Поэт и драматург Томас Элиот написал такие строчки:
«Теперь мой ясен путь и суть его проста —
И дверь для искушений заперта.
Последнее звучало всех подлее:
Творить добро, дурную цель лелея»
(Томас Стернз Элиот. Убийство в соборе. Перевод В. Топорова).
В Библии нетрудно найти людей, которые «творили добро, дурную цель лелея». Ирод сказал волхвам, где искать Иисуса (что само по себе похвально), но сказал потому, что хотел найти младенца и убить Его (Мф. 2:7, 8, 16). Иуда приветствовал Иисуса поцелуем, знаком любви, но сделал это, чтобы облегчить опознание тем, кто пришел Его арестовывать (Мф. 26:48, 49). Анания и Сапфира принесли деньги и положили их к ногам апостолов, чтобы помочь более нуждавшимся братьям и сестрам (Деян. 5:1-11). Но печально то, что сделали они это, «дурную цель лелея»: из желания вызвать восхищение у других христиан.
Глава 6 Евангелия от Матфея начинается с предостережения: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (ст. 1). Или, как сказано в Восстановительном Переводе, «Но остерегайтесь творить свою праведность перед людьми с тем, чтобы они смотрели на вас». «Творить свою праведность» — правильно. Но делать это «перед людьми с тем, чтобы они смотрели на вас» — значит «дурную цель лелеять». В Мф. 6:2-18 Иисус привел три примера, когда «творили добро, дурную цель лелея», или, скажем своими словами, совершали правильные дела из неправильных побуждений. В предыдущем уроке мы разобрали первый из этих примеров: стремление к людской похвале. В этом уроке мы рассмотрим последние два.
МОЛИТВА
«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: “Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь”. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:5-15).
Неправильная молитва
Второй пример Иисуса, когда люди «творят добро, дурную цель лелея», касается молитвы. Вначале Он указал, что, молясь, мы не должны походить на фарисеев: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (ст. 5).
Иудеи молились в определенные часы. Они начинали и заканчивали свой день молитвой. В течение дня они должны были молиться три раза (см. Дан. 6:10): в третьем часу (около девяти часов утра), в шестом часу (около полудня) и в девятом часу (около трех часов дня). Если была такая возможность, набожные иудеи в эти часы шли молиться в храм (см. Деян. 3:1). Кто не мог пойти в храм, те поощрялись к тому, чтобы в это время остановиться там, где они находились, и совершить молитву. Очевидно, некоторые иудеи так составляли свое расписание, чтобы, когда наступало время молитвы, оказаться на видном месте: на городской площади или на оживленном перекрестке. Из своих молитв они делали спектакль, «чтобы показаться перед людьми».
О таких Иисус сказал: «Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (6:5). Они вызывали восхищение у людей, но это и все. Как мы говорили в предыдущем уроке, от Бога они никакой награды не получат. Он на их жизни поставил печать: «оплачено сполна». Как неразумен человек, который выпускает из рук вечные награды, чтобы схватить временную похвалу!
Правильная молитва
«Ты же, — сказал Иисус, — когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (ст. 6). В Современном Переводе написано «скройся в задней комнате». Так что же, во время молитвы я должен протискиваться в эту неприятно пахнущую, битком набитую кладовку и еще закрывать за собой дверь? Греческое слово, переведенное как «задняя» или «внутренняя» комната (тамейон), означала помещение для хранения припасов и во многих домах была единственной комнатой с дверью и, возможно, единственной комнатой, которую можно было запереть. Этот термин также мог использоваться в общем смысле, в значении «любой комнаты в доме, где можно было уединиться» (Вайн).
Наставления Иисуса о том, что нужно войти в уединенное место, чтобы помолиться «втайне», вызывает несколько вопросов. Хотел ли этим Иисус исключить публичные молитвы? Намеревался ли Он помешать совместным молитвам, скажем, двух христиан? Ответ на оба эти вопроса — «нет». В этом разделе Иисус учит Своих учеников молиться «Отцу нашему, сущему на небесах» — не «моему Отцу», а «нашему» — что подразумевает коллективную молитву. В Мф. 18:19, 20 Иисус говорит о молитвенных просьбах двоих или троих людей к Богу. Книга Деяния содержит много примеров совместной молитвы последователей Христа (1:24; 4:24; 12:12).
