Вопрос о том, что разделяет дизайн и искусство, является весьма запутанным, и неоднократно обсуждался в течение долгого времени.
Дизайн и искусство имеют одну и ту же основную характеристику: оба они характеризуют эстетическую ценность для производства чего-либо. Баланс, композиция, текстура и т. д. объединяются, чтобы показать человеческому взору прекрасное изображение, этот компонент всегда принадлежал дизайну и искусству.
ХУДОЖНИКИ И ДИЗАЙНЕРЫ СОЗДАЮТ ВИЗУАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ, ИСПОЛЬЗУЯ ПРИ ЭТОМ ОБЩУЮ БАЗУ ЗНАНИЙ, НО ИХ ЦЕЛИ АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ
Различия между художниками и дизайнерами заключаются в их взглядах на своего зрителя, вызванных разницей в целях, которые они преследуют. В искусстве художника не волнует, что будет видеть зритель, искусство можно рассматривать как исторический маркер или даже представлять то, что люди чувствуют в определенное время, но, в конце концов, основа искусства изначально исходит от самого художника. Дизайнер видит зрителя по-другому и пытается соответствовать его ожиданиям. Личное мнение дизайнера не является базовым, его мнение больше направлено на то, чтобы угодить всем.
Если дело касается искусства, то зрителю нужно сделать все возможное, чтобы понять тайный смысл произведения искусства. Искусство кажется кодом, только люди, желающие его расшифровать, узнают, что художник пытается скрыть за этим прекрасным изображением. Это заставляет людей по-разному интерпретировать искусство, потому что кажется, что искусство спрашивает о мнении зрителя.
С другой стороны, в дизайне необходимо четко указать, какое значение имеет каждый цвет или форма, присутствующие в дизайнерской работе, смотреть на дизайн почти так же, как читать роман. История была ясно изложена в этом произведении. Вот почему люди всегда будут понимать один и тот же дизайн, поскольку именно в этом и заключалась цель дизайна.
Искусство должно удовлетворять прежде всего духовные потребности, дизайн — физические и физиологические (трудно представить себе эстета, зашедшего в туалет просто для того, чтобы полюбоваться унитазом) и только потом, после того — эстетические.
Художник может работать «по вдохновению», даже не имея конкретного заказчика, писатель может писать «в стол», в надежде на последующую публикацию — художественные произведения могут годами и десятилетиями ждать своего заказчика; художник может писать картины, создавать скульптуры «для себя», повинуясь внутренней потребности, архитектор, владеющий современными технологиями проектирования и ориентирующийся в перспективных технологиях строительства, может проектировать «города будущего» такими, какими он их желает видеть — и только дизайнер не имеет возможности «попроектировать в свое удовольствие», ему всегда нужны конкретные условия и технологии производства, строго определенный круг потребителей, перечень материалов для тиражирования и список стандартных изделий и узлов, обязательных к применению в проектируемом объекте.
ХОРОШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ВДОХНОВЛЯЕТ ХОРОШИЙ ДИЗАЙН МОТИВИРУЕТ
Произведения искусства выполняют нематериальные задачи: волновать чувства, будить эмоции, вызывать различные состояния души, стимулировать развитие идей.
Произведения дизайна несут утилитарные функции, т.е. сообразуются исключительно с практической пользой или выгодой. Практичные, прикладные функции: закрытие грязного пятна на стене — это не функция картины, а следствие использования свойства непрозрачности холста не совсем по назначению.
Как правило, процесс создания произведения искусства начинается с нуля, с пустого холста. Произведение искусства проистекает из представлений, мнений или ощущений художника. Художники создают произведение искусства, чтобы разделить свои чувства с остальными, позволяют зрителям учиться у него или вдохновляться им.
Наиболее известными (и успешными) произведениями искусства сегодня являются те, которые устанавливают самые сильные эмоциональные связи между художником и его аудиторией.
