В предыдущей статье мы с вами рассмотрели события 8 марта 1814 года, когда началось сражение при Арси. Почти вся армия Наполеона побежала в самом начале сражения. Наполеон лично, на своём коне с саблей наголо, бросился останавливать бегущих...
И мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.
*
*
Итак, на дворе у нас 8 марта 1814 года. Мы с вами в окрестностях юго-восточнее города Арси на Оби, в 150 километрах от Парижа. Здесь развернулось новое Генеральное сражение, от исхода которого, вероятно, зависит исход всей кампании и судьба самого Наполеона. Невероятно, но французы не выдержали первого удара казаков и мощного картечного огня, и побежали. Наполеон лично остановил бегущих. Боевой дух солдат чудовищно низкий. Разве мог Наполеон предположить, что его «доблестная», «великая», «непобедимая армия» разбежится при первом ударе неприятеля.
В это самое время из города подошли резервы: лучшие воины Наполеона — Старая гвардия под командованием генерала Фриана. «Фриановцы». Эти не побегут, Наполеон в них уверен как в самом себе. Наверное, это последняя сила, на которую ещё может положиться император.
Однако здесь и сейчас решается судьба Наполеона, ускользает его власть, и императора это тревожит. Потерять жизнь он не страшится, но потерять власть... Наполеон лично возглавил «фриановцев» и ведёт их в бой. Лично командует и выстраивает гвардейцев под градом пуль и ядер. Наполеон не боится ни пули, ни ранения, ни гибели. Это мелочь, гораздо страшнее проиграть войну и попасть в плен. Его повезут в железной клетке через весь Париж. Парижане, — его подданные, которые недавно приветствовали его овациями на улицах столицы, будут плевать и бросать в него гнильё. А потом его будут долго держать в сырой темнице. Днем будет мучить едкая, разъедающая кожу, влажность, а ночью уничтожать дикий холод. Его будут водить на допросы, как последнего жулика, и будут судить как страшного, кровавого убийцу. И приговорят, несомненно, к смерти. И ожидание исполнения приговора будет страшнее самой ужасной пытки. И Наполеон будет ждать, ждать своей последней минуты. И вот его ведут на площадь, а народу «тьма» и толпа проклинает его. Эти глаза людей, извергающие ненависть, перекошенные злобой лица. А гильотина терпеливо ждёт его. Она словно живая, старая, мерзкая карга. Тихо «посмеивается» над ним. «Где же твоя империя, император?» — с насмешкой спрашивает она его, уродливым, беззубым ртом. С ума можно сойти. Гильотина ждёт Наполеона...
Нет! Такого конца своей жизни и врагу не пожелаешь. Уж лучше на поле битвы, погибнуть как благородный рыцарь.
Наполеон во весь рост стоит на поле сражения. Пули свистят, ядра летают, гранаты и бомбы взрываются. Ни одна пуля, ни одно ядро не коснулось императора, хотя солдаты вокруг гибнут десятками.
Но вдруг, что это! Совершенно неожиданно совсем рядом с Наполеоном разрывается граната. У самых его ног. Боже мой, возможно ли выжить после такого? Практически невозможно. Наполеона заволокло густым сизым облаком порохового дыма. Окружающие офицеры и солдаты видят эту картину; неужели император погиб?
Если бы Наполеон сейчас погиб, наиболее вероятно, что остатки французской армии сдались бы сразу, здесь же, на поле боя. Война сразу закончилась бы блистательной победой России и её союзников.
Но что мы видим. Пороховой дым рассеялся и пред нами предстаёт картина. Лошадь Наполеона мертва, она лежит на земле, передавив императору ногу. Солдаты и офицеры подбежали и освободили Наполеона. Императору помогли подняться. Наполеон размял тело и «пришёл в себя». На нём ни царапины! Вот так судьба.
*
В это самое время союзники развивают свой успех. Генерал Вреде бросает в бой свежие силы. Генерал поручает семи батальонам взять селение Гранд-Торси. Дело в том, что в этом селении располагается добротный мост через реку Об и овладение им было бы весьма кстати.
Командующий батальонами австрийский генерал Фолькман ведёт войска в бой против лучших французских войск. Сам Наполеон прискакал сюда, узнав об атаке на деревню. Теперь Наполеон лично руководит всеми войсками, причём на всех флангах. У деревни Гранд-Торси идёт жестокий бой.
Вреде занервничал. Победа ускользает из его рук. Он уже считал, что сражение выиграно, но Наполеон своим личным присутствием «всё испортил». Французы приободрились и дерутся изо всех сил. «Бегущих французских зайцев» сменили «разъярённые голодные тигры».
Генерал Вреде бросает к Гранд-Торси ещё три батальона из резерва. Деревня уже который раз переходит из рук в руки. Вот это битва! Земля усеяна телами бойцов, но верх одержать не может никто. Обе стороны неприятелей дерутся до последнего. Гвардейцы Наполеона знают своё дело, что тут ещё скажешь. Эти солдаты достойны уважения. Но и союзники храбры и стойки. Поэтому дело при Гранд-Торси приобрело такой накал и ожесточение.
Вреде бросает в бой ещё одну бригаду из резерва. Уже пятнадцать батальонов штурмуют Гранд-Торси. Деревня переходит из рук в руки. Казалось бы, захватывают союзники деревню, вот она, победа. Но нет. Французы врываются и выбивают союзников. Какой-то кошмар творится. Три часа продолжается «мясорубка». Снег в деревне уже давно сошёл от «кипящей» пролитой крови. Земля не принимает кровь и она «течёт ручьём», а конца боя не видно. Пал в бою французский генерал Жансен. У австрийцев погиб генерал Габерман, а офицеров и нижних чинов пало «бессчётно»...
Как закончится этот бой и что будет дальше, мы узнаем с вами, дорогие мои товарищи, в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...
>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.