Два года — не такой уж большой срок, когда ты работаешь над новыми правилами Формулы-1. И переворот в правилах 2026 года будет даже больше, чем в 2022 году. Потому что он влияет и на пилотирование, и на машину. Новые правила двигателя определяют, как будет выглядеть машина. Это связано с тем, что концепция силовых установок кардинально меняется.
Правила гибридных силовых установок широко известны. Архитектура двигателя внутреннего сгорания не сильно изменилась. Минимальный вес установлен на уровне 130 килограммов, турбокомпрессора – 12 кг. MGU-K должен весить не менее 16 кг, а аккумулятор — 35 кг. В результате общий вес составит 193 килограмма, что на 23 процента больше, чем сейчас.
Помимо использования 100-процентного экологически чистого топлива, доля электроэнергии почти утроена. Тогда от аккумулятора поступит 350 вместо 120 киловатт. Однако для рекуперации 475 л.с. доступен только MGU-K. MGU-H, черпающий энергию из избыточной энергии выхлопных газов, больше не требуется.
Это оказывает влияние на остальную часть машині. Каким-то образом батарея должна надежно снабжаться энергией на каждом круге. Классической рекуперации кинетической энергии в диапазоне частичных нагрузок двигателя недостаточно. Кроме того, топливо необходимо расходовать для выработки электроэнергии. Эксперты предполагают, что из 100 килограммов топлива, которые будут доступны в гонке, около 30 кг пойдут на зарядку аккумулятора.
Еще одной проблемой является большой вес силовых агрегатов нового поколения. Нынешние машины весят 798 килограммов и слишком тяжелы. С учетом дополнительного веса нового двигателя без принятия контрмер масса может превысить 800 кг.
Однако недавно FIA заявила, что хочет снизить общий вес машин на 50 кг. Технический директор Ф1 Пэт Саймондс считает эту цифру очень оптимистичной, но видит хорошие шансы снизить вес как минимум на 20 кг на первом этапе.
Минимального веса может вообще не быть. Сторонники этого есть и в FIA, и в Ф1. Строгие краш-тесты FIA, с одной стороны, и ограничение бюджета, с другой, предотвратят превышение требований безопасности и взрывной рост затрат.
Затем техническим отделам придется решить, сколько денег вложить в гарантированное время прохождения круга (вес) или теоретическое (аэродинамика). Сезон 2022 года показал, что этот баланс может быть весьма привлекательным. «Alfa Romeo» показала себя непропорционально хорошо благодаря легкой машине, в «Red Bull» оказался хуже, чем могла бы на самом деле обещать отличная аэродинамика из-за дополнительного веса.
Однако директор FIA Николас Томбазис и Саймондс по-прежнему обеспокоены тем, что некоторые команды могут зайти слишком далеко. Чтобы исключить риск, необходимо ввести минимальные стандарты. Однако в качестве первого шага было бы возможно снять ограничение по весу компонентов силовых установок. Здесь также ограничение затрат защищает от дорогостоящей гонки вооружений. Единственным риском при слишком легкой конструкции будут дефекты, но немного больше непредсказуемости пойдет на пользу спорту, который сейчас теряет в популярности из-за доминирования одной машины.
В любом случае: диски будут тяжелее, чем сегодня, даже без минимального веса. Вы должны вставить это в остальную часть машины. Коробка передач должна иметь только шесть передач вместо восьми. Машины и шины становятся меньше. Ширина должна сократиться с 200 до 190 сантиметров, а колесная база — с нынешних 360 до 340 см. Саймондс даже думает, что 330 см возможны, но сталкивается с сопротивлением со стороны некоторых команд.
Уменьшение площади и объема затрагивает и крылья. Эксперты подсчитали, что прижимная сила снизится на 40 процентов. Активная аэродинамика призвана еще больше снизить сопротивление воздуха на прямых, чтобы машинам не приходилось слишком долго «плыть» для зарядки аккумулятора. Моделирование показало, что с учетом всех факторов машины все равно вряд ли будут медленнее.
Хорошей новостью является то, что обгоны станут проще без искусственных средств. Инженеры планируют небольшое изменение концепции, которое уже обсуждалось для машин 2022 года, но затем было отложено на второй план. Саймондс пока не хочет раскрывать, что это такое в подробностях. Все что он говорит это то, что в будущем гонщикам будет намного проще следовать за другой машиной впереди.