Нейроразнообразие — такой же факт, как и биоразнообразие. По некоторым оценкам, до 25% всего населения «нейроотличны», если мы включим в эту группу ряд нарушений — от аутизма до синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и далее до дислексии и диспраксии. Есть и такое мнение, что все мы составляем нейроразнообразие, потому что все разные.
Это цитата из книги "Искатели закономерностей" Саймона Барона-Коэна, британского психолога, специалиста по аутизму
В своей книге он довольно широко рассматривает эту тему.
Харви Блум, написавший одну из первых статей на эту тему, размышлял о том, что нейроразнообразие может быть так же важно с точки зрения эволюции, как разнообразие генома или биома: «Нейроразнообразие во всех отношениях представляется не менее необходимым для человечества, чем биоразнообразие для жизни вообще. Кто может сказать, какая из форм настроек мозга окажется наиболее эффективной в любой конкретный момент?»
Нейроразнообразие это не только норма и психические отклонения ( включая аутизм). Нейроразнообразие - это все разнообразие человеческих индивидуумов.
У одних людей доминируют вербальные способности, у других пространственные, некоторые более музыкальны, другие обладают математическим складом ума, а есть более общительные. Все эти типы мозга встречаются среди населения, и это далеко не исчерпывающий список. Мы видим, что многие дети правши, другие — левши, есть такие, кто одинаково хорошо владеют двумя руками, — и эти особенности отражают различия в настройках мозга. Какие-то дети обладают большей сенсорной чувствительностью, у других лучше развиты навыки физической координации, а кто-то страдает дальтонизмом. Список можно продолжать и продолжать.
Согласно исследованиям автора и его команды, аутичные люди и увлеченные систематизаторы обладают схожим типом мышления. В расширенном исследовании аутичных черт по всему миру (Big AQ Study), которое прошли около полумиллиона человек, и британском исследовании мозга (~ 600 тыс. человек) обнаружили, что наибольшие баллы получили люди с естественно-научным и техническим образованием по сравнению с представителями других профессий.
По их мнению, многие гиперсистематизаторы аутичны, но в постановке диагноза «аутизм» нуждаются только в том случае,
если они испытывают трудности в повседневной деятельности. Если человека поддерживают родители или партнер, помогая ему функционировать, диагноз может и не потребоваться. Точно так же диагноз может не иметь значения, если образ жизни хорошо сочетается с характеристиками аутизма (например, при самозанятости или внештатной работе, когда есть доброжелательные, терпимые соседи или коллеги). В диагнозе нуждаются только те, кто испытывает трудности из-за аутизма.
Автор предполагает ,что систематизаторы, которые способствовали эволюции человеческих изобретений в период от 70 000 до 100 000 лет назад, обладали аутичными чертами, и, вероятно, имели детей с признаками аутизма.
ярко выраженные систематизаторы (иногда их называют максималистами) ищут оптимальное решение для каждой возникающей проблемы, даже если на это уходит куча времени.
Максималисты — перфекционисты, поскольку они хотят оптимизировать систему.
Аутичные люди и гиперсистематизаторы без диагноза — представители лишь одного типа мозга из многих, и они могут выделяться среди других или испытывать трудности в жизни в зависимости от того, в какой среде находятся. Вот что однажды сказал мне один аутист из Дании:
Мы подобны пресноводным рыбам в морской воде. Поместите нас в соленую воду, и мы будем вертеться, страдать, бороться и, возможно, даже погибнем. Поместите нас в пресную воду, и мы будет процветать.