Тысячи лет человек и море живут на одной планете. Да-да, море тоже живое! Оно всегда разное — неповторимое, манящее, опьяняющее, околдовывающее. Однажды увидев море, невозможно его позабыть, к нему возвращаешься снова и снова, о нём тоскуешь в разлуке и считаешь дни до встречи! Оно забирает душу, иногда постепенно, проникая день за днем, год за годом в твои мысли, сны и мечты. Иногда это происходит мгновенно, как любовь с первого взгляда, и тогда нет сил с ним расстаться. Оттого о море сложено столько стихов и поэм, создано огромное количество картин, еще больше написано книг, читая которые страстная любовь к морю пленяет тебя навсегда.
Кто же они — создатели таких произведений о море и моряках, которые уже не одно столетие занимают почетные места на книжных полках в каждой уважающей себя библиотеке, которым отводят лучшие полки в книжных магазинах и которые однажды поселившись в наших домах уже никогда его не покидают, а передаются подрастающим потомкам?
Создатели книг о морских приключениях и путешествиях, которые испытали на себе нрав морской стихии, совершив морское плавание или путешествие:
1. Фредерик Марриет
Родившийся на исходе XVIII века в Англии, в семье коммерсанта и члена Парламента, Фредерик Марриет с детства мечтал о морских просторах, несколько раз пытался убежать в море на корабле, пока, наконец, родители позволили ему в 14-летнем возрасте поступить на службу в Королевский флот в качестве мичмана. За время службы ему довелось участвовать в морских сражениях с французской эскадрой, спасать упавшего за борт мичмана, захватывать суда в Средиземном море. Позже ему пришлось побывать на Бермудах, командовать фрегатом, обнаруживать скрытые подводные опасности и мели вокруг острова Мадейра и Канарских островов. Вскоре он ушел в отставку и посвятил остаток жизни созданию целой серии книг о морских приключениях: «Мичман Изи», «Корабль-призрак», «Приключения Ньютона Форстера». Скончался он в возрасте 56 лет. А его дочь Флоренс Марриет стала известной писательницей и опубликовала «Жизнь и письма» своего отца.
2. Оливье Глу, он же Гюстав Эмар
Родился во Франции в 1818 году. Воспитывался в приемной семье, из которой в возрасте примерно 12 лет сбежал из дома и поступил юнгой на корабль. Приплыл в Патагонию, затем отправился в Северную Америку, где вел жизнь золотоискателя и траппера. В 1835 году поступил на службу в военно-морской флот, откуда дезертировал четыре года спустя во время остановки в Чили. Позже вернулся во Францию, спустя несколько лет отправился в Латинскую Америку, откуда вернулся в 1881 году. Через два года с диагнозом «мания величия» он оказался в психиатрической больнице, где и скончался в том же году в возрасте 64 лет. В России был очень популярен, его романами зачитывались Николай Гумилев, Александр Грин, Самуил Маршак. Наиболее известные его произведения: «Морские цыгане», «Капитан флибустьеров», «Золотая Кастилия», «Береговое братство»
3. Жюль Верн
Сложно даже представить себе, сколько поколений выросло на книгах этого писателя: «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», да разве можно их все перечислить?! И пусть в 1839 году 11-летний Жюль предпринял неудачную попытку сбежать из дома и устроиться юнгой на корабль, и был вовремя перехвачен отцом, но в венах будущего писателя текла кровь кораблестроителей и судовладельцев с шотландскими корнями, а значит, голос моря нашептывал ему свои истории, знал, что лучше Жюля Верна никто не изложит их на бумаге, никто другой не даст им настоящую жизнь. Родной дядя писателя совершил кругосветное плавание, рассказывал о своих впечатлениях племяннику, и образ дяди Жюль Верн запечатлел в некоторых произведениях. Жюль Верн говорил:
«Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».
Писателю удалось совершить морское путешествие в Англию и Шотландию, затем в Стокгольм. Позже вместе с братом он совершил путешествие из Ливерпуля до Нью-Йорка. У Жюля Верна было несколько яхт, на которых он много путешествовал и на одной из которых у него был свой «плавучий кабинет», где он создал немало замечательных произведений.