Художника оценивает зритель — чем оригинальнее автор, чем необычнее его произведения, тем быстрее его запомнят, тем больше внимания он к себе привлечет, в деятельности художника главное — непохожесть на других и неповторимость произведения.
Напротив, когда дизайнер собирается создать что-то, у него почти всегда есть отправная точка, будь то сообщение, изображение, идея или действие.
Работа дизайнера не состоит в изобретении чего-то нового, а состоит в комбинировании чего-то для определенной цели.
Целью является мотивация аудитории делать что-то: купить товар, воспользоваться услугой, посетить место, получить определенную информацию. Наиболее успешными являются те дизайны, которые эффективно передают идеи дизайнера и мотивируют потребителей выполнить какую-нибудь задачу.
ХОРОШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ИНТЕРПРЕТИРУЕТСЯ. ХОРОШИЙ ДИЗАЙН ПОНЯТЕН
Еще одно различие между искусством и дизайном состоит в том, как смысл каждого из них интерпретируется соответствующей им аудиторией.
Хотя художник выражает свою точку зрения или эмоции, это не означает, что точка зрения или эмоция имеет одно значение.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЛЮДЬМИ ПО-РАЗНОМУ, ПОТОМУ ЧТО ОНО ПО-РАЗНОМУ ИНТЕРПРЕТИРУЕТСЯ
Произведение искусства существует не столько как физический объект, сколько как наше представление о нем и его роли в нашей духовной жизни. Мона Лиза с точки зрения объективной реальности — это 200 граммов краски, размазанных по холсту, а вот с точки зрения духовной — мировой шедевр живописи.
Картина Да Винчи «Мона Лиза», была истолкована и обсуждалась на протяжении многих лет. Почему же она улыбается? По мнению ученых, это иллюзия, созданная вашим периферийным зрением. Романтики говорят, что она влюблена. Скептики говорят, что нет никаких причин и оснований ее улыбки. Никто из них не прав.
Дизайн же имеет противоположный смысл. Многие скажут, что если дизайн можно будет каким-нибудь образом «толковать», то дизайнер потерпит неудачу в своих целях. Произведения дизайна — сугубо реальные, физические объекты, используемые множеством людей независимо от их убеждений, духовных пристрастий, настроений (эстетические впечатления от созерцания красивой авторучки отходят на «десятый план» по сравнению с раздражением от ее физического несовершенства, например, некачественного письма).
Фундаментальной целью дизайна является передача идей дизайнера пользователю и его мотивация делать что-то.
Если ваш дизайн передает идею отличную от той, что вы намеревались передать, и ваш пользователь делает какое-нибудь действие, исходя из этой полученной идеи, тогда дизайн не удался. При хорошем дизайне пользователю передаются точные идеи дизайнера.
ХОРОШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ ВКУСА, ХОРОШИЙ ДИЗАЙН – ЯВЛЯЕТСЯ МНЕНИЕМ
Произведение искусства судят мнением, а вкус регулирует мнение.
Дизайн несет в себе элемент вкуса, но разница между хорошим и плохим дизайном во многом дело вкуса.
Хороший дизайн может все еще быть успешным, даже если он вам не по вкусу. Если он выполняет свою цель, понятен и мотивирует людей делать что-то, тогда хороший он или нет, это дело вкуса.
ХОРОШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА — ЭТО ТАЛАНТ, ХОРОШИЙ ДИЗАЙН — МАСТЕРСТВО
Как насчет способностей художника и дизайнера?
Чаще всего, у художника есть природные способности. Конечно, с самого раннего возраста художник растет рисуя, занимается живописью, скульптурами и развивает свои способности.
Но истинная ценность художника заключается в его таланте (или врожденных способностях), с которым он родился. Хорошие художники, конечно же, имеют способности, но художественные навыки без таланта, пожалуй, бесполезны.
Однако, дизайн — это способность, которой учат и которой учатся. Вам не нужно быть великим художником, чтобы быть великим дизайнером; вам всего лишь нужно будет учиться хорошему дизайну.
