(2003, США)
"В аду" - не первая попытка сделать из заядлого ногомашца Жана-Клода Ван Дамма серьезного драматического актёра. За пять лет до этого в 1998-м Питер МакДональд ("Рэмбо 3") задействовал его в своём "Легионере". И не сказать, что безуспешно. Несмотря на то, что это кино не снискало громкой славы и больших денег, Ван Дам держался и играл в нём на удивление пристойно даже без своих надоевших кикбоксерских выкрутасов. Однако потом он опять взялся за старое, уйдя с головой в свои любимые боевики категории "Б". И отсрочил следующую попытку остепениться аж до 2003-го года, пока его тогдашний частый "эксплуататор" Ринго Лэм ("Максимальный риск", "Репликант") не предложил ему совсем нетипичную для него роль "униженного и оскорбленного" зека. Причём не абы где, а... на российской зоне!
Уж не знаю, верил ли сам Ринго в то, что Ван Дамм согласится играть такого скорбного героя, но тот, ко всеобщему удивлению, взял и согласился. Но, видимо, лишь после того, как дочитал сценарий до конца и, облегченно вздохнув, обнаружил, что его герой Кайл оказался все-таки не распоследним слизняком. И что со временем он заматереет до привычной Ван Дамму рукопашной крутизны. Тем более, что при всей мрачности и драматичности "В аду", драки на тюремной "гладиаторской" арене здесь тоже поставлены во главу угла. И, естественно, что Кайлу мимо неё было никак не проскользнуть, даже обмажься он с ног до головы вазелином.
Ах да, перво-наперво было бы нелишне уточнить, как вообще американец дожил до такой оказии, что его упекли в России на пожизненный срок.
Кино начинается с того, что Кайл Леблан (такая у него фамилия, уж простите) работает... на металлургическом заводе в Магнитогорске. Не зольщиком, естественно, и не сталеваром, а цивильным инженером с блокнотиком и калькулятором. А в городе у него есть неплохой дом, где его жена копошится по хозяйству - то есть сразу видно, что зарабатывает Кайл неплохо, раз его жене не надо ходить торговать в ближайшем ларьке.
Увы, но однажды их трогательной сталелитейной идиллии наступает конец. Как-то раз в дом Кайла врывается местный бандит, который насилует и убивает его жену. Однако впоследствии суд оправдывает подонка, так как показания едва не догнавшего его Кайла в расчёт не берутся, да к тому же у бандюка обнаружились крутые покровители. Тут-то вдовец и слетел с катушек: прямо в здании суда отобрал у охранника револьвер и разрядил весь барабан в убийцу жены. После чего тот расплескал свои мозги по линолеуму, а Кайл в итоге сам предстал перед судом и поехал на зону мотать "максималку".
Не знаю, где делались "магнитогорские" сцены фильма, но саму зону со странным названием "Заводская" (?) снимали в братской Голливуду Болгарии. Вышло, честно говоря, сикось-накось, хотя иного от голливудчиков никто и не ожидал. Надо отметить, что среди здешних у́рок встречаются "славянские" типажи, да и тюремная грязюка с убогой жратвой показана вполне себе натурально (особенно - карцер с текущим по полу дерьмом). Но вот всё остальное... Само здание тюрьмы изнутри сконструировано точь-в-точь по-американски. Вспомните тюрягу из, например, 1 сезона сериала "Побег" или "Побега из Шоушенка" - такая же она и здесь. Местную банду из мусульман играют типичные латиноамериканцы, которых полно и среди охранников, а начальник этого "гулага" носит фамилию... угадайте с одной попытки... нет, не Сталин, а Хрущев. Ну просто ййееессс, как оригинально!.. Блин!
Также напрягает развязка. Раскрывать её интригу не стану, но когда вы увидите, что за план побега изобрели герои, то будете явно ошарашены тупорылостью здешней охраны и системой безопасности детсадовского уровня. "А что, так тоже можно было драпануть?!" - разумеется, вслух Кайл такого не скажет, но уж точно не раз подумает об этом в ходе побега.
***
В общем, если не обращать внимание на неистребимые голливудские клюкволяпы, сама по себе история топтания Кайлом зоны, где царит махровое беззаконие, а начальство развлекается зековскими боями без правил (никакого вам балета - сплошное ММА!), смотрится весьма драматично и напряженно. Да и в целом " В аду" можно без ложной скромности назвать одним из лучших фильмов Ван Дамма 2000-х. Тем более, что сам он здесь по-честному, без притворства и кривляния, пытается играть серьезную роль. И ведь играет же чертяка! По крайней мере доселе ни в одном своём фильме он ещё не загрызал своего противника зубами, а тут отчебучил и этакое. Так что можете ругать в "В аду" всё прочее, но только не Жан-Клода - в данном конкретном случае он действительно поработал на совесть, чем заслужил лишь уважение, а не презрение.