целом " В аду" можно без ложной скромности назвать одним из лучших фильмов Ван Дамма 2000-х. Тем более, что сам он здесь по-честному, без притворства и кривляния, пытается играть серьезную роль. И ведь играет же чертяка! По крайней мере доселе ни в одном своём фильме он ещё не загрызал своего противника зубами, а тут отчебучил и этакое. Так что можете ругать в "В аду" всё прочее, но только не Жан-Клода - в данном конкретном случае он действительно поработал на совесть, чем заслужил лишь уважение, а не презрение.

- Ты, Ван Даммушко, табличку на стене читал? - Ч-читал. - Но всё равно орал? - Д-да. П-простите. - И чего же ты хотел? - Чтобы м-меня услышали. - Ну вот, поздравляю, ты добился своего. Я весь внимание. Однако что-то не наблюдаю в твоих глазах радости...
- Ты, Ван Даммушко, табличку на стене читал? - Ч-читал. - Но всё равно орал? - Д-да. П-простите. - И чего же ты хотел? - Чтобы м-меня услышали. - Ну вот, поздравляю, ты добился своего. Я весь внимание. Однако что-то не наблюдаю в твоих глазах радости...