Некоторые считают, что допустимо молиться вслух, когда церковь собирается на богослужение, но что наш текст запрещает нам вслух молиться в общественных местах, например перед приемом пищи в кафе. Что касается этого конкретного вопроса, то пусть каждый поступает «по удостоверению своего ума» (Рим. 14:5). Я обычно молюсь перед едой с семьей и друзьями, где бы я ни был, но делаю это по возможности тихо и не привлекая к себе внимание.
Какие уроки все мы можем извлечь из слов Иисуса? Первый — что хорошо иметь тихое, уединенное место, где мы можем побыть с Богом один на один. Даже Иисус ощущал необходимость удалиться «в пустынное место», чтобы там помолиться (Мк. 1:35). Вдобавок к этому практическому выводу можно привести общие принципы в учении Иисуса, действующие всегда и везде.
· Мы не должны молиться так, чтобы это привлекало внимание к нам, а не к Богу.
· Мы должны отвлекаться от мыслей о людях и больше сосредоточиваться на Боге.
· Мы должны закрыться от людей и открыться Богу.
Мы будем меньше отвлекаться, если пойдем молиться в тихое место, но это не всегда возможно, правда? Где бы мы ни были и что бы мы ни делали, мы можем войти во «внутреннюю» комнату своего сердца и поговорить с Богом. Это можно сделать, когда мы ведем автомобиль, когда подметаем пол или стоим в очереди за продуктами.
Необходимость закрыться от людей представляет определенную трудность для мужчин, ведущих общецерковные молитвы. Их задача — направить мысли присутствующих на других и на их нужды. В то же время ведущие в молитве должны следить за тем, чтобы их целью не стало произвести впечатление на других поклоняющихся. Мартин Ллойд-Джонс писал, «что реальная опасность для мужчины, молящегося перед всей общиной, состоит в том, что он может обращаться не к Богу, а к общине». А Гарольд Фаулер отмечал, что «те, кто молится публично, не должны вообще думать о слушающих его людях — хотя бы в той степени, чтобы не бояться их порицания и не искать их похвалы».
Как не надо молиться
В стихах 7 и 8 Иисус дополнительно учит, как не молиться. Перед этим Он в примере неправильной молитвы вывел лицемерных иудеев (ст. 5), теперь же приводит плохой пример неверующих язычников: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (ст. 7).
Иисус не хотел сказать, что молитвы вообще никогда не должны быть длинными. Он Сам молился всю ночь перед избранием апостолов (Лк. 6:12-16). Он учил Своих последователей быть настойчивыми в молитве (см. Лк. 18:1-7). Не осуждает Иисус и вообще всякое повторение в молитве. В Гефсиманском саду одну и ту же молитву Он повторил три раза (см. Мф. 26:44). Павел трижды просил Бога удалить «жало в плоть» (см. 2 Кор. 12:7, 8). Большинство из нас могут назвать случаи, когда нас переполняло горе, душевная боль, беспокойство, и мы снова и снова повторяли одну и ту же молитву, прося Бога о помощи и укреплении. Таким случаем может быть, например, серьезная болезнь близкого человека. Господь не имел ничего против такого — идущего от сердца — повторения.
Иисус предупреждает: «не говорите лишнего»: не молитесь механически, как будто бубните монотонное заклинание. За этим выражением стоит единственное в своем роде греческое слово батталогео. Этот стих — единственное место, где оно встречается, ну и плюс те места, где этот стих цитируется. Обычно этому слову дают определение «говорить бездумно» (Бауэр) или что-то в этом роде. В Современном Переводе сказано «не болтай попусту», в Славянском Евангельском Обществе — «не разглагольствуйте», а в Российском Библейском Обществе — «не бубните».