Некоторые из самых уважаемых дизайнеров в мире известны своим минималистическим стилем. Они не используют много цветов или текстур, но они уделяют много внимания к размеру, позиционированию и расстояниям между элементами дизайна, чему можно научиться без врожденного таланта.
В работе дизайнера показателем мастерства служит тиражируемость его произведения без потери эстетических и утилитарных качеств (т.е. чем полнее удовлетворенность потребителя при пользовании произведением дизайна, тем более профессионально «сработал» дизайнер), при этом степень отличия данного продукта от других аналогичных не важна, только качество.
Почему наличие таланта в определенной области лучше, чем степень, навык или квалификация. Есть отличный способ показать это с помощью небольшого теста.
Сейчас вы научитесь новому НАВЫКУ, получите некоторый опыт, а затем увидите, как человек с небольшим талантом может добиться гораздо лучших результатов, чем человек с навыками и опытом… вот так:
Посмотрите на головоломку ниже:
Человек
_______________
Борт
Если вы еще не разобрались, то там написано: «Человек за бортом». Все просто, суть навыка в следующем:
Посмотрите на положение первого слова и его позиционное отношение ко второму слову.
Итак, вы научились НАВЫКУ… теперь вам нужен некоторый опыт, чтобы научиться этому.
Разум
_______________
Материя
Это легко, используя обучение, которое вы получили в начале. Разум находится над словом «Материя», и это работает так: «Разум превыше материи». Но что происходит, когда что-то выходит за рамки вашей подготовки?
Сказка
_______________
Дать
Этот немного отличается. Используя ваше обучение, вы были бы правы, говоря, что эта фраза звучит так: «Сказка над дать», но здравый смысл подсказывает вам, что это не совсем правильно, и реальный ответ: «Дать подсказку».
Теперь вы начинаете понимать, как такие личные качества, как здравый смысл или талант, могут дать совершенно иной – и лучший – результат, чем тот, кто слепо следовал правилам или обучению. Вот в чем дело: вы просто не можете подготовиться ко всем переменным в каждой конкретной работе, а талант – это то, что отличает выдающихся людей от среднестатистических. Талант позволяет им находить правильные решения, когда происходит что-то необычное.
И последний пример, который действительно докажет эту мысль.
Вы получили некоторое обучение, у вас есть некоторые навыки и опыт, и вы сумели решить проблему, для которой вы не были обучены. Но что происходит, когда вы видите что-то, что не соответствует критериям вашей подготовки или навыков? Например:
Нофелет
Обучение, которое вы получили ранее, не поможет вам решить эту проблему, и у вас еще нет опыта в этом вопросе. Люди с ТАЛАНТОМ к словесным головоломкам легко смогут решить эту головоломку: «Телефон».
Можно предложить более сложные словесные головоломки, но суть такова:
Обучение и опыт не помогут вам далеко продвинуться. Вы не можете научиться таланту. Не обязательно иметь формальное образование в какой-либо отрасли, но талант позволит добиваться результатов, которые могут менять эту отрасль.
Талант объясняет, почему некоторые люди становятся звездами в своей работе, а другие терпят неудачу. Многие специалисты по персоналу верят, что для достижения лучших результатов необходимо дополнительное обучение, хотя иногда лучшее, что можно сделать, — это привлечь больше талантов.
ХОРОШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ПЕРЕДАЕТ ВСЕМ РАЗНЫЕ СООБЩЕНИЯ, ХОРОШИЙ ДИЗАЙН ПЕРЕДАЕТ ВСЕМ ОДНО И ТО ЖЕ СООБЩЕНИЕ
Много дизайнеров считают себя художниками, потому что они создают что-то визуально привлекательное.
Но визуальная композиция призвана выполнить конкретную задачу, передать определенное сообщение. Вне зависимости от того, насколько дизайн прекрасен, это не произведение искусства. Дизайн — это форма общения, просто окошко, в котором содержится сообщение, информация.
