Епископ Герберт не один раз говорил королю и его любимой:
- Дорогие мои самодержцы! Я все понимаю! Любовь есть великое чувство, ей все возрасты покорны. Но не все возможно в нашем мире, даже если влюбился сам король. Знаете, лет через двести родится замечательный поэт и мастер любовного письма по имени Абеляр. Он напишет о своей возвышенной любви к Элоизе, с которой его разлучит чуть более чем все: от расстояния до злых родственников с ножами. Вот давайте и вы тоже поступите как эта парочка: станете поддерживать связь с близкими на дальних расстояниях. А поэт потом вдохновится и роман про вас напишет. И все станут гордиться и, может быть, вас даже святыми назовут. А станете упорствовать – не посмотрю, что я вам кругом обязан: отлучу от церкви потому что вы близкие родственники по крови и по духу. Нечего было детей друг у друга крестить, раз в одну постель собрались забраться!
Но не в коня был корм, в смысле проповеди, которые пытался читать архиепископ доброго города Реймса своему королю Роберту. Этот Роберт хоть и остался в истории с милым прозвищем Благочестивый, в личной жизни отметился похождениями, из-за которых дело дошло до отлучения от церкви. А все потому что была в его жизни большая любовь и желание непременно жениться на любимой женщине.
Вообще, идея увести жену у своего главного врага и в наше время сложно назвать шедевром семейного и тем более государственного планирования. Что уж там говорить о раннем Средневековье. Тем более, что речь шла о персонажах, которые запросто могли выставить сотню-другую суровых мужиков с топорами и мечами, чтобы те объяснили, что посягать на честь их начальников не стоит, они к этому плохо отнесутся.
Представьте себя на месте отца этого героя.
Вы только что уговорили всех серьезных мужиков в королевстве, что королем можно избрать не тех, кого выбирали двести лет подряд – потомков Карла Великого. Все равно они от норманнов никого защитить не смогли. И все свои земли они нам уже раздали. Так зачем нам эти Каролинги! Давайте изберем меня – Гуго Капета! А я вам разрешу творить в своих владениях что хотите. Только не забудьте, что присягали мне и что я теперь король.
И тут, когда со всеми обо всем договорились, королевский сын Роберт выкидывает неожиданный номер, совершенно не вписывающийся в формат принятого правилами жанра: уводит жену у главного противника первых Капетингов – графа Блуа. И заявляет, что Берта Бургундская – любовь всей его жизни и если не она, то никто. И пусть вся династия Капетингов на мне и закончится.
Роберта уговаривал не жениться отец. Объяснял, что Берта - жена другого человека, что будет большая война, что по маменьке она – из Каролингов, а по папеньке вообще из кровных врагов и уже поэтому совершенно не сдалась королю из новой династии.
Роберта уговаривали не жениться священники. Герберт Орильякский чего только не говорил. В ответ нарвался на грубости, распускание слухов, что он чернокнижник (еще бы не чернокнижник, когда все ни читать ни писать не умеют, а он про какие-то арабские цифры постоянно рассказывает да астролябии делает. Колдун – однозначно). Более того, Роберт еще и прогнал Герберта с епископской кафедры в Реймсе.
На свою голову прогнал. Потому что Герберт уехал в Рим, а там его раз и избрали Папой римским. Не все же Борджиа на папский трон сажать, чтобы на Дзене через 500 лет стопятьсот историй про отравления которых не было, рассказали. Иногда в порядке исключения можно и умных людей выбрать. Вот как Герберта, который взял себе имя Сильвестр II. И тоже стал героем анекдотов. Только не как отравитель, а как колдун. Про такую штуку как математика и астрономия в 1000 году от Рождества Христова в Риме мало кто слышал. А вот про колдунов всем всегда и всё понятно.
В общем, против свадьбы были все.
И что же вы думаете?
Роберт и Берта все равно поженились. Нашелся священник, который за мзду малую решился их обвенчать.
Тем более, что первый муж Берты как раз очень своевременно отправился на небеса. И Берта выбрала Роберта опекуном сыновей. Ну а чтобы ему было удобнее опекунствовать – самое дело пожениться.
Казалось бы, отличная схема! Но как оказалось, нет. Эта отличная схема привела к войне с вассалами, отлучению от церкви и заявлению, что брак недействителен – разрешения на него папа римский не давал. Интересно, что Роберт и Берта были троюродными братом и сестрой, а потом, через пару-тройку веков двоюродные братья и сестры запросто женились, если это требовалось в государственных интересах и никаких римских пап это не смущало. Но тут дело дошло до отлучения. Потому что никому эта свадьба не нравилась. Слишком уж много на себе берет этот французский король. Да еще и женится по любви.
Кстати, как Роберт и грозил, что с потомством озадачиваться не станет, так и получилось. Несмотря на то, что жил с любимой Бертой. С детьми у них не заладилось. И из-за этого пришлось все-таки разводиться. Потому что и все графы и бароны против. И церковь настолько против, что дело дошло до отлучения. И детей нет. Всё оказалось против счастливой семейной пары.
Так что в итоге Роберт женился на другой.
Это был его третий брак.
В этом браке у него родились сыновья. В том числе и тот Генрих I, который потом, помня о приключениях батюшки, решил найти себе невесту в дальних краях, чтобы вот уж точно – не родственница. Так в Париже появилась Анна Ярославна.
Но душа к новой жене у короля Роберта не лежала ни капли. Тем более, что супруга попалась суровая. Настолько, что как-то одному нерасторопному барону, недостаточно низко поклонившемуся, поставила скипетром фингал под глазом. Поэтому Роберт продолжал надеяться, что может как-то все образуется и он продолжит жить с любимой Бертой в законном браке. Тем более, что династия продолжена, чего вам надо!
Он даже встретился с тем самым Гербертом, ставшим римским папой Сильвестром II и намекнул ему:
- Слушай, давай все забудем, ты закроешь глаза и обвенчаешь нас с Бертой потихоньку.
- Даже не думай! – ответил Папа, - Не все могут короли. Тебе написано на роду стать Благочестивым. Какая тут может быть Берта.
"...И я говорю - Послушай,
Чего б Ты хотел, ответь -
Тело мое и душу,
Жизнь мою и смерть,
Все, что еще не спето,
Место в твоем раю -
Только отдай мне ту,
Которую я люблю..."
Так и не поженились они законным образом. Остался Роберт Благочестивый как пример того, что не все подвластно королям.
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.