Язычники не имели такого понятия как личный Бог, который любит их и принимает к сердцу все, что с ними происходит. Их так называемые боги, по их представлению, были далекими, эгоистичными и зачастую бессердечными. Язычники придумали много ухищрений, чтобы заставить своих богов слушать и отвечать. У них были магические заклинания, в которых правильные слова значили больше, чем правильная мотивация. Они создали длинные списки имен богов, надеясь, что путем бесконечного повторения каким-то образом призовут имя правильного бога и получат желаемое. Они воображали, что чем больше скажут, тем больше вероятности, что будут услышаны. Пророки Ваала, встретившись с Илией, «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: “Ваале, услышь нас!”» (3 Цар. 18:26). Иисус, по сути, сказал: «Не позволяйте своей молитве опуститься до уровня языческого суеверия».
Какой практический вывод относительно бессмысленного многословия в молитве можно сделать сегодня? Мы склонны обращать внимание на то, как и что делается в других религиозных группах. Можно вспомнить обычай вновь и вновь повторять установленную молитву, отсчитывая количество повторений перебиранием четок и чтением молитвенника, или литургические формы поклонения, в которых одни и те же молитвы слово в слово повторяются во время почти каждой службы. Но если мы будем честны перед собой, то должны признать, что и нас тоже можно кое в чем обвинить. Мы можем выработать однообразный способ благодарить Бога за столом или одними и теми же словами молиться перед сном. Когда мы ведем молитву во время богослужения, легко использовать любимые фразы, употреблять религиозные клише. Мы даже можем быть повинны в той мысли, что «в многословии своем будем услышаны».
Давайте не будем говорить: «Да, я знаю человека, который делает именно так!» В следующей главе мы читаем замечательный отрывок о грехе осуждения других (Мф. 7:1-5). Каждому из нас нужно исследовать себя и спросить: «А что можно сказать о моем сердце? Я не повинен ли в бессмысленном повторении? Я не молюсь ли бездумно?»
Иисус сказал: «Не уподобляйтесь им» (6:8) — то есть не уподобляйтесь язычникам, которые «думают, что в многословии своем будут услышаны» (ст. 7). «…Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (ст. 8). Бог — наш Отец! Он знает нас! Он знает наши нужды! Однако мы должны сосредоточиться на главной мысли Иисуса. Молясь, мы не должны все время говорить, говорить и говорить без остановки. Бог — наш любящий Отец, и Он знает, что нам нужно.
Некоторые спрашивают: «Но если Бог знает, что нам нужно, зачем тогда вообще молиться?» На этот вопрос существует много ответов. Позвольте упомянуть только два. Во-первых, просьба к Богу удовлетворить наши нужды не единственный повод для молитвы. Хотя Он и знает наши нужды, мы все равно должны приходить к Нему в молитве, чтобы восхвалить Его и поблагодарить за благословения. Во-вторых, хотя Он и знает наши нужды, Он попросил нас молиться о них. Бог хочет, чтобы мы знали источник своих благословений и никогда не воспринимали их как должное. Земной отец может знать нужды своих детей, но он все равно хочет, чтобы они пришли и поговорили с ним.
Как надо молиться
Если мы не должны молиться, «как язычники», то как нам молиться? Иисус ответил на этот вопрос, дав то, что принято называть «Господней молитвой» (или «Отче наш»). Лучше ее называть «Молитвой учеников» или «Образцом молитвы». Ее слова знакомы многим:
«Молитесь же так: “Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”» (ст. 9-15).
Господню молитву мы рассматривали здесь и здесь. А пока просто отметим, что — в отличие от длинных, механических молитв язычников — эта молитва короткая и глубоко личная.
ПОСТ
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они делают мрачными свои лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).