Немногие художники называют себя дизайнерами, поскольку они, судя по всему, лучше понимают разницу. Художники не создают свои картины для продажи товара или продвижения услуги. Они создают ее исключительно для самовыражения, чтобы она могла быть просмотрена и оценена другими. Сообщение, если мы даже можем его так назвать, это не факт, а чувство.
ПОЧЕМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (ДПИ) — ЭТО НЕ ДИЗАЙН:
– несмотря на тиражируемость произведений ДПИ, каждый предмет «тиража» индивидуален (вазы, декоративные статуэтки, аэрография);
– в каждом произведении ДПИ присутствует большой процент ручной работы (художественная — пусть даже механизированная — роспись, швейные или вязаные элементы, аппликация, лепнина);
– главным назначением произведения ДПИ является декорирование (т.е. украшение) чего-либо, ценность такого произведения определяется теми же критериями, что и произведений «чистого» искусства;
– это «что-то», что украшается произведением ДПИ и определяет его философскую «несамостоятельность»: данное искусство всегда к чему-то приложено, что-то оттеняет, на чем-то лежит, размещается не само по себе, а внутри или возле чего-либо (узор на ткани, лепнина на карнизах, компьютерный моддинг, электрочайник с ручной росписью);
– утилитарная функция, присутствующая практически во всех произведениях ДПИ, вторична по отношению к образу изделия (ковш для воды с хохломской росписью ценен не тем, что им удобно зачерпывать воду, а тем, что это именно хохломская роспись; такие произведения ДПИ иногда и вовсе вешаются на стены как украшение);
– как правило, любое произведение ДПИ имеет своего автора (или хотя бы авторскую группу — дымковская игрушка, палехские шкатулки) и территориальную или историческую локализацию (уральские малахитовые изделия, советский агитационный фарфор);
– каждое произведение ДПИ несет гносеологическую и историческую ценность с момента создания (а произведения дизайна — только по прошествии большого промежутка времени), по ним можно изучать культуру быта, эстетические предпочтения и традиции соответствующих этносов;
– произведения ДПИ являются аксиологическим, а не статусным объектом для их владельцев (коллекционер ДПИ в глазах коллег и соседей — любитель народного искусства, культурный человек; владелец нескольких iPADов или iPHONов — сноб, который не знает, куда деньги девать);
– произведения ДПИ (в отличие от образцов дизайна) в любом государстве считаются частью культурного наследия, носителями эстетических ценностей, отражающими общий уровень развития общества (ископаемые украшения — ценность, телевизор 1980 года — мусор).
Виды дизайна и искусство:
– графический дизайн — наиболее близок к превращению в разновидность современного изобразительного искусства (или наоборот — не так далеко ушел от искусства «художественного оформления»?). Существенная часть современных произведений графического «дизайна» — это либо искусство иллюстрации и шрифта, либо стандартная плоскостная компьютерная графика. А ведь уже есть и компьютерная живопись (чудеса Photoshop’а), и компьютерные программы, самостоятельно генерирующие «художественные» изображения. Так где граница между графическим дизайном и компьютерным оформлением полиграфической продукции? В прошлом веке этот вид технико-эстетической деятельности назывался «Промышленная графика и упаковка» и никто не считал её искусством. Тиражирование машинным способом без потери эстетических качеств есть — вроде бы дизайн; присутствует большое количество «ручной» работы (иллюстрации, в том числе и компьютерные) — значит, искусство? Каждый потребитель получает одинаковые экземпляры произведения — значит, дизайн? Потребителя интересует, кто автор этого произведения — искусство! А удобочитаемость набора, шрифтов, модульная сетка присутствует — дизайн! Вывод: графический дизайн — это пограничная область между технико-эстетической деятельностью (дизайном) и искусством художественного оформления. Сдвиги в ту или в другую сторону возможны, графическому дизайну совсем не обязательно становиться искусством — он и так на 50% искусство.