Кроме того, Жюль Верн написал серьезный труд: «Всеобщую историю географических открытий».
Творчество Жюля Верна оказало влияние на Рэя Брэдбери, сказавшего что «все мы так или иначе дети Жюля Верна», а также на Ивана Ефремова, Антуана де Сент-экзюпери, Франсуа Мориака, Фритьофа Нансена, Юрия Гагарина и многих других. Скончался писатель в 1905 году в возрасте 77 лет от последствий сахарного диабета.
4. Эмилио Сальгари
Родился в 1862 году в Вероне, в мелкобуржуазной семье торговца текстилем Луиджи Сальгари. С юных лет мечтал стать моряком и отправиться в путешествия по морю.
Закончил мореходное училище в Венеции, собирался стать капитаном дальнего плавания, но не прошел по конкурсу — в школе Сальгари учился посредственно, также имел проблемы со здоровьем. Тем не менее он нанялся на судно в качестве матроса и прошел на корабле по Адриатике. После этого в 1881 году он вернулся домой и устроился журналистом и посвятил себя созданию приключенческих романов.
Перу Сальгари принадлежит 84 романа и более 150 рассказов, которые выделяются в различные авантюрно-приключенческие циклы, выстраивающиеся в различные повествовательные вселенные (в том числе некоторые очень успешные, такие как «Сандокан», «Янес де Гомера» и «Черный Корсар»). Наиболее известные произведения писателя — цикл о Сандокане (собирательный образ малайского правителя Сандакан на Борнео, боровшегося с английскими колонизаторами) и Черном Корсаре — были неоднократно экранизированы в итальянском кино, телевидении и мультипликации.
Ценителями творчества Сальгари были Федерико Феллини и Умберто Эко, популярен он во многих страна хмира, в том числе Испании, Португалии, в странах Латинской Америки, где писатели Габриэль Гарсия Маркес, Исабель Альенде, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда свидетельствовали, что читали его в детстве и юности. Популярен он и в России. Эмилио Сальгари называли «итальянским Жюлем Верном». К сожалению, литературный труд не мог обеспечить устойчивое финансовое положение семьи писателя (у него было четверо детей), к тому же в семье одно несчастье происходило за другим: отец писателя покончил с собой, жена попала в психиатрическую лечебницу, где и скончалась. Не вынеся всего этого, Эмилио Сальгари в возрасте 48 лет в 1911 году покончил с собой так, как поступают японские самураи.
5. Герман Мелвилл и его «Моби Дик, или Белый кит»
Американский писатель Герман Мелвилл родился в 1819 году в семье относительно благополучного нью-йоркского коммерсанта. Однако благополучие длилось недолго. Дела торговой фирмы шли все хуже и хуже, росли долги. В 1830 году отец Мелвилла был вынужден закрыть свою контору в Нью-Йорке и перебраться в маленький городок Олбани. Это не спасло его от полного банкротства. Два года спустя, не выдержав нервного потрясения, он сошел с ума и вскоре умер.
Детство Мелвилла было сумрачным и окончилось рано. В тринадцать лет он бросил школу и поступил рассыльным в нью-йоркский банк. Еще не достигнув совершеннолетия, он перепробовал целый ряд профессий: служил клерком в меховой компании, учительствовал, плавал матросом на «Св. Лаврентии», совершавшем регулярные рейсы на линии Нью-Йорк — Ливерпуль, вновь учительствовал и, наконец, не найдя другой работы, отправился в четырехлетнее плавание на китобойном судне «Акушнет». Именно так: не из страсти к романтике, как утверждают некоторые историки литературы, не из любви к приключениям, а просто не найдя другой работы. Отправляясь в этот рейс, Мелвилл уже знал, что морская романтика — понятие весьма относительное, особенно романтика китобойного промысла. Основу жизни матросов китобойца составляли изнурительный труд, смертельный риск, палочная дисциплина, недостаток еды и пресной воды, болезни и томительное однообразие корабельного быта. Дезертирство было явлением, широко распространенным среди матросов китобойного флота. Недаром капитаны, уходившие в море на несколько лет, старались как можно реже заходить в гавани для пополнения запасов воды и продовольствия.