Как не надо поститься
Мы подошли к третьему примеру Иисуса, когда правильные дела совершаются с целью покрасоваться перед людьми: к соблюдению поста. Он сказал: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (ст. 16). Слово, переведенное глаголом «поститься» (нестьюо), означает «обходиться без пищи». Это слово употреблено с рассказе о насыщении четырех тысяч, где говорится о проголодавшихся людях, целый день слушавших Иисуса (см. Мф. 15:32). Пост иудеи считали важной духовной практикой. Закон Моисея никогда прямо не предписывал поститься, но в День очищения иудеям было велено смиряться (Лев. 16:29-34; отметьте стих 31). В понятие смирения вкладывали и отказ от принятия пищи. В Пс. 34:13 Давид писал, что «изнурял постом душу [свою]». Со временем иудеи добавили и другие дни обязательного поста, в частности так они отмечали начало нового года и годовщины известных печальных событий в иудейской истории. В особых обстоятельствах объявлялся общенародный день поста (см. 1 Цар. 7:5, 6). Также отдельные люди постились по личной инициативе (например, см. 2 Цар. 1:12; 12:16; Неем. 1:4). В Ветхом Завете пост обычно был выражением смирения, раскаяния или печали.
Ко времени Иисуса фарисеи добавили к постам еще два дня в неделю (см. Лк. 18:12). Эти посты длились от восхода до заката солнца. Исторические источники говорят нам, что эти два дня соответствовали нашим вторнику и четвергу. Это были у иудеев базарные дни — дни, когда в город прибывало много народу и у фарисеев появлялось больше зрителей для демонстрации того, как они постятся.
Иисус сказал, что эти лицемеры, когда постятся, «принимают на себя мрачные лица» (от слова афанидзо, означающего «становиться неузнаваемым») и не ухаживают за своей внешностью. Они не умывались, не расчесывали волосы, одевались в грязную, мятую одежду и напускали на себя скорбный вид. Возможно, они также посыпали головы пеплом и надевали рубище всем напоказ. Все это делалось для того, чтобы другие видели, как глубоко они духовны.
И снова Иисус подчеркивает: «Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16), «Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12:43), и одобрение людей — это все, что они когда-либо получат.
Как надо поститься
Иисус сказал, что такие лицемерные представления не должны характеризовать Его последователей:
«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (ст. 17, 18).
Помазание головы маслом и умывание были у иудеев обычной практикой ухода за собой. Иисус этим говорил: «Когда поститесь, ведите себя, как обычно. Не делайте ничего такого, что бы привлекало внимание к тому, что вы поститесь». Сегодня Иисус мог бы сказать: «Совершайте свои обычные утренние процедуры. Умывайтесь, чистите зубы, причесывайтесь».
Но после всего сказанного мы по-прежнему остаемся в недоумении относительно поста и того, как указания Иисуса должны влиять на нашу христианскую жизнь. Заметьте, что Иисус сказал не «если поститесь», а «когда поститесь». Это предполагает уверенность, что Его последователи будут поститься. Некоторые считают, что пост — это утраченная христианская практика. Они указывают на благочестивых людей первых веков, которые постились продолжительное время, и говорят, что сегодня нам нужно делать то же самое.
Что Новый Завет говорит о посте? Немного. Самый длинный отрывок — это Мк. 2:18-20 (см. Мф. 9:14, 15; Лк. 5:33-35):
«Ученики Иоанна и фарисеев постились. Приходят к Нему и говорят: “Почему ученики Иоанна и фарисеев постятся, а Твои ученики не постятся?” И сказал им Иисус: “Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни”».
Из этого мы узнаем, что ученики Иоанна Крестителя постились, а ученики Иисуса — нет. И снова перед нами предположение Иисуса, что Его ученики будут поститься после того, как Он покинет их. «Высказывание [Иисуса] истолковывается как указание на то, что пост является законной, хотя и необязательной, функцией христианской жизни» (Харрисон).
Постились ли ученики Иисуса, когда Он вернулся на небеса? Если в Новом Завете и есть какая-либо запись о том, что кто-то из отдельных христиан лично постился, то я о ней не знаю. Зато у нас есть два примера, когда постилась вся община. Перед тем как послать Варнаву и Савла в качестве миссионеров, церковь в Антиохии совершила «пост и молитву» (Деян. 13:3; см. ст. 1-3). Избрав старейшин, общины «помолились с постом» (Деян. 14:23). Однако нам не известны подробности того, как постились эти общины. Мы не знаем, как долго они не ели. Не знаем, было ли назначено особое время для поста и молитвы или же пост совершался естественным образом во время молитвенного собрания общины.
