НА СНИМКЕ, который я посылаю в редакцию, изображен мой боевой друг, комиссар 448-го стрелкового полка Иван Иванович Куликов, человек беззаветной храбрости, преданности Родине. Таким он был, когда на новгородской земле совершил свой подвиг.
Он был любимцем, душой бойцов и командиров. Умел в самые трудные минуты подбодрить людей, вселить в них твердую уверенность в победе над врагом. Комиссарская деятельность Куликова была направлена на цементирование боевого коллектива. Он хорошо знал труды Ленина, всегда опирался на них в докладах и беседах, которые проводил в окопах переднего края. С воодушевлением комментировал Куликов крылатое ленинское выражение: «Ту Россию, которая освободилась, которая... выстрадала свою советскую революцию, эту Россию мы будем защищать до последней капли крови!»
В одном из жестоких боев гитлеровцам удалось ворваться в траншеи полка. И когда наступила решительная минута, из окопа выскочил комиссар Куликов.
— За Родину! За партию! Ура-а-! — пронесся над траншеями его громовой голос.
Бойцы поднялись вслед за своим комиссаром в штыковую атаку. Завязалась беспощадная рукопашная схватка. Ни на шаг не отставали от комиссара лейтенант Чухустов, парторг Пузанов, офицер штаба Деменко, стрелки коммунисты Тюленев и Южин.
— Комиссар убит! — вдруг пролетело над полем боя.
Еще сильнее разгорелась схватка. Из нее наши воины вышли победителями.
Тяжело переживал полк гибель своего комиссара.
— Лучше бы меня убили, а комиссар жил, — говорил в санбате со слезами на глазах капитан Карань.
Вся дивизия с болью восприняла эту утрату. Имя Ивана Ивановича было близко каждому. Воины мстили врагу за смерть комиссара. Сотни захватчиков нашли себе могилу на советской земле.
Возникла мысль построить в память комиссара боевой танк. В своем обращении воины писали:
«Мы, бойцы и командиры подразделения офицера Луганова, начали сбор средств на строительство танка «Иван Куликов». За один день собрали 18.725 рублей. Мы обращаемся с призывом ко всем бойцам и командирам нашей дивизии начать сбор средств на строительство танка «Иван Куликов». Пусть это грозное оружие уничтожает смертоносным огнем гитлеровских разбойников».
Скоро в Госбанк поступила от воинов необходимая сумма.
Подвигу комиссара Куликова посвятил свое стихотворение офицер А. Жалдыбин, которое опубликовала газета 397-й стрелковой дивизии «За Родину» 15 октября 1942 года.
Были там такие, может быть, неумелые, но искренние строки:
Он там, где битва закипала.
Где бой идет, жестокий бой!
Он на врага в атаку смело
Всех увлекает за собой...
«До самого Берлина пронесли воины полка память о своем комиссаре, — свидетельствует генерал-лейтенант в отставке Ф. Лисицын, бывший начальник политотдела 1-й ударной армии. — Его образ воодушевлял на подвиги, помогал легче переносить тяготы ратного пути. Воины полка, в котором воевал Куликов, расписались на стенах рейхстага. Среди имен победителей они вывели и имя любимого комиссара».
Память о комиссаре увековечена на его родине. В городе Калязине на Калининщине ныне есть улица, которая носит имя Ивана Куликова. Его имя присвоено пионерским отрядам константиновской школы, а также городской средней школе № 5, где учился герой. Не забыт подвиг Куликова и там, где оборвалась его жизнь.
Если кому доведется побывать в Залучье, рядом с Великим Селом, — остановитесь у братской могилы и поклонитесь тем, кто жизнью своей одарил нас мирной радостью нашей, чистым небом над головой!
А. ЯХОНТОВ, ветеран Великой Отечественной войны (1975)
☆ ☆ ☆
Читайте также: