Что бы вам хотелось знать? Дети задают тысячи вопросов, многие из которых начинаются с “почему?” Подростков волнует, чем они будут зарабатывать на жизнь, и как определить, влюблен ты или нет. Взрослым хочется знать, как преуспеть в жизни. А вот ученики Иисуса хотели знать, как молиться: “Случилось, что когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: «Господи! Научи нас молится, как и Иоанн научил учеников своих»” (Лк. 11:1). Ответ Христа называют Господней молитвой, или просто “Отче наш”. В прошлом году мы уже изучали Господню молитву. Теперь же посмотрим на нее с другой стороны.
“Когда молитесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не возведи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»” (Лк. 11:2-4).
Более знакомый вариант этой молитвы приводится в Мф. 6, в Нагорной проповеди:
“Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь»” (Мф. 6:9-13).
Этот отрывок — один из самых известных во всей Библии. Сравниться с ним может разве что Псалом 22. К сожалению, многие заучили эту молитву наизусть, но не приняли ее в свое сердце. Давайте посмотрим, чему эта молитва на самом деле учит — и чего требует от каждого из нас.
Начнем с некоторых отрицаний. Во-первых, молитва в Мф. 6:9-13 и Лк. 11:1-4 не была задумана как молитва для ритуального чтения. В стихах, непосредственно предшествующих Мф. 6:9-13, Иисус предупреждает, что не надо “говорить лишнего” (Мф. 6:7). Далее, Господь говорит: “Молитесь же так” (Мф. 6:9) — не “говорите в точности именно этими словами”. Когда позже Иисус повторил эту молитву (Лк. 11:1-4), даже Он кое-что в ней изменил: в Евангелии от Матфея Он произнес 57 слов, а в Евангелии от Луки — только 38.
Во-вторых, знакомое название “Господня молитва” не точное. Такое название ей дал один безымянный схоласт в Средние века, и оно так и закрепилось за ней. Однако если Сам Иисус и молился этой молитвой, то никакого письменного свидетельства об этом нет. Его слова я предпочитаю называть “образцовой молитвой”. Это образец во многих отношениях. (1) Это образец всеохватности: в ней признается величие Бога, выражается забота о царстве и обо всех, кто в мире, касается она и личных нужд. (2) Это образец краткости и простоты. У Матфея она изложена в пяти стихах, у Луки — всего в трех. Длинный вариант можно прочитать вслух примерно за двадцать секунд. Как мы увидим, это образец еще и в других аспектах. В нашем уроке основным текстом будет Мф. 6, потому что он более длинный (и, соответственно, более полный) и более известный, но иногда я буду обращаться и к Лк. 11.
ОБРАЗЕЦ НАПРАВЛЕННОСТИ
Эта молитва — образец направленности. Во-первых, она направлена к Богу: “Отче наш, сущий на небесах” (Мф. 6:9). Мы должны молиться Богу — не Марии или какому-нибудь святому, а Богу. Павел говорит: “благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа” (Еф. 5:20). Опять же, мы должны молиться Богу, нашему Отцу. Яхве — не безличный Бог, а Отец, который заботится и дает. Кроме того, мы должны молиться Богу, который является нашим Отцом. Это не молитва отшельника; это не молитва единственного чада. Фразой “Отче наш” мы признаем наше общее братство. Когда мы молимся “Отче наш...”, мы свидетельствуем, что собрались вместе обсудить семейные вопросы.
Эта молитва является образцом направленности еще и потому, что она направлена к небесам. “Отче наш, сущий на небесах” (Мф. 6:9). Этот мир — творение и собственность Бога, но не Его дом. Наша религия нацелена на небеса. Иисус пришел с небес и туда же возвратился. Сейчас Он сидит одесную Бога, ходатайствуя за нас. Однажды Он сойдет с небес, чтобы забрать Своих, которые проведут вечность с Ним на небесах. Павел пишет, что “наше... жительство — на небесах” (Фил. 3:20). Иисус говорил Своим ученикам: “...радуйтесь тому, что имена ваши вписаны на небесах” (Лк. 10:20). Он велел всем нам “собирать себе сокровища на небе” (Мф. 6:20).
ОБРАЗЕЦ БЛАГОГОВЕНИЯ
Эта молитва является образцом благоговения. Бог — не случайный знакомый или приятель; Он — наш Отец, и имя Его свято. Молитва продолжается: “Да святится имя Твое” (Мф. 6:9; см. Лк. 11:26). Слово “святить” образовано от слова “святой” и означает “считать святым, благоговеть как перед святым”. В Ветхом Завете псалмопевец говорит: “Свято и страшно имя Его!” (Пс. 110:9). Моисей заповедал: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” (Исх. 20:7). Образцовая молитва Иисуса дает нам знать, что даже при новом завете к Богу мы должны приступать с чувством глубокого почтения и трепета.
ОБРАЗЕЦ АКЦЕНТИРОВАНИЯ ГЛАВНОГО
Только что упомянутое благоговение задает тон нашим просьбам в молитве. Прежде всего мы выражаем заботу не о себе, а о Божьих планах и целях: “Да придет Царство Твое” (Мф. 6:10; см. Лк. 11:2).
Что это за “Царство”, прихода которого они ждали? Это церковь. Давайте повторим некоторые ключевые отрывки о царстве Мессии:
• Даниил 2:44. Даниил обещал, что царство Мессии придет в дни Римской империи.
• Матфея 3:2; 4:17. Когда римляне правили миром, пришли Иоанн Креститель, а затем Иисус, и проповедовали: “Приблизилось Царство Небесное”.
• Матфея 16:18, 19. В Кесарии Филипповой Иисус говорил об установлении Своего царства; Он назвал его Своей “церковью”.
• Марка 9:1. Христос сказал Своим ученикам, что царство придет при их жизни и что придет оно “в силе”. Позже Он сказал, что эта сила придет вместе со Святым Духом (Деян. 1:6-8).
• Деяния 2:1-4. Святой Дух пришел в первую Пятидесятницу после смерти, погребения и воскресения Иисуса. Тогда же пришла сила и было установлено царство/церковь.
• Деяния 2:47. С того момента о царстве/церкви уже говорится как о реально существующем образовании. Когда люди получали спасение, Бог прибавлял их к Своей церкви, избавляя от “власти тьмы” и вводя “в Царство возлюбленного Сына Своего” (Кол. 1:13). Христиане находятся в непоколебимом царстве (Евр. 12:28) — церкви, которую не одолеют и врата ада (Мф. 16:18)!
Когда Иисус велел ученикам молиться “да придет Царство Твое”, они, по сути, молились “да будет установлена церковь Твоя”. Господь просил Своих учеников быть участниками в великом предвечном замысле Божьем, который предполагал возникновение церкви (см. Еф. 3:10, 11).
Должны ли мы сегодня молиться об этом? Поскольку царство/церковь уже установлено, лучше не повторять эту фразу слово в слово. Можно конкретизировать свою просьбу: “да придет Царство Твое ко всему миру” или “да придет Царство Твое в сердца всех людей”. Если мы будем повторять эти слова без изменения, то наша молитва будет играть на руку премилленариям, которые считают, что царство Христово еще не установлено.
Тем не менее, молитва все равно учит, что нам с вами следует проявлять заботу о царстве/церкви — и что в наших молитвах у нас на устах должно быть его благополучие. Нам следует молиться о своей общине и о церкви во всем мире. Поступая так, мы все равно будем участвовать в Божьем великом плане сделать Свою мудрость “известной через Церковь” согласно “предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем” (Еф. 3:10, 11)!
ОБРАЗЕЦ ЗАБОТЫ
Следующая просьба продолжает акцентировать духовное, но этот акцент перемещается от церкви/царства на всю землю: “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Мф. 6:10). Так выражается пожелание, чтобы все на земле были послушны Божьей воле. Одна только мысль о такой возможности потрясает. Подумайте о том, как Его воля исполняется на небесах. Представьте себе ангелов и архангелов, стоящих пред Божьим престолом. Посмотрите, как им не терпится услышать Его повеления и побыстрее исполнить их. Как было бы замечательно, если бы вот так же Его воля исполнялась и на всей земле!
Поскольку Божья воля открыта в Его Слове, то мы, для того чтобы на эту часть молитвы был получен ответ, должны нести это Слово по всей земле (Мф. 28:18-20; Мк. 16:15, 16). Мы должны призывать людей повсюду исполнить Господни заповеди.
Однако главная ценность этой части молитвы состоит в том, что она заставляет нас исследовать собственное отношение к Его воле. Честно говоря, многие из нас не всегда в восторге от Божьей воли для нашей жизни. Кто-то сказал, что “людям не нравятся те роли, которые раздал им Царь небесный”. Некоторые на самом деле молятся: “Да будет воля моя на земле”. Цель молитвы не заставить Бога исполнить нашу волю, а научиться самим подчиняться Его воле.
ОБРАЗЕЦ СДЕРЖАННОСТИ
Мы уже на середине молитвы, а еще не дошли до личных просьб — но наши сердца уже должны приготовиться к одной из них. Далее мы читаем: “Хлеб наш насущный дай нам на этот день” (Мф. 6:11). Лука пишет: “Хлеб наш насущный подавай нам каждый день” (Лк. 11:3). Отметьте сдержанность молитвы: это просьба не о пироге (или других излишествах), а о хлебе. Это просьба дать хлеб не на месяц, а чтобы его хватило на этот день.
Один из уроков этой части молитвы состоит в том, что мы должны довольствоваться самым необходимым. Пища — одно из немногих, что у нас должно быть. Нет ничего плохого в том, чтобы просить о других благословениях, но наше счастье не должно зависеть от того, сколько вещей мы имеем. Павел пишет: “Имея пропитание и одежду, будем довольны тем” (1 Тим. 6:8).
В этой части молитвы есть и другие уроки. Например, она напоминает нам, что источником всех наших благословений является Бог. У Него мы должны просить о чем-то даже таком элементарном, как насущный хлеб. Мы должны говорить не “Посмотрите, что я сделал”, а “Посмотрите, что для меня сделал Бог”. Все, что у нас есть, мы “подобрали по дороге”, но кладет эти благословения на дорогу, чтобы мы их “подобрали”, Бог. Чтобы каждый день иметь хлеб, нужно работать (см. 2 Фес. 3:11, 12), но мы все равно должны признавать, что Бог — первичный источник каждого благословения. Об этой истине напоминает одно старое стихотворение:
Для хлеба нужна мука,
А для муки — мельница;
А для мельницы — пшеница,
Что под горою колосится;
А для пшеницы — солнце, поле,
Теплые дожди и Божья воля.
Кроме того, молитва Иисуса подразумевает необходимость бескорыстия. Мы должны молить Бога дать не “мой хлеб насущный”, а “наш хлеб насущный”. Вся молитва от начала и до конца подчеркивает общность христиан. Прочтите молитву еще раз. В ней нет ни одного личного местоимения “я”. Вся молитва пропитана заботой о других.
ОБРАЗЕЦ СМИРЕНИЯ
Далее в молитве идет следующая личная просьба: “И прости нам долги наши” (Мф. 6:12). Слово, переведенное “долги”, означает “взятое взаймы”, но здесь речь идет о духовном долге, а не о денежном. В греческой версии Нового Завета это слово в единственном числе употребляется в значении обиды, вины или греха. У Луки читаем: “И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему” (Лк. 11:4). Стоя перед святым Богом, мы признаём, что мы грешники, и просим Бога простить нас. Это бьет прямо по нашей гордыне.
Следующая часть этой просьбы бьет по нашей гордыне еще больнее: “Как и мы прощаем должникам нашим” (Мф. 6:12). Прощать так трудно! Когда кто-то обижает нас, это ранит наше самолюбие и гордость. Мы склонны думать: “Я никогда не смогу простить его [или ее]!” Как трудно простить такого человека в своем сердце! Но мы, по сути, должны научиться говорить: “Это не так важно; я должен забыть об этом”.
