Как известно, взятие Казани русскими войсками под руководством Ивана Грозного 2 октября 1552 года – это завершение аж третьего Казанского похода. Именно во второй день октября состоялась битва внутри города – но это был результат уже пятой по счёту осады Казани (за 28 лет).
Интересно, что ещё в начале 1552 года между Москвой и Казанью шли переговоры о мирном присоединении, а казанцы просили Ивана Грозного прислать своего воеводу – вместо хана. В марте Шах-Али вынужден был покинуть Казань (по воле самих горожан), и в город был направлен русский воевода.
В итоге же его не пустили – при этом часть знатных горожан, которые вели переговоры, остались на стороне русских.
Не открыли же ворота жители Казани, как считается, из-за разошедшегося слуха, что русский воевода планирует устроить погром. С учётом, что и Шах-Али покинул город после того, как казнил многих "несогласных" – видимо, это как-то повлияло на "общие страхи" казанцев.
Нужно сказать, что сторонников присоединения к Русскому государству в Казани было немало – это была крупная политическая сила внутри Казанского ханства.
Однако решение захлопнуть ворота перед воеводой, которого сами и попросили прислать, кончилось тем, что Иван Грозный взял город силой.
А вот в качестве иллюстрации предлагаем фрагмент картины Григория Угрюмова, написанной, как считается, не позднее 1800 года – по заказу Павла I для Михайловского замка. Она называется "Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань". Так что на картине – Иван Грозный, обратите внимание на то, как его рисовали в конце 18-го века.
На первой картине (в начале заметки) – тоже образ интересный. Всё же привычный нам по масс-медиа образ Ивана Грозного – совершенно другой, согласитесь.
А вот на абзац выше – миниатюра "Битва за Казань" из лицевого летописного свода Ивана Грозного, который создан, как принято считать, в период 1568—1576 годов специально для царской библиотеки – в единственном экземпляре. Обратите внимание на лица защитников Казани – кажется, они ничем не отличаются от нападающих на город воинов.