Скульптура в виде гигантского наперстка на стопке пуговиц, в память о районе в Торонто, известном швейными производствами.
В наш век готового платья далеко не все женщины занимаются рукоделием как в прежние времена. И не в каждом доме найдется такая вещица как наперсток. С незапамятных времен рукодельницы и модистки во время шитья надевали на палец наперсток, чтобы защитить его от уколов иглы.
Бронзовый наперсток из раскопок в Херсонесе, Византия, XII век, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Наперстки часто дарили женщинам в качестве сентиментальных подарков, поскольку они символизировали женское трудолюбие и добродетель. Швейные принадлежности, такие как ножницы, иголки, наперстки и футляры для них, которые до появления одежды фабричного производства использовались для шитья одежды, также украшались согласно веяниям моды своего времени. Некоторые наперстки прошлого были не просто утилитарной вещью или красивой безделушкой, иногда они имели личное или романтическое значение, либо отражали публичные события, такие как королевские коронации.
Серебряный позолоченный наперсток, украшенной эмалированной сканью, Нюрнберг, 1570-1600 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Верхняя часть наперстка снимается, под ней находится стеклянная вставка, под которой виден геральдический узор: три белых круга на красном щите.
Наперсток, железный, точеный, первоначально позолоченный, Италия, 1670-1700 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Серебряный наперсток с наконечником из сердолика, Англия, около 1780-1820 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
До 1870 года замужние женщины в Британии по закону не могли владеть собственностью независимо от своих мужей. Небольшие предметы, подобные этому наперстку, зачастую были единственными вещами, которые они могли назвать собственными. Многие из них были очень декоративными и замысловато изготовленными, указывающими на богатство и статус своих владельцев. На этом экземпляре сбоку выгравированы инициалы NP.
Английские фарфоровые наперстки XIX века из коллекции музея Виктории и Альберта.
Золотой наперсток в футляре, Англия, около 1730-1780 гг., из Коллекции британских монархов.
Оригинальный футляр в виде ореха из дерева в серебряной позолоченной оправе с флаконом, воронкой, складной лопаточной и наперстком из слоновой кости, длина 3,8 см, из Коллекции британских монархов.
Футляр из слоновой кости в золотой оправе с бирюзовой эмалью, в наборе с ножницами, шилом, лопаточкой и наперстком, длина 9,3 см, из Коллекции британских монархов.
Серебряный позолоченный наперсток, покрытый филигранной сеткой с эмалями, верхняя часть инкрустирована verre églomisé с изображением золотого щита с черным цветком, Германия, около 1800-1825 гг., из коллекции Лувра.
Золотой наперсток, украшенный эмалью, Германия, 1587г., из коллекции Лувра.
Позолоченный медный наперсток, украшенный эмалированными цветами, Германия, XIXвек, из коллекции Лувра.
Серебряный наперсток, фирма «Henry Griffith & Sons», Бирмингем, 1897=1898 гг., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Людей, коллекционирующих наперстки, называют дигитабулистами. В Великобритании коллекционирование наперстков стало популярным в период проведения Всемирной выставки 1851 года, когда были выпущены наперстки в честь выставки, проходившей в Хрустальном дворце в Гайд-парке в Лондоне.
Серебряный наперсток в память о Великой выставке 1851 года, Англия.
В XIX веке многие наперстки делались из серебра, но серебро слишком мягкий металл и его легко проткнуть стальной иглой. Эту проблему решил Чарльз Хорнер, создав наперстки, состоящие из стального сердечника, покрытого серебром внутри и снаружи, так что они сохранили свою эстетику, но стали более практичными и долговечными. Он назвал свой наперсток Доркас в честь христианской святой. Она жила в портовом городе Иоппия, расположенном на месте сегодняшнего Тель-Авива. Деяния святых описывают ее как женщину, известную добрыми делами, в том числе, шитьем одежды для бедных. Когда она умерла, вдовы ее общины призвали святого Петра, который находился в соседней Лидде. В доказательство ее милосердия ему показали сшитые ею одежды, и, согласно библейскому повествованию, тот воскресил ее из мертвых.
Наперсток Доркас, XIX век.
Серебряный наперсток, украшенный эмалью, Англия, XIX век.
Наперсток из мейсенского фарфора, XIX век.
Золотой наперсток, украшенный эмалью, Персия, XIX век.
Золотой наперсток, украшенный эмалью, Франция, 1738–1744 гг.
Золотой наперсток с наконечником из сердолика, украшенный жемчугом и изумрудами, Германия, около 1860 г.
Золотой наперсток, украшенный жемчугом и розовым кораллом, Англия, около 1860 г.
Серебряный наперсток в память о бракосочетании королевы Виктории и принца Альберта, украшенный их профилями, Англия, около 1840 г.
Набор для шитья из серебра с наперстком, Германия, XVIII век.
Серебряный наперсток, украшенный бирюзой, Англия, XIX век.
Серебряный футляр с двумя золотыми наперстками, фирма H. Matthews, Birmingham, 1901 г.
Пара серебряных позолоченных наперстков с наконечниками из лунного камня, украшенных геометрическим узором из белой и голубой эмали, Скандинавия, около 1900 г.
Золотой наперсток, украшенный эмалью и бриллиантами, Англия, около 1860 г.
Наперсток из слоновой кости и стали, Франция, XIX век.
Серебряный наперсток с бархатной подкладкой в виде ведерка для подвески на шатлен, Бирмингем, 1900 г.
Шатленом называли женское украшение в виде цепочки с зажимом, к которому крепили в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелёк, часы, ножницы, печати и так далее.
Шатлен в стиле Людовика XIV из золота с эмалью в виде фигурного зажима с подвесным флаконом из горного хрусталя, бонбоньеркой и футляром с наперстком, ювелир Жан-Марк-Антуан Экоссе, Париж, 1762 г.