Пытаясь разобраться в вопросе поста, мы сталкиваемся с отсутствием информации. Что касается помощи неимущим, то у нас есть и повеления и наставления (см. 2 Кор. 8; 9). В отношении молитвы мы имеем много заповедей и много наставлений (см., например, Мф.7:7-11; 1 Фес. 5:17; Еф. 6:18). Однако по теме поста у нас нет повелений — только наставление нашего текста не привлекать к себе внимание.
Соблюдающие пост приписывают ему разнообразную физическую и духовную пользу — от прояснения ума до углубления духовности. Но поскольку у людей разный обмен веществ и разная психика, то не все, кто пытается соблюдать пост в духовных целях, испытывают положительные результаты. Кроме того, о подобном говорят и нехристианские группы, так что в описываемых результатах нет ничего, характерного исключительно для христиан. Если в посте заключены неотъемлемые, автоматические духовные блага, тогда трудно понять, почему Иисус не велел Своим ученикам поститься, когда Он был с ними.
Часто говорят, что пост — это форма самодисциплины. Не секрет, что, когда дело касается еды, некоторые из нас действительно нуждаются в большей внутренней дисциплине. Однако самодисциплина — это постоянное, каждодневное требование, тогда как тот малый объем информации о посте, которым мы располагаем в Новом Завете, наводит на мысль, что он соблюдался в чрезвычайных ситуациях. Джон Стотт пишет:
«[Пост] — практика не столько регулярная, сколько приуроченная к определенному событию или мероприятию, чтобы мы, когда собираемся просить Бога о каком-то конкретном руководстве или благословении, отказались от пищи и всего того, что отвлекает от этого наше внимание».
В новозаветной церкви пост был выражением скорее самоотречения, нежели самодисциплины. Он был вопросом приоритетов, практической демонстрацией предписания в конце главы: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его» (Мф. 6:33). В определенных случаях христиане отказывались от пищи и других законных удовольствий, ибо то, что они делали для Господа, было гораздо важнее.
На ум приходят несколько современных иллюстраций. Это те, кто забывает о времени обеда, когда у них появляется возможность проповедовать евангелие Христа. Это те, кто не вспоминает о еде, затраченных времени и средствах, когда они помогают нуждающимся. К сожалению, есть и такие, у кого подобные приоритеты явно отсутствуют. Такие люди, чем прийти в собрание со святыми, чтобы поклониться Богу и прославить Его (Евр. 10:25), больше думают о том, как бы поспать, поесть и отдохнуть.
Кроме соблюдения своих приоритетов, как еще учения Иисуса о посте влияют на вашу жизнь? Я не могу за вас ответить на этот вопрос. Вы сами можете видеть, какое положительное влияние они оказывают на вас. Если община столкнулась с проблемой, руководитель может призвать к посту и молитве. Однако не забывайте, что сказал Иисус. Когда поститесь, не разыгрывайте из этого спектакль и не привлекайте внимание к себе. И тогда «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надеюсь, мы не настолько долго разбирались с примерами Иисуса, чтобы потерять нить основной вести: мы должны самым внимательным образом следить за тем, чтобы у нас не получилось «творить добро, дурную цель лелея». Иисус назвал тех, кого осуждал, «лицемерами» (ст. 2, 5, 16). Лицемерами мы обычно считаем людей, сознательно желающих казаться тем, кем на самом деле они не являются. Однако те, кого имел в виду Иисус, вероятно, искренне верили, что исполняют Божью волю (см. Лк. 18:11, 12). Они были самой трагической разновидностью лицемеров: обманывающими сами себя. Да поможет нам Бог не быть такими жертвами самообмана. Да поможет нам Бог не только творить правильные дела, но и творить их из правильных побуждений.