Из истории балов в России
Бал (лат. ballo — танцую) как явление культурной жизни впервые появился в России в начале XVII века при царе‑самозванце Лжедмитрии I. В Европе он был важным элементом развлекательной культуры высшего общества. Однако признания и распространения на русской почве бал в то время не получил, а с падением Лжедмитрия I и вовсе был забыт.
Балы в России возродились в XVIII веке, и вплоть до начала XX века они являлись неотъемлемой частью жизни не только высшего, но и всего светского общества. По свидетельству историков, они были введены Петром I после его возвращения из‑за границы в 1717 году как первая форма нового общественного церемониала, установленного первым русским императором.
Балы стали основой ассамблей, введённых высочайшим указом 1719 года. Прочно войдя в состав придворного церемониала, они распространились и за пределы императорского двора. Балы в России устраивались по случаю различных государственных или иных праздников круглый год (за исключением постов) как в обеих столицах, так и в провинции. Местом их проведения служили дворцы императорской семьи или дома и усадьбы богатых и знатных вельмож, либо сословные клубы дворянства и купечества, либо вокзалы (первоначально — места для гуляний). Бал, объединяя лиц одного сословия, но разделенных социальной иерархией, например чиновников различного ранга, запрещал демонстрацию сословных различий.
Бал под руководством церемониймейстера был подчинен определённому церемониалу, особенно строгому в присутствии на балу императора или членов императорской семьи. Гости приезжали на бал по специальным приглашениям, их численность достигала нескольких сотен, а то и тысяч человек.
Помимо танцевальной программы, в специально отведённых и богато украшенных залах были приготовлены различные развлечения, игры, лёгкое угощение и изысканный ужин. Иногда бал использовался для обсуждения деловых вопросов, если это в обычной обстановке не представлялось возможным. На государевых балах могли обсуждаться и некоторые политические и дипломатические вопросы.
С течением времени русская традиция проведения балов менялась и дополнялась новыми веяниями. Начиная с XIX века большую популярность в обществе приобрели костюмированные балы, маскарады, похожие на западноевропейские карнавалы, но с истинно русским размахом и весельем. Такие балы и маскарады давали возможность каждому приглашённому, одетому в костюм и в маске, общаться друг с другом легко и свободно, без различия чинов и званий, позволяли проявить выдумку, продемонстрировать отменный вкус, блеснуть умом.
Пришедшее с балом понятие бальной культуры оказало огромное влияние на облик светского человека. Соблюдение этикета, культуры речи, правил поведения за столом и культуры еды, хорошие манеры, уважение к старшим, галантность по отношению к даме, умение правильно и культурно со вкусом одеваться, двигаться, хорошо танцевать означали человека учтивого и хорошо воспитанного.
Бал исключил одну из жёстких российских традиций — запрет на появление женщины в публичных местах, вне женского пространства, и её общение с мужчиной.
Балы способствовали проникновению и популяризации в российском обществе лучших образцов отечественной и зарубежной музыкальной культуры и культуры танца. Именно танец на музыку из произведений русских или иностранных композиторов являлся основным элементом бала. Владеть искусством танца с детства был обязан каждый хорошо воспитанный человек.
Введение Петром I шахмат и шашек в качестве игрового элемента бальной культуры сделало заимствованные из Европы игры очень популярными в русской среде.
Со второй половины XIX века популярность в обществе приобрели также публичные благотворительные балы и маскарады в пользу нуждавшихся, бедных, больных, детей‑сирот, воинов‑инвалидов. Если устройство бала вообще было обязанностью для человека высшего общества, то участие в благотворительных балах и маскарадах являлось его нравственным долгом. Благотворительные балы с обязательной платой за вход, лотереями, базарами и аукционами давались с разрешения правительства. Согласно указам они проводились в определённые дни один раз в год, если устроителями выступали благотворительные общества и заведения, и гораздо чаще, до шести раз в год, если таковыми являлись Петербургское и Московское дворянские благородные собрания. Сбор пожертвований строго контролировался.
В начале XX века, эпоху войн и революций, изменений настроения в обществе, балы и маскарады устраивались всё реже. Так, последний придворный костюмированный бал состоялся в Петербурге в 1903 году. Как вспоминал о нём великий князь Александр Михайлович, «...лицо империи резко изменилось. Новая враждебная Россия смотрела через громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочёл записку в тексте приглашения, согласно которой все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Ники хотел вернуться к славному прошлому своего рода». Бал прошёл с большим успехом. Бальная эпоха в России, начавшись отказом от прошлого, завершалась возвращением к традициям допетровских церемоний.
Последний придворный бал состоялся в 1904 году, всего за несколько
дней до начала русско‑японской войны. Первая мировая война и революции 1917 года поставили окончательную точку в истории балов в России.
Полный текст см.: Елена Дремова «Из истории балов в России» // Мир Музея. 2013. № 10. С. 28 - 34.
Музей-заповедник «Царицыно»
1. - К. Робертсон. Портрет княгини З. И. Юсуповой. 1840 – 1841. ГТГ.
2. - П. В. Вильямс. Эскизы мужских костюмов к балету С. С. Прокофьева «Золушка». 1945 год. Государственный академический Большой театр России.
3. - Неизвестный художник. Сборы на бал в купеческом доме. Россия. XIX в. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени.
4. - На первой странице обложки октябрьского номера журнала Мир Музея за 2013 год: А. В. Николаев. Князь Андрей и Наташа на балу. 1971 – 1975. Музей‑панорама «Бородинская битва».
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2013 #Москва #Царицыно #русскийбал #историярусскогобала #настоящиеценностибудущего #знание