Делаются попытки как-то обойти это важное учение в Мф. 6:12 (см. ст. 14, 15). Одни спрашивают: “Как я могу простить человека, который не кается и не просит прощения?” Другие указывают на Лк. 17:3 и тот факт, что Бог не прощает нас, пока мы не покаемся. Однако мы говорим не о восстановлении дружеских отношений, а о затаенном в сердце отношении к обидчику. Иисус молился на кресте: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34). Хоть Он и произнес эту молитву, вина их грехов оставалась на их душах, пока они не покаялись (см. Деян. 2:36-38). Тем не менее (и именно это мы должны научиться делать), Иисус простил их в Своем сердце. Если кто-то обижает меня, мои отношения с этим человеком, возможно, останутся натянутыми, пока он не признает, что поступил неправильно; но больше всего меня должно заботить, чтобы в моем сердце не было враждебности. Я должен следить за тем, чтобы в моей душе не пророс “какой горький корень” (Евр. 12:15), заполнив ее и задушив любовь, которую я должен иметь к другим.
У Луки эта часть молитвы звучит позитивно: “Ибо и мы прощаем всякому должнику нашему” (Лк. 11:4). А что если мы не готовы простить? Говорят, человек, который не хочет прощать, разрушает мост, по которому должен пройти сам. Задумайтесь над словами Иисуса, которые идут сразу после образцовой молитвы: “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6:14, 15).
ОБРАЗЕЦ ПОНИМАНИЯ
Молитва продолжается: “И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого” (Мф. 6:13а; см. Лк. 11:4). Образцовая молитва является образцом понимания потому, что мы заботимся не только о прощении грехов, но также и о том, чтобы держаться подальше от всего, что ведет к греху.
Что касается слова, переведенного “лукавый” и обычно означающего “зло”, то в греческом тексте перед ним стоит определенный артикль, поэтому его можно перевести и как “зло” (то есть всякое зло) и как “злой [некто]” (то есть дьявол). Поскольку дьявол ответствен за всякое зло, то оба перевода (и “зло” и “лукавый”) передают одну и ту же мысль.
Эта часть молитвы учит нас просить Бога помогать нам удаляться от искушения, преодолевать соблазны, которые встают на нашем пути, и справляться с сатаной. (Так как Бог никого не искушает (Иак. 1:13), фраза “не введи нас в искушение” должна означать приблизительно следующее: “помоги нам не дать ввести себя в искушение”). Она также налагает на нас ответственность. Слишком часто мы хотим, чтобы Бог вызволил нас из беды после того, как мы сами вполне осознанно полезли туда, куда не следует. Нельзя молиться “не введи нас в искушение”, а затем намеренно и сознательно идти туда, где, как мы знаем, нас подстерегает искушение; это непоследовательно.
ОБРАЗЕЦ ВОСХВАЛЕНИЯ
Последние, такие знакомые, слова молитвы “Отче наш”: “Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь” (Мф. 6:13), — в Современном Переводе отсутствуют. Этого окончания нет в более древних рукописях. Однако имеются свидетельства, что эти слова использовались в первые века существования церкви; в большинстве переводов они также присутствуют — в сносках ли, на полях или в других местах. Они хорошо подходят для завершения молитвы: так мы возвращаемся к источнику всякого блага, к Самому Богу:
• Его есть “Царство”. Царство принадлежит Ему, и Он стоит надо всем. Мы должны признавать эту истину.
• Его есть “сила”. Какой бы силой ни обладали люди, она ничтожна в сравнении с Божьей силой. Мы должны считаться и с этим фактом.
• Его есть “слава”, и мы должны возвещать ее.
• Все это будет истинно “вовеки”. “Аминь” и аминь!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот такая эта образцовая молитва. Можно ли сказать, что она учит всему, что нам с вами нужно знать о молитве? Нет. Например, в ней не указывается, что мы молимся во имя Иисуса. Образцовая молитва была произнесена еще при законе Моисея, и сегодня ею может молиться всякий правоверный иудей. Павел учил, что при Новом Завете мы должны благодарить “всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа” (Еф. 5:20; см. также Кол. 3:17). Знакомая фраза “во имя Иисуса” — не просто слова; это признание нашего понимания, что Иисус сейчас является нашим Посредником (1 Тим. 2:5). Хочется еще раз отметить, что просьбы в образцовой молитве имеют общий характер. Нам с вами, когда мы молимся, нужно быть конкретными: благодарить за конкретные благословения, исповедовать конкретные грехи, молиться за конкретных людей.
И все же эта молитва может многому нас научить. Как уже отмечалось, она — образец направленности, благоговения, акцентирования главного, заботы, сдержанности, смирения, понимания и восхваления.