Рейс «Акушнета» не был исключением. Когда через три с половиной года этот корабль вернулся в Нью-Бедфорд, на борту его оставалось менее половины матросов, отправившихся в плавание. Не было среди них и Мелвилла, который дезертировал во время стоянки корабля у одного из Маркизских островов.
Начались приключения. Покинув «Акушнет», Мелвилл оказался пленником каннибальского племени тайпи, обитавшего на острове Нукухива. Через месяц ему удалось бежать от гостеприимных людоедов на австралийском китобойце «Люси Энн». Спустя два месяца команда «Люси Энн» взбунтовалась во время стоянки у берегов Таити. Мелвилл вместе с другими матросами попал в тюрьму. Примерно через месяц Мелвилл совершил побег. Перебравшись на соседний остров Эймео, он завербовался на австралийский китобоец «Чарльз и Генри». Спустя полгода он был списан с корабля на Гавайских островах, где бродяжничал несколько месяцев, живя случайными заработками. В августе 1843 года Мелвилл поступил матросом на военный фрегат «Соединенные Штаты», зашедший в Гонолулу. Плавая на фрегате, Мелвилл побывал в Вальпараисо, Каллао, Лиме, Рио-де-Жанейро, потом в октябре 1844 года возвратился в Нью-Йорк, и военно-морское ведомство отпустило его с миром.
Мелвилл вернулся домой без гроша в кармане, но с огромным запасом впечатлений. С морем было покончено навсегда. Мелвиллу исполнилось двадцать пять лет. Пришлось начинать сухопутную жизнь. У него не было ни средств, ни профессии, ни перспектив. Единственное его достояние составлял опыт минувших лет и талант рассказчика. Мелвилл взялся за перо.
Его первая книга «Тайпи», основанная на «каннибальском эпизоде», имела шумный успех. Благосклонно была принята и вторая — «Ому». Одна за другой выходили его книги: «Марди», «Редберн», «Белый бушлат», «Моби Дик, или Белый Кит», «Пьер», «Израиль Поттер», «Шарлатан», повести, рассказы. «Моби Дик» — это роман о Человеке и о человечестве. «Тайпи» и «Ому» в глазах американской критики сороковых годов XIX века были всего лишь занимательным рассказом о пленении автора каннибалами и о жизни на Таити. В «Редберне» видели описание рейса в Ливерпуль на «Св. Лаврентии», роман «Белый бушлат» представлялся воспоминанием о службе на военном фрегате «Соединенные Штаты». Кроме того, Герман Мелвилл написал три поэмы и несколько десятков стихотворений, но они были опубликованы уже после смерти автора.
К сожалению, современники не поняли и не оценили лучших его произведений.
Обремененный долгами и многочисленным семейством, писатель был вынужден забросить литературный труд и поступить на службу в нью-йоркскую таможню чиновником по досмотру грузов. Смерть его в 1891 году прошла незамеченной…
В книге «Белый бушлат» Мелвилл написал просто пророческие строки: «Но, моряк ты или не моряк, для всякого уготовлен в жизни его мыс Горн».
В двадцатые годы XX столетия американские историки литературы, критики, а за ними и читатели «открыли» Мелвилла заново. Были переизданы произведения, печатавшиеся при жизни писателя. Увидели свет рассказы и стихи, отвергнутые в свое время издателями. Вышли первые собрания сочинений. По книгам Мелвилла были поставлены кинофильмы. Его образами стали вдохновляться живописцы и графики. Появились первые статьи и монографии о забытом авторе.
Мелвилл признан классиком литературы, а его роман «Моби Дик, или Белый Кит» величайшим американским романом XIX века. Роман несколько раз был экранизирован. Первый раз — в 1956 году английский режиссер Джон Хьюстон снял фильм «Моби Дик» по сценарию, написанному им самим вместе с Рэем Брэдбери. Главную роль капитана Ахава сыграл знаменитый Грегори Пек. Фильм получил несколько премий за лучшую режиссуру.
В 1998 году Грегори Пек вновь снялся в мини-сериале «Моби Дик», продюсером которого стал Фрэнсис Форд Коппола, режиссером — Фрэнк Роддэм, но уже в роли проповедника отца Мэпл, за которую получил «Золотой глобус». Фильм также получил множество наград, а у зрителя появилась возможность сравнить обе экранизации.
В 2010 году роман экранизировали в США, и XXI век внес свои коррективы в сюжет. Как по мне, то к произведению Германа Мелвилла новая экранизация почти не имеет отношения, но может быть кому-то понравится и эта версия. Но есть еще замечательный анимационный фильм «Моби Дик», совместного производства России и Великобритании, снятый в 1999 году и завоевавший премию «Ника».
Повесть «Тайпи» была экранизирована всего один раз — в 1958 году был снят американский приключенческий фильм «Заколдованный остров». Надеюсь, что эта книга дождется наконец такого режиссера, который вдохнет в нее жизнь, и мы еще увидим и оценим талант Германа Мелвилла и всё, что ему пришлось пережить.
6. Роберт Льюис Стивенсон
Наверное, нет человека, который никогда не слышал об «Острове сокровищ», не прочел эту замечательную книгу, а кроме нее еще и «Похищенного», и «Потерпевшие кораблекрушение», и многие другие, автором которых является Роберт Льюис Стивенсон. Родившийся в Эдинбурге (Шотландия) в 1850 году, высшее образование получил в Эдинбургском университете, где учился на инженера. В 1871 году получил серебряную медаль на конкурсе Шотландской академии за работу «Новый вид проблескового огня для маяков», а значит тоже имел непосредственное отношение к морям и океанам. В 1879 году совершил путешествие в Сан-Франциско, а в следующем году из Нью-Йорка в Ливерпуль, после чего написал книгу очерков «Эмигрант-любитель».
В 1887 году писатель с семьей отправился в плавание по южным морям, в результате которого на свет появилась очень любопытная книга под названием «В южных морях». В 1890 году поселился на Самоа, где прожил оставшиеся несколько лет из отпущенных ему судьбой 44 лет.
7. Редьярд Киплинг
В 1865 году в Бомбее, на тот момент Британской Индии, родился будущий автор «Книги джунглей». В пятилетнем возрасте он совершил свое первое путешествие на корабле из Индии в Англию, куда его отправили родители для обучения в пансионе, как было принято в те времена. Пройдет каких-то 12 лет, и он совершит обратное путешествие из Англии в Индию, туда, где родился. Карьера военного не состоялась по причине плохого зрения, и Киплинг стал работать журналистом в редакции местной газеты. Спустя семь лет он совершает еще одно долгое путешествие из Индии через Бирму, Сингапур, Гонконг, Японию, через Тихий океан в Сан-Франциско. Спустя несколько месяцев, в том же году, Киплинг пересекает Атлантический океан и прибывает в Англию. Почти кругосветное путешествие!
Вероятно, результатом этого путешествия стали стихотворные сборники «Семь морей», «Белые тезисы» и повесть «Отважные мореплаватели». Позже будет написана книга путевых очерков «От моря и до моря» — очень интересная! В 1936 году Редьярд Киплинг умер и был похоронен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве рядом с Чарльзом Диккенсом
Возможно, вам тоже будет интересно узнать, что автором знаменитого стихотворения «За цыганской звездой», прозвучавшем в сокращенном виде в к/ф Эльдара Рязанова «Жестокий романс», является Редьярд Киплинг, а в стихотворении есть такие очень красивые строки, не прозвучавшие в фильме:
"Так вперед! — за цыганской звездой кочевой —
К синим айсбергам стылых морей,
Где искрятся суда от намерзшего льда
Под сияньем полярных огней.
Так вперед — за цыганской звездой кочевой
До ревущих южных широт,
Где свирепая буря, как Божья метла,
Океанскую пыль метет."
8. Джон Гриффит Чейни, он же Джек Лондон
В 1876 году родился Джон Гриффит Чейни, которого весь мир знает как Джека Лондона. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это имя? У меня «Морской волк» и «Мартин Иден». А ведь есть еще и «Рассказы южных морей», и «Путешествие на «Ослепительном», и «Мятеж на "Эльсиноре"» и многое другое.
Жизнь, полная лишений. Наверное, это самая краткая характеристика того, как сложилась судьба писателя. Началось всё с тяжелого детства: жизнь с отчимом, ранняя смерть отчима и необходимость самому зарабатывать на жизнь в том возрасте, когда надо бы ходить в школу, ловля устриц на продажу, затем борьба с браконьерами в составе «рыбацкого патруля». Дальше — матрос на промысловой шхуне по ловле морских котиков, плавание к берегам Японии и Баренцева моря. Первые попытки в литературе. В годы русско-японской войны — военный корреспондент. В 1907 году — кругосветное плавание на судне «Снарк», построенном по чертежам самого Джека Лондона. К сожалению, кругосветное плавание пришлось прервать из-за болезни автора, но зато на свет появилась книга «Путешествие на "Снарке"». Роман «Мартин Иден» — это почти автобиография, отразившая тот сложный путь рождения талантливого писателя, которого окружают сплошные посредственности, не желающие разглядеть и распознать настоящего художника слова, не дающие ему шанса заявить о себе. Мартин Иден погибает, погибает трагически, как, собственно, и его автор, в самом расцвете сил. Всего 41 год прожил Джек Лондон, но оставил после себя замечательные произведения, полные приключений, волнующих и захватывающих.
9. Жан-Мари Эдик, он же Жорж Блон
Родился в 1906 году в Марселе, там же получил образование инженера-кораблестроителя, а значит очень хорошо знал историю взаимоотношений человека и моря, которые блистательно описал в своих замечательных книгах: «Великий час океанов», «Пираты, флибустьеры, корсары», «Пираты Флибустьерского моря», «Одиссея авианосца "Энтерпрайз"». Последнее издание «Великих тайн океанов» от издательства «Азбука» невероятно шикарное, наконец-то эти книги получили достойное оформление! Окончил писатель свой жизненный путь в Париже в 1989 году в возрасте 82 лет, но его замечательные книги продолжают жить и радовать своих читателей.
10. Артур Конан Дойл
Отец Шерлока Холмса успел испытать на себе все прелести и капризы морской стихии. Будучи врачом по профессии, в 1880 году в качестве корабельного врача он провел 8 месяцев в арктических водах на борту китобойного судна! Впечатления от арктического плавания легли в основу рассказа «Капитан "Полярной Звезды"». Через два года Конан Дойл совершил плавание к Западному побережью Африки. А как мы зачитывались его «Марракотовой бездной».
11. Константин Михайлович Станюкович
Разве мог родиться в каком-то другом месте, а не в Севастополе тот, кто прославился своими произведениями на темы из жизни военно-морского флота! В 1843 году у Михаила Николаевича Станюковича, адмирала, коменданта севастопольского порта и военного губернатора города, родился сын Константин. Когда началась героическая оборона Севастополя, Константину было 11 лет, он исполнял обязанности курьера при отце, видел Нахимова и Корнилова. И, конечно, потом была учеба в Морском кадетском корпусе, первые литературные опыты и желание поступить в Петербургский университет. Но отец был категорически против этого и отправил сына в 1860 году в кругосветное путешествие на винтовом корвете «Калевала».
Гамбург, Лондон, остров Ява. Там — лихорадка, лазарет. Затем плавание в акватории Тихого океана, плавание в Сан-Франциско, затем в Сайгон. Довелось наблюдать Станюковичу покорение Индокитая французами. Свои впечатления от путешествий писателя запечатлел в замечательной книге «Вокруг света на "Коршуне"». Наконец, в 1864 году после долгой борьбы с отцом, Станюкович выходит в отставку в чине лейтенанта. Начинается нелегкая в материальном отношении жизнь писателя, попытки найти какую-нибудь службу, позволившую бы содержать семью и заниматься любимым делом — сочинительством. И кто знает, если бы отец в свое время не принуждал сына к службе на флоте, смогли бы появиться такие произведения как «Морские рассказы», «Беспокойный адмирал», «Два брата», «В мутной воде», «Пассажирка», принесшие ему мировую славу? Ведь только испытав все тяготы морской службы, можно было создавать такие реалистичные произведения о жизни моряков, из-за которых его книги подвергались беспощадной цензуре, запрещались, но зато тепло принимались читателями!
По повести «Пассажирка» в 2008 году режиссер Станислав Говорухин снял великолепный фильм с одноименным названием.
Последнее пристанище Станюкович нашел на чужбине, в 1903 году, в Неаполе, где лечился в клинике и мечтал вернуться в Россию. Не сложилось…
12. Дмитрий Васильевич Григорович
В 1822 году в Симбирском уезде родился будущий русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович. Учился в Санкт-Петербургском инженерном училище, затем в Академии художественной. Многие из вас в детстве читали написанный им рассказ «Гуттаперчевый мальчик». В 1858–1859 годах по поручению морского министерства («... Изощряйте вашу наблюдательность и передавайте на бумагу как можно более правдиво и живописно ваши впечатления. Статьи ваши будут печататься в "Морском сборнике"») совершил путешествие вокруг Европы на корабле «Ретвизан», в результате которого оставил очень интересные воспоминания об этом путешествии, которые так и называются: «Корабль "Ретвизан". Из записной книжки"».
Эти воспоминания отличают тонкая наблюдательность автора и блестящий стиль. Тем более эти наблюдения ценны, что сделаны сугубо гражданским человеком, которому всё было внове, всё интересно, что происходит на самом военном корабле и вокруг него. Скончался писатель в возрасте 77 лет на заре нового XX века.
13. Иван Гончаров и его «Фрегат "Паллада"».
В 1812 году в Симбирске родился Иван Александрович Гончаров, будущий автор знаменитых романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Мог ли Гончаров предположить, что ему, сугубо гражданскому человеку, чиновнику департамента внешней торговли министерства финансов, переводчику иностранной переписки судьба даст уникальный шанс — совершить кругосветное путешествие на военном парусном корабле?! В октябре 1852 Гончаров был назначен секретарем адмирала Путятина, возглавившим экспедицию. Цель русской экспедиции — установление политических и торговых отношений с Японией, а также инспекция русских (тогда еще) владений в Северной Америке, на Аляске. Задача Гончарова — оказывать помощь в переговорах как переводчик, вести делопроизводство, вести летопись экспедиции.
С первых же дней экспедиции Гончаров начал вести подробный путевой журнал, материалы которого стали основой его знаменитой книги «Фрегат "Паллада"».
Экспедиция продолжалась почти два с половиной года, Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Высадившись в 1854 году на берегу Охотского моря, в Аяне, Гончаров проехал сухим путем через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года. Появление такого рода книги для России XIX века было уникальным явлением, а для нас является редким и интересным историческим и литературным памятником, запечатлевшим реально происходившие события.
14. Алексей Силантьевич Новиков, он же Алексей Силыч Новиков-Прибой
В 1877 году в Тамбовской губернии родился Алексей Новиков. В 22 года был призван на военную службу, изъявил желание служить на флоте. Он — матрос Балтийского флота, затем — Тихоокеанского. Участвовал в Цусимском сражении, попал в японский плен. В плену решил запомнить и записать всё пережитое, собирал материал, с ним делились воспоминаниями такие же пленные, как и он. В 1906 году вернулся из плена и опубликовал два очерка о том, что пережил в плену.
Очерки сразу же запретили, поскольку еще до русско-японской войны Новиков был арестован за революционную пропаганду, а после публикации ему пришлось перейти на нелегальное положение и бежать за границу. За годы эмиграции с 1907–1913 годы плавал матросом на судах торгового флота, побывал во Франции, Испании, Северной Африке. Благодаря Горькому свой первый крупный рассказ опубликовал под псевдонимом А. Прибой.
Позже стал подписывать свои произведения как Новиков-Прибой. Пережитое им в цусимском сражении нашло отражение в его главном произведении — романе «Цусима». Но не только его впечатления легли в основу книги. Дав объявление в газету с призывом поделиться с ним своими воспоминаниями о пережитом во время сражения, откликнулись более 300 человек. Этим и уникальна книга, основанная на огромном фактическом материале, личных переживаниях и исторических документах — это портрет России времен русско-японской войны.
15. Александр Степанович Гриневский, он же Александр Грин
Вы никогда не бывали в «Гринландии»? А в «Зурбагане»? Вы несчастный человек! Немедля отправляйтесь туда! А вместо билетов берите с собой произведения Александра Грина «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» и вообще все, какие найдете, без них вы туда просто не попадете!
В 1880 году в Вятской губернии родился Александр Гриневский, будущий создатель «Алых парусов». С детства любил книги о путешествиях и мечтал убежать из дома, стать моряком. Но судьба уготовила ему настолько сложный и трудный путь, что не знаю, как вообще можно было перенести все трудности и испытания, выпавшие на его долю… Моряком он всё-таки стал, в 16 лет. Устроился матросом и плавал по маршруту Одесса-Батуми-Одесса, побывал и в Александрии, в Египте. Но морской романтикой там и не пахло, только тяжелый ежедневный труд.
Грин простился со своей детской мечтой, и дальше началась круговерть профессий и жизненных испытаний, среди которых были и революционная деятельность, и аресты, и ссылки, и литература, которая и оказалась его истинным призванием. К читателю его произведения шли долго и трудно. Их запрещали, осуждали, приклеивали ярлык космополитизма, но его произведения всё равно возвращались к своим читателям. Творчество Грина настолько своеобразно, кажется что вот это как будто Эдгар По, а вот тут как будто Роберт Стивенсон, или нет — это же фэнтэзи?! И снова нет! Грин уникален, оттого у него и только у него есть и Зурбаган, и Гренландия. Обязательно побывайте там, если еще не были. И туда всегда хочется вернуться, в его «Блистающий мир».
16. Валентин Саввич Пикуль
В 1928 году родился тот, кто дал возможность побывать в прошлом без всякой машины времени, без телепортации и прочей фантастической дребедени. Как он это сделал? Он написал такие исторические романы, в которых все участники событий обрели плоть и кровь, характер, реальность — ТАК исторические романы до него не писал никто. Это Валентин Пикуль, переживший год Ленинградской блокады, курсант школы Юнг на Соловках, штурманский электрик на эскадренном миноносце «Грозный», курсант военно-морского училища, начальник «секретного» отдела водолазного отряда, диспетчер пожарной части, вольный слушатель литературного кружка и, наконец, автор романов «Слово и дело», «Фаворит», «Пером и шпагой», «Океанский патруль», «Моонзунд», «Реквием каравану PQ-17».
Можно спорить о литературном стиле его исторических произведений, но его «морская» проза — это то, что он пережил, прочувствовал и смог донести до читателя нисколько не приукрашивая и не преуменьшая всё, что видел.
Его «Моонзунд» и «Реквием каравану PQ-17» получили и вторую жизнь — кинематографическую.
17. Тур Хейердал
«Кон-тики», «Тигрис», «Ра» — звучит, как название секретной операции. Или пароль. Пароль к путешествиям и открытиям. На самом деле это названия экспедиций, которые придумал и осуществил с командой единомышленников норвежский археолог, путешественник и писатель Тур Хейердал. Решив проверить некоторые исторические версии о возможности путешествий через Тихий океан в древности на примитивных плотах, тростниковых лодках, о том, как и кем мог быть населен остров Пасхи и многие другие гипотезы, Тур Хейердал совершил уникальные экспедиции, о которых написал несколько книг: «В поисках рая», «Аку-Аку», «Мальдивская загадка», «Остров Пасхи: разгаданная тайна» и другие. Несмотря на то, что эти экспедиции происходили в XX веке, в веке XXI их читать не менее интересно. Читайте и совершайте открытия вместе с автором книг.
За рамками этой статьи осталось еще бесчисленное море имен писателей, посвятивших свою жизнь морю и литературе, создавших прекрасные произведения.
Одна из самых жестоких писательских трагедий — трагедия непризнания и забвения. Читатель — вот кто может спасти от такой трагедии множество имен, если будет искать и находить в литературном море настоящие сокровища, сохранять их и рекомендовать другим.
У каждого из нас есть свое, собственное море, которое только ты увидел, и только ты знаешь, каким оно может быть.
Ну а море — море умеет ждать, ждать встречи с нами.
Текст: колумнист LiveLib Виктория Лебедева