– дизайн среды — в современном виде утратил некоторые специфические черты технико-эстетической деятельности: тиражируемость не приветствуется (как заказчиком, так и самими авторами), новизна и оригинальность формы — практически отсутствуют (в формировании образа участвуют произведения других специалистов — архитекторов, инженеров, строителей, дизайнеров и художников: мебель, окна, двери, электроарматура и приборы освещения — это промышленный дизайн; драпировки стен, занавеси — ДПИ; обои, рисунок отделочных материалов — графический дизайн; скульптуры, картины — изобразительное искусство). В чем творчество «дизайнера» среды? В грамотном подборе наполнения интерьера, перепланировке помещений путем воздвижения перегородок и передвижки стен (если они не несущие). Работы с формой практически нет — не дизайн и не искусство (и там и там новая форма — одна из целей работы). Работа с различными стилями — искусство. Использование объектов промышленного производства — дизайн. Применение различных видов декора — искусство. Применение функционального анализа перед проектированием — дизайн. Известность автора, отсутствие патентов на новизну, компилятивность большинства проектных решений — искусство. Вывод: современный средовой дизайн на 75% является искусством художественного декорирования.
– дизайн одежды — в сущности, это современное «прочтение» искусства портных и белошвеек. Если говорить о моде Haute Couture, это занятие всегда было искусством по всем признакам (см. выше), кроме того, что образцы шьются с применением машинной техники — в этом «дизайн от кутюр» — родственник ДПИ. Теоретически можно тиражировать любые образцы мастеров этого жанра, но это не делает их произведениями дизайна (функциональность, т.е. утилитарные качества этих вещей, часто близки к нулю — представьте их на себе в офисе, к примеру, или на уличном перекрестке, на автобусной остановке). Эти произведения не предназначены для быта, это не рабочая и не функциональная одежда, ее основное назначение — удивить и поразить, запомниться вместе с автором… Другое дело — Pret-aporter. Прежде всего, это модели ГОТОВОЙ одежды, спроектированной и сшитой для широкого круга потребителей. Разрабатывая модели прет-а-порте, авторы обязаны учитывать все эргономические характеристики большой социальной группы потребителей, их культурные, профессиональные, эстетические предпочтения — все признаки дизайна налицо. Это же касается и разработки рабочей, детской, специальной одежды. Станет ли когда-нибудь дизайн одежды искусством? Только в том случае, если ее производство станет рентабельным при тираже… 1 штука. В этом данный вид дизайна близок к промышленному. Вывод: дизайн одежды разделен на две неравных части — одежда Haute Couture — это искусство, разработка образцов Pret-a-porter — технико-эстетическая деятельность, собственно дизайн, разновидность промышленного.
– промышленный дизайн — именно тот вид проектной деятельности, который и породил собирательный термин «дизайн» для всех видов технико-эстетической деятельности. Изначально назывался промышленным искусством. В сущности, общего у дизайна с искусством немного: оперирование эстетическими категориями (правда, в применении к технике) и использование художественных приемов изобразительного искусства в создании образов (и «донесении» их вида до заказчика путем дизайнерской «подачи» внешнего вида). Чтобы промышленный дизайн стал искусством, необходимо нивелировать те отличия, о которых шла речь в начале. Когда предмет, произведенный промышленным способом в одном экземпляре будет на 100% удовлетворять функциональные, эргономические, эстетические потребности одного человека за вполне доступную цену, и при этом будет спроектирован самим этим человеком («для себя любимого») и рентабелен в производстве, а все прочие члены общества смогут создавать то же самое, только для себя — именно тогда дизайн станет видом актуального технического искусства.
Искусство – перспективное занятие для зарабатывания денег. То, как люди видят искусство, уже изменилось: от строгих и жестких требований к тому, чтобы некоторые произведения считались искусством.
Дизайн родился из искусства, которое произвело революцию в современности и больше заботилось о перспективах общества.
Читайте также: