После того как Московское государство в начале XVII в. сокрушило располагавшееся по Оби и Иртышу Сибирское ханство, захватив его территорию, основав в западно-сибирских землях ряд опорных пунктов, началось активное проникновение русских первопроходцев, казачьих отрядов, купеческих караванов дальше на восток.
Сибирь с ее очень суровыми зимами, препятствующими широкому распространению земледелия, отдаленностью от древних торговых путей, была очень редко населена, и ее народы по уровню развития хозяйства и, соответственно, культуры сильно отставали от населения Европейской части России.
Основой хозяйства коренных народов Сибири были охота, рыболовство, оленеводство. Однако пушной зверь, в изобилии водившийся в сибирской тайге, которого местные жители умели мастерски добывать, являлся в старые времена источником одного из самых ходовых на международном рынке товаров – мехов. Пушнина имела огромную ценность и на Западе, и на Востоке. Русские купцы везли в Сибирь по торным путям и рекам высоко ценившиеся, в свою очередь, у местных народов железные инструменты, ткани, соль, порох и выменивали их на меха.
Разумеется, царские власти России заботились, прежде всего, о выгоде своих торговцев, укреплении влияния русского трона, пополнении царской казны. Одной мирной торговлей дело не ограничивалось, и царские воеводы одни сибирские племена уговаривали вступить в российское подданство обещаниями увеличить ввоз товара, предоставить защиту от врагов, другие просто покоряли силой. В итоге и добровольно присягнувшие русскому царю, и покоренные силой оружия племена попадали в целом в одинаковые колониальные условия, главным из которых было обязательство платить ясак – дань, в царскую казну. То есть, часть добытых шкур пушного зверя коренные сибиряки должны были безвозмездно отдавать занимавшихся сбором ясака царским чиновникам.
Несмотря на то, что Сибирь в несколько раз превосходила по территории собственно русские земли, уже к 40-м гг. XVII в. русские военные экспедиции, покоряя племена, жившие вдоль больших сибирских рек, и возводя деревянные укрепления-остроги (которые легко могли бы разрушить войска европейских стран, но не вооруженные луками и копьями с каменными наконечниками местные воины-аборигены), вышли к Охотскому морю.
Сибирь еще очень долго не была той полноценной и неотъемлемой частью Российского государства, которую мы знаем сейчас: русское население ее было немногочисленно и представлено в основном жившими при деревянных крепостях казаками, вступавшими в брак с женщинами из местных народов и заводившими от них детей, командированными из собственно России военными командирами и чиновниками, священниками, еще довольно редкими ссыльными поселенцами и совсем редкими добровольно решившими освоить неведомую землю крестьянами.
Русские поселения концентрировались возле расположенных вдоль рек деревянных укреплений, в которых размещались для контроля над покорностью местных племен гарнизоны – небольшие, но вооруженные огнестрельным оружием – безусловным аргументом в противостоянии с намного превосходящими колонистов в численности аборигенами. Сами русские крепости в Сибири тоже могли располагаться очень далеко одна от другой, связь между ними поддерживалась в основном по рекам: летом – на лодках, дощаниках и баржах, зимой – по льду на оленьих и лошадиных упряжках.
Между крепостями простирались обширные просторы тайги, в которой охотились местные жители. Но и их селения располагались обычно на значительном отдалении одно от другого, поскольку суровая тайга не могла прокормить слишком густое население.
Огромные территории, лежавшие в стороне от основных речных путей, оставались непокоренными, и там еще долго продолжали жить племена охотников и рыболовов, не знавшие притеснений со стороны царских воевод, обмана нечестных купцов, ни с кем не делившиеся против своей воли с трудом добытым богатством.
Владения российской короны протягивались от Урала до Тихого океана как бы вытянутыми извилистыми и разветвленными полосами вдоль крупных сибирских рек. Чем дальше от Европейской России и главного опорного пункта на пути в сибирскую глубь – города-крепости Тобольск, находился острог контролировавшей окрестные земли царской администрации, тем дольше и хуже была его связь с высшими властями, тем реже осуществлялся подвоз продовольствия, оружия, боеприпасов. Поэтому воеводы переманивали на службу воинов некоторых местных племен, вооружая их огнестрельным и стальным холодным оружием, в обмен на верность предоставляя их племени льготы при взимании ясака, организации торговли с русскими купцами.
Если было интересно, не забудьте про 👍 и (или) смайлик в комментариях. 😊Заглядывайте ещё. Пусть сбывается все хорошее!
Полная версия статьи на нашем сайте👇
Читайте в ленте👇
Электронная и бумажная версии книги о присоединении Чукотки к России здесь: https://ridero.ru/books/russko-chukotskie_voiny_zabytaya_drama_kolonialnoi